Виктория Колесникова: Что стоит за пунктуальностью?

Виктория Колесникова

«Сколько можно опаздывать?! Вечно приходится тебя ждать?!» Знакомо? Мы можем оказаться как по одну, так и по другую сторону этого конфликта. Можем мы опаздывать и активно бороться (или не бороться) с этим, а могут опаздывать наши деловые партнеры или близкие. Так или иначе, мы все сталкиваемся с опозданиями. По этой причине данную статью следовало ба назвать «Что стоит за НЕпунктуальностью?». Но я сознательно оставила существующее название. Почему? Ответом на этот вопрос и будет настоящая статья.

Обсуждая эту тему на тренингах, я часто слышу, что опоздания – часть менталитета русских людей, что с этим нельзя ничего сделать, что это в крови. В тоже время опыт показывает, что большинство наших проблем связано именно с неумением ценить свое время и время окружающих. Видимо, это мы впитываем с материнским молоком.

Для меня пунктуальность носит двойной характер. С одной стороны, тренинг важно начинать после того, как придут все участники (это я о насущном, профессиональном). В противном случае начинаются хождения, каждого вновь пришедшего необходимо вводить в курс происходящего, знакомить с группой. На что уходит время, силы, а те, кто к этому моменту уже готовы работать, и настроены на активное взаимодействие, начинают скучать, зевать и думать что-то вроде: «Ну вот, все сначала…». Помните фильм «День сурка»? Опоздания в ходе тренинга напоминают что-то подобное.

С другой стороны, мне не везет. Среди моих знакомых есть люди, которые упорно опаздывают. И это вызывает у меня, как человека ответственного и пунктуального, к тому же еще увлекающегося эффективным использованием времени, сильное раздражение. Что не самым лучшим образом сказывается на наших отношениях.

Вот я с недавних пор и занялась активной борьбой с опозданиями! Опытом хочу поделиться с Вами. Думаю, это будет интересно, независимо от того, по какую сторону баррикады Вы находитесь.

Для начала предлагаю разобраться с природой опозданий. Можно выделить 2 блока причин, стоящих за опозданиями:

- Технические (сломалась машина, пробки, не прозвонил будильник, опоздала электричка и т.п.)
- Психологические (желание привлечь дополнительное внимание к себе и своим действиям)

Если опоздания происходят, на первый взгляд, по независящим от нас обстоятельствам (то есть мы имеем дело с техническими причинами). Важно научиться заранее планировать свое время таким образом, чтобы предусмотреть возможные форс-мажоры: выйти заранее, при планировании оставить запас времени, уточнить, есть ли на пути пробка и продумать объездной путь и т.п. Технические причины на то и технические, чтобы решаться с помощью подручных средств (поставить 2 будильника, настроить на телефоне информирование о пробках на дорогах, иметь с собой точное расписание электричек...)

Если же будильник «забывает» прозвонить с угрожающим постоянством, а пробки «находят» Вас все чаще и чаще – пора обратить внимание на психологические аспекты опозданий.

В психологии есть такое понятие «вторичная выгода», т.е. когда за внешней причиной стоит еще одна, глубокая и незаметная. Например, человек регулярно опаздывает и причины всегда убедительные: то маршрутка в пробку попала, то лифт застрял, то каблук сломался и т.д. и т.п. Мы ждем, злимся или смирились, сами опаздываем, «все - равно ведь опоздает!» В любом случае все это время мы думаем об этом человеке, уделяем ему внимание. Как поступить в этой ситуации? Психологи советуют уделять такому человеку больше внимания, поддерживать его и спокойнее относится к задержкам. Но, самое главное,  прежде, чем возмущаться, постараться разобраться, что стоит за опозданием.

Вопрос опозданий на свои тренинги, мне удалось решить (признаюсь еще не на все 100%, но на 90» точно!) следующим образом. В начале тренинга я исправно жду опоздавших. Тех же, кто пришел вовремя, чтобы не скучали и не чувствовали себя теряющими время, я поощряю: делюсь полезной и интересной информацией, связанной с тренингом. Сама прихожу всегда заблаговременно и начинаю тренинги вовремя. Культуру уважительного отношения ко времени во многом позволяет привить тренинг «Эффективное использование времени». На котором мы учимся чувствовать время, расставлять приоритеты, планировать в зависимости от личностных особенностей и специфики работы, ставить цели и поощрять себя любимый, помня об отдыхе и личной жизни.

Внедрение уважительного отношения к такому бесценному ресурсу как время (давно уже не секрет, что время дороже денег) процесс долгий и нелегкий. На мой взгляд, существенную роль в этом играет корпоративная культура поощряющая, жестко карающая наказания либо мотивирующая пунктуальность. Чувствуете разницу? На собственном опыте я поняла, что ругать, увещевать, воспитывать в данном случае бесполезно. Кто-то обижается, кто-то начинает сопротивляться давлению и опаздывать назло (осознанно или нет), кто-то старается приходить вовремя из-под палки, и опаздывать, если не чувствует, что будет за это наказан. Поощряя же пунктуальность, мы развиваем культуру чувствования времени. Человек начинает бережно относится к своему запасу лет, месяцев, дней, часов, секунд, мгновений... А научившись ценить свое, постепенно проникается уважением к чужому.

Если же опаздываем мы сами, то самое время задать себе вопрос: «Что мешает мне прийти вовремя?». «Если бы я знала?» - ответила моя коллега, которой я задала этот вопрос во время написания данной статьи. Вы ответили подобным образом? Что если копнуть глубже? Предлагаю Вам выполнить следующее упражнение:

Шаг 1. Ответьте максимально честно на следующие вопросы

  • Что Вам необходимо для того чтобы быть пунктуальным?
  • Что Вы делаете для этого?
  • Какую пользу вы извлекаете из опозданий?

Шаг 2. Представьте, что Вы по мановению волшебной палочки стали «ценителями времени», все и всегда делает в установленные временные рамки. Представили? Прислушайтесь к своим ощущениям, чувствам? Подумайте, что позволяет Вам в этом образе пунктуального человека (которым Вы сами и являетесь) чувствовать время. Побудьте немного в этом состоянии, запомните свои ощущения. Возвращайтесь к ним в моменты, когда соблазн опоздать берет над Вами верх.

Есть еще один момент, на который мне хочется обратить Ваше внимание – что нам дает пунктуальность? Для чего нам быть пунктуальными и делать все ВОВРЕМЯ?

Вспоминается пословица «Что имеем не ценим. Потерявши – плачем». Так и со временем. Сначала нам кажется, что его у нас невообразимо много, затем мы начинаем осознавать, что катастрофически ничего не успеваем, потом чувствуем, что не успели что-то важное…

Точность и пунктуальность важны и в бизнес среде, и в личной жизни. Умение расставлять приоритеты, планировать, четко распределяя свое время стало элементом культуры. Это оказывает влияние на впечатление о нас, отношение к нам как профессионалам. Пунктуальность увеличивает наши шансы на успех. Звучит громко? Тем не менее это так. В современных компаниях уделяется все больше времени воспитанию умения ценить время, как свое, так и деловых партнеров. Это одно из выгодных отличи от конкурентов.

В качестве завершения темы пунктуальности (или НЕпунктуальности) я хочу привести одну из моих любимых притч:

Профессор философии, перед лекцией заходит в зал и раскладывает на столе несколько различных вещей. Когда начинаются занятия, он, молча, берет большую, пустую, банку из под майонеза и заполняет ее большими камнями. Затем спрашивает: «Банка была полна?» — «Да!» — соглашаются студенты.

Тогда профессор достает коробку с маленькой галькой и высыпает ее в эту же банку. Он слегка поболтал банку и галька, конечно, заполнила открытые области между камнями. Он снова спросил студентов: «Банка полна?».

Они рассмеялись и согласились, что банка полная. Тогда, профессор достает коробку песка и высыпает ее в банку. Естественно, песок, заполняет все остальное пространство.

«Теперь», — сказал профессор, — «я хочу, чтобы вы поняли, что это — ваша жизнь. Камни — важные вещи: ваша семья, ваши друзья, ваше здоровье, ваши дети. Если бы все остальное было потеряно, и только они остались, ваша жизнь была бы все еще полна.

Галька — другие вещи, которые имеют значение подобно вашей работе, вашему дому, вашему автомобилю. Песок — все остальное, это просто мелочи жизни. Если вы, сначала, насыплете песок в банку, то не будет места для гальки и камней. Тот же самое и в жизни. Если вы тратите все ваше время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются важными для Вас. Обратите внимание на вещи, которые являются критическими к вашему счастью. Заботьтесь, сначала о камнях, это действительно имеет значение. Установите ваши приоритеты. Остальное — только песок».

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.