Как личный бренд поможет в конкуренции с корпорацией

Эта статья посвящена немного философскому, но очень актуальному вопросу – переходу из старой экономики, основанной на корпорациях, в новую – основанную на личностях специалистов.

О том, что явилось предпосылками данного перехода, в чем это проявляется и какая перспектива ждет современный бизнес, рассмотрено на примере самой яркой отрасли, которая отражает эти тенденции на отрасли выездного туризма.

Старая экономика и новые тенденции

Для того чтобы понять все глобальные изменения, которые произошли в отрасли за последние 10 лет, необходимо вспомнить, с чего все начиналось, поэтому немного истории. С 1992 года, когда появилась возможность заниматься предпринимательством, некоторые активные сограждане, имеющие навык свободного владения иностранными языками и стремящиеся к свободе, которую давало путешествие по миру, открыли небольшие туроператорские компании. Надо отметить, что 98% из них на тот момент не имели профильного тур-образования, не оканчивали программы МВА и не учились за границей. Однако это не помешало им раскрутить свои компании до международного уровня.

Постепенно туроператоры стали открывать собственные ритейл офисы и продавать франшизу. Это было высоко рентабельно для компаний и удобно для туристов, не надо было что-то планировать самому как раньше, при поездках на российский берег черного моря, а стоимость путевок, при стабильном росте доходов населения после 1998 года, не казалась завышенной или несправедливой.

Но в 2008 году все поменялось. Даже учитывая тот факт, что по заявлениям Минэкономразвития, Россия «перенесла» кризис достаточно легко, российский потребитель «затянул пояса» и начал считать деньги.

Но как быть, если к хорошей жизни ты привык, а средств на такую жизнь у тебя резко поубавилось и туры за $5 тыс. уже кажутся не по карману? Выходов из этой ситуации было два: либо отказать себе в привычном отдыхе, либо заняться самоорганизацией поездки, что выходило значительно дешевле. С этого момента начался новый виток в индустрии выездного туризма – эпоха индивидуальных туров.

В свою очередь, туроператоры, понимая, что теряют трафик, начали усиливать направление индивидуального туризма, которое ранее ориентировалось только на VIP клиентов. Но тенденцию «самотуризма» было не остановить. Если вначале туристы самостоятельно планировали поездки только в страны Европы, предпочитая пляжные направления покупать у туроператоров (Азия, Восток), то к настоящему моменту стран, в которые не смогли бы организовать поездки сами туристы, просто не осталось.

Начало эпохи индивидуализации в России

Индивидуализация вошла в российское общество «неожиданно» с приходом глобального интернета. Наши коллеги на Западе уже давно пишут и говорят об этом, призывая обратить внимание на изменившуюся экономику, где в основе стоят не компании, а человек. Но российские специалисты подтверждают русскую пословицу про петуха и упорно не замечают изменений ровно до тех пор, пока не остаются без работы или достойного их профессионализма дохода.

Основная тенденция новой эпохи заключается в том, что потребитель перестает доверять компаниям, переключив свое внимание на «живых» непосредственных исполнителей. Отсюда рост социальных сетей, сообществ по интересам или тематических форумов. Люди стремятся к людям, потому что они более предсказуемы. Что же касается бизнеса, то рост рынка аутсорсинга, как ничто лучше, доказывает эту тенденцию.

При всех минусах индивидуализации, которые заключаются в фактической «ломке» старых устоев, она дает возможность для развития малого бизнеса, в частности, индивидуального предпринимательства с совершенно «новым лицом», и рынок выездного туризма лучше всего отражает эти изменения.

Будущее индустрии – радужные перспективы для увлеченных людей

Так что же поменялось на рынке?

Рост самостоятельного туризма привел к росту социальных сообществ, их хаотичное развитие и предоставление бесплатного исчерпывающего контента привлекает все больше приверженцев.

Интересно наблюдать, как, следуя новым тенденциям, некоторые туроператоры перепрофилируют свои интернет-площадки под социальные сети, пытаясь хоть как-то контролировать изменения и получить от этого прибыль, однако, это у них не очень получается.

Но вернемся к сообществам. В любой группе людей, рано или поздно, но всегда, появляются лидеры, к которым прислушиваются, у которых спрашивают совета. В данном случае – это увлеченные люди, которые реально обожают путешествовать, узнавать что-то новое и делиться этим с другими. Так постепенно активный участник социальной сети меняет свой статус с просто «путешественника, у которого есть, что рассказать», на статус «эксперта по путешествиям», а это уже серьезный фундамент для начала собственного бизнеса.

Каждый из «экспертов», не являясь при этом маркетологом, интуитивно выбирает узкую специализированную нишу (экскурсионку по Чехии или поездки на Тибет), что является его ключевым фактором успеха. И таких экспертов становится все больше и больше, многие из них уже монетизировали свое увлечение, многим это только предстоит.

Наблюдая тенденции рынка, можно предположить, что через два-три поколения большая часть отрасли уйдет именно в индивидуальный межличностный туризм. Важно и то, что на данный момент персональный бизнес личных брендов никак не конкурирует с основными игроками рынка, но при дальнейшем развитии это вполне возможно.

В примере показано, как специалисты меняют свою основную специальность на увлечение, и именно на этом основывают свой персональный бизнес, но чаще специалисты сохраняют свою специальность, просто переходя в статус эксперта в своей отрасли, и в последнее время это повсеместно.

Монетизация персональных бизнесов - личных брендов

Надо отметить, что в настоящее время очень ограниченное число специалистов реально представляет себе, как можно монетизировать свои знания и навыки, кроме как в роли наемного сотрудника. Отсутствие соответствующего образования, реального опыта или группы единомышленников не дает возможности сделать тот шаг, который приведет к собственному бизнесу. Даже топ-менеджеры теряются в вопросах формирования собственно бренда на рынке, не говоря о middle-менеджменте.

Но нехватка знаний или реальных примеров при текущей доступности информации восполнятся достаточно быстро. Добавим к этому огромное желание вырваться из рутины, и привычные кадры, составляющие квалифицированный отряд «белых воротничков», покинут офисные здания и займутся собственным бизнесом.

Что останется компаниям? Брать свои же кадры на аутсорсинг, но уже в качестве консультантов и экспертов по другим тарифам. Либо растить новые кадры, но это время.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.