Галина Смолякова: Соучредителям придется договариваться

 

Галина Смолякова

На семинарах я часто спрашиваю руководителей: «А есть ли в Вашей компании написанные должностные инструкции?», - некоторые поднимают руки. На вопрос: «А написаны ли они подробно с целью должности, всеми обязанностями и конечными результатами на этом посту?» Здесь уже либо тишина, либо единицы ответят: «Что-то вроде этого есть». И на третий вопрос: «А читают ли и знают ли эти инструкции Ваши сотрудники?», - ни разу я не слышала утвердительного ответа.

Если написанные обязанности для сотрудников еще присутствуют в компаниях, то обязанности Генерального Директора или Учредителя встретить можно очень редко.

Руководители – чаще всего успешные и эффективные люди. Они могут одновременно вести массу дел и у них чаще всего все в голове. И именно поэтому у многих так и не получилось делегировать обязанности директора своему приемнику, чтобы осуществлять только обязанности учредителя и не быть завязанным на всех рабочих вопросах.

Многие, у кого в бизнесе несколько учредителей, имели немало проблем во взаимоотношениях и совместной работе. И, как правило, проблемы появляются не во время организации бизнеса, а тогда, когда уже есть определенный успех в деле. Учредители перестают понимать друг друга или вдруг начинают видеть совместный бизнес по-разному. Я являюсь консультантом по разрешению споров и помогаю бизнесменам разрешать различные конфликты. Мой опыт показал - 90% случаев споров между учредителями возникают потому, что учредители, организуя бизнес, не уделяют достаточного внимания согласованию взаимоотношений и не прописывают зоны ответственности и обязанности. И спустя время они приходят к тому, что каждый считает, что ожидал от своего партнера что-то другое, не то, что получает сейчас. И встает вопрос о разделе бизнеса. В таких ситуациях консультант – третейский судья практически необходим, чтобы не доводить дело до суда. Я многим помогла успешно разрешить проблему, хотя конфликты были и очень сложными.

Итак, начнем с самого начала. Кто такой учредитель? Интересный вопрос…

С точки зрения закона, учредитель - это даже не должность, учредитель не является работником. Запись в трудовой книжке, что вы - учредитель не делается ни в каких случаях. Это с точки зрения закона, а что же думают чаще всего о деятельности учредителя в рабочем коллективе? А то, что это здорово и просто - приходишь и уходишь в любое время, раздаешь указания, да и вообще…ты хозяин, и этим все сказано. А еще гребешь деньги лопатой. Одним словом, сотрудники видят сплошные радости, и «никакой работы».

Но на самом деле у учредителя, несмотря на то, что он не является работником, существует огромное количество обязанностей, о которых многие забывают. А самое главное, забывают сами учредители. Вот у этих «забывчивых» учредителей как раз и возникают проблемы, о которых говорилось выше.

У любого сотрудника в любой компании есть обязанности и должностная инструкция. Так вот, у учредителя тоже есть свои обязанности. А если учредителей несколько, то их обязанности должны быть распределены и согласованны. Описание всех обязанностей учредителей заняло бы несколько страниц, но в любом бизнесе учредитель несет ответственность за:

1. Создание и внедрение организационной политики компании (Оргполитики).Оргполитика есть принцип, разработанный высшим руководством для конкретной сферы деятельности. На его основе составляются планы и программы, издаются проекты и приказы по управлению персоналом. Все  это обеспечивает производство и жизнеспособность, достижение основных целей компании.

2. Долгосрочное стратегическое планирование и контроль за его реализацией.

3. Стратегический маркетинг. То есть всю деятельность по исследованию рынка.

4. Планирование и контроль финансовых потоков и резервов. Именно учредитель создае т финансовую защиту и стабильность компании, следит за пополнением и размещением резервов.

5. Выбор недвижимости. Это подбор необходимых площадей на выгодных для компании условиях, поддержание их в хорошем состоянии и жизнеобеспечение компании. Работа по этому направлению влияет на имидж.

6. Технологию производства или ноу-хау. Контролирует, чтобы технология была описана, сохранялась и применялась в неискаженном виде.

7. Соблюдение всех юридических норм и соответствие компании статусу «легальной».

В общем и целом учредитель отвечает за жизнеспособность, расширение и процветание всей компании. А это очень большая ответственность.

Приведенный список далеко не полный, но в нем содержится самое главное, за что отвечает учредитель. И для того, что бы не было проблем в компании между учредителями, необходимо разделить основные обязанности и каждого наделить ответственностью за выполнение своих функций. Если эта процедура разделения обязанностей между учредителями будет проведена в самом начале, будет достигнуто согласие и каждый будет выполнять свои обязанности, тогда многих конфликтов и разногласий можно будет избежать.

Я советую вам описать в соответствии с перечисленными пунктами шляпу учредителя и, если учредителей несколько, то четко разделить все обязанности между собой и описать в соответствии с этим отдельные шляпы для каждого. Мой опыт говорит, что это самый лучший способ ведения дел и взаимодействия между учредителями.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Консультант, Москва

Статья имеет в заголовке слово 'придется'. Я согласен, что слово используется обосновано. В тексте статьи искал обоснование. не нашел. Помогите.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

так много юридических ляпов в такой маленькой статье.....

Вячеслав Ухов Вячеслав Ухов Директор по логистике, Москва

Предмет исследования - разногласия учредителей.Фозможны две формы организации работы учредителей:ПЕРВАЯ ФОРМА. Сферы деятельности учредителей разделяются. Такой подход уже формирует разногласия. Их можно в какой-то мере минимизировать чётким описанием функций каждого участника. Об этом и пишет автор. Вместе с тем, исключить противоречия таким образом невозможно. Распределение описанных функций никогда не будет соответствовать распределению долей участия, а это всегда будет вызывать споры. Кроме того, у каждого участника своё видение компании и это нормально. Истина в совокупности этих мнений и участий, а не в выяснении того, кто прав, а кто крут! Надо благодарить судьбу за то, что есть разные видения процесса -это основа его развития. Часто единодушие участников путают с 'единодушным одобрям-с'. И надо скорбеть в том случае, когда совет акционеров возглавляет человек, который не знает что делать с этим даром: разностью мнений! Дабы избежать разногласий, часто стараются разделить зоны ответственности учредителей по направлениям диверсификации бизнеса. А это, уже прямой путь к его дроблению!!!Какие, извините за мягкое выражение, инструкции здесь могут помочь?ВТОРАЯ ФОРМА.Учредители выступают как единый коллективный менеджер, который не несёт свои противоречия в массы, а выступает, как законодательный орган. Он аккумулирует финансовые, организационные, логистические и другие возможности диферсифицированного бизнеса, а деньгами разпоряжается по принципу 'общака'! Общение с компанией (компаниями холдинга) происходит не лично, а опосредованно, через исполнительные органы - исполнительных директоров и их администрации. Более того, исполнительных директоров, которые могут и не знать о существовании друг друга, вводят на 5-10% в совет акционеров. Устойчивость - железобетонная!Прежде чем начинать 'борьбу' с разногласиями акционеров, следует понять в какой форме, в каком ключе действует совет участников.

Консультант, Москва

Статья имеет в заголовке слово ''придется''. Я согласен, что слово используется обосновано. В тексте статьи искал обоснование. не нашел. Помогите.

Вячеслав Ухов Вячеслав Ухов Директор по логистике, Москва

Предмет исследования - разногласия учредителей.
Фозможны две формы организации работы учредителей:

ПЕРВАЯ ФОРМА.
Сферы деятельности учредителей разделяются. Такой подход уже формирует разногласия. Их можно в какой-то мере минимизировать чётким описанием функций каждого участника. Об этом и пишет автор. Вместе с тем, исключить противоречия таким образом невозможно. Распределение описанных функций никогда не будет соответствовать распределению долей участия, а это всегда будет вызывать споры. Кроме того, у каждого участника своё видение компании и это нормально. Истина в совокупности этих мнений и участий, а не в выяснении того, кто прав, а кто крут! Надо благодарить судьбу за то, что есть разные видения процесса -это основа его развития. Часто единодушие участников путают с ''единодушным одобрям-с''. И надо скорбеть в том случае, когда совет акционеров возглавляет человек, который не знает что делать с этим даром: разностью мнений! Дабы избежать разногласий, часто стараются разделить зоны ответственности учредителей по направлениям диверсификации бизнеса. А это, уже прямой путь к его дроблению!!!
Какие, извините за мягкое выражение, инструкции здесь могут помочь?

ВТОРАЯ ФОРМА.
Учредители выступают как единый коллективный менеджер, который не несёт свои противоречия в массы, а выступает, как законодательный орган. Он аккумулирует финансовые, организационные, логистические и другие возможности диферсифицированного бизнеса, а деньгами разпоряжается по принципу ''общака''! Общение с компанией (компаниями холдинга) происходит не лично, а опосредованно, через исполнительные органы - исполнительных директоров и их администрации. Более того, исполнительных директоров, которые могут и не знать о существовании друг друга, вводят на 5-10% в совет акционеров. Устойчивость - железобетонная!

Прежде чем начинать ''борьбу'' с разногласиями акционеров, следует понять в какой форме, в каком ключе действует совет участников.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.