Отгадайте загадку. Что такое треблиги? А что такое один треблиг? Ну, подумайте. Даю подсказку, прочитайте это слово наоборот. Есть такая игра. Получилась фамилия одного из основателей научной школы менеджмента.
Первой была школа научного управления. Свой достойный вклад в научную школу внесли Ф. Тейлор, Френк и Лилиан Гилберты, Генри Гант, Филл Коллинз, Джим Мориссон. Все они верили в силу науки и занимались анализом содержания работы и определением ее основных компонентов. К примеру, Тейлор измерял количество железной руды, которое может поднять рабочий.
Вот маленькая выдержка из хрестоматийного учебника по научному менеджменту.
Гилберты и треблиги
Еще будучи учеником каменщика, Гилберт заметил, что люди, которые учили его класть кирпич, использовали три основные связки движения. В результате собственного анализа и измерений Гилберт создал способ, который сократил количество движений, необходимых для кладки одного кирпича, с 18 до 4,5. Производительность увеличилась на 50%. Френк и Лилиан придумали микрохронометр — часы, которые записывали интервалы в 1/2000 секунды. Они выявили 17 основных движений кисти руки. Эти движения названы — треблигами.
Это был настоящий менеджмент. Основатели научной школы первыми подчеркнули важность отбора людей и необходимость выделения управленца как отдельной единицы.
Затем наступило время школы классического, административного управления. Мы до сих пор живем по принципам Файоля. И, наверное, еще долго будем жить. Вот эти принципы.
Принципы управления Анри Файоля
1. Разделение труда. Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.
2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противоположность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.
3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее сотрудниками. Установление этих соглашений должно оставаться одной из главных задач руководителя. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции.
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника.
5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена планом и иметь одного руководителя.
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.
7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу.
8. Централизация. Как разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией.
9. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.
10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.
11. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия.
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно, предпочтительнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за место.
13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.
14. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.
Время не стоит на месте, за эпохой классической школы пришла эпоха школы человеческих отношений и поведенческой школы.
Здесь основное внимание стало уделяться психологическим составляющим деятельности. Социальная психология и бихевиоризм сделали свое дело. Менеджмент стал рассматриваться с точки зрения психологических и социальных законов.
Последним направлением в истории менеджмента называют количественный подход. Пришло время серьезного анализа, теории вероятностей и математически подкрепленных методов принятия решений. Не беремся приводить примеры, а также аргументы «за» или «против». Обойдем интерпретацию данной школы молчанием (гробовым или содержательным — по вашему вкусу).
История развития менеджмента продолжается. Как только вы задаете себе вопрос, каким образом формулируются законы менеджмента, вы становитесь метаменеджером. И если вы создадите что-то новое в практике менеджмента, то в новой книге для следующих поколений в главе об истории менеджмента будут упоминаться ваши имена.
И загадка напоследок!
На монгольской почте есть строгое правило — не принимать предметы длиной более одного метра. Борису потребовалось отправить старинную флейту, длина которой была 1 м 48 см. Как же ему удалось отправить ее, не ломая и не разбирая на части?
Удачи в управлении!
Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.