Креативная команда: внутренняя и внешняя жизнь

Никита Бутомо, независимый эксперт по развитию бизнеса

«С лягушкой, живущей в глубоком колодце, нельзя говорить об океане

С мотыльком, живущим один день, нельзя говорить о завтрашнем дне.

Но существуют такие колодцы, в которых отражаются звезды

Существуют такие мгновения, которые стоят Вечности».

(Дао Дэ Дзын).

«Локоть к локтю, кирпич в стене

Мы стояли слишком гордо, мы платим вдвойне

За тех, кто шел с нами, за тех, кто нас ждал

За тех, кто никогда не простит нам то, что

Рок-н-ролл мертв, а мы еще нет».

(БГ, «Рок-н-ролл мертв»).

«Ну-у-у…Изобретатель – это, конечно, Брахма. Творец.

Маркетолог – это, наверное, Индра. Больше некому.

Финансист – это, без сомнения, Вишну!! Без сомнения. Храним все, особенно деньги.

Ну, а менеджер, менеджер – это тогда Шива. Пробиватель преград. Слон. Победитель».

(Подслушанный разговор).

Креативная команда пишет годовой отчет руководителю компании.

Некреативная команда за работой.

Когда мы написали нашу статью о креативной команде, о всяких там «маркетологах», «финансистах» и прочих, мы решили: все, хватит! Хватит быть самыми умными, пора и честь знать! Оказалось, что все не так просто. Тема руководила нами, а не мы темой. Вышел фильм «Волк Уолл-стрит», который подтвердил наши выводы: креативная команда – существует! Она живет! Она – есть! Поэтому пришлось продолжить, как говорилось в одном уже хорошо забытом романе, «пепел Клааса стучал в мое сердце». Но, хватит тратить перо, бумагу, чернила и ваше внимание на реверансы! Давайте уже к делу.

Креативная команда – это живой организм. А если по Белбину – это организм мертвый. Что это значит и что из этого следует? Это значит, что в креативной команде происходят разные события и имеет смысл их рассмотреть. Для обычной группы это значит, что в ней происходит имитация событий и их тоже хочется рассмотреть и сравнить. Зачем все это делать? Мы утверждаем, что пора переходить от обычной команды к креативной.

Давайте иллюстрировать наши мысли таблицами – они короче передают мысли. В отличие от Рэймонда Белбина, мы утверждаем, что «не наблюдали никаких каналов на Марсе, хотя и пробыли на нем всю нашу жизнь», иначе говоря, мы не нашли в обычной команде ни «критика», ни «финишера» ни кого-либо еще, а лишь пустоту и мерзость запустения. То есть, наш взгляд очень пристрастный, очень косо-кривобокий и очень необъективный.

А может, все не так в этих командах? Так кто же там есть, под грибочком?

Таблица №1 Структура обычной и креативной команды.

Обычная команда

Креативная команда

Тип структуры: иерархия.

Во главе – руководитель.

Чуть ниже – его «любимчик», заместитель. Все остальные «твари» – в строю ниже. Должность руководителя и «любимчика» обязательны, без них команда «не работает» (хотя она и так не работает).

Креативность руководителя и заместителя имеет значение, креативности рядовых членов не имеют никакого значения.

Много внимания уделяется формальному общению, формальностям в одежде, манерам, этикету, «корпоративному духу» и прочей ерунде.

Тип структуры: плоская.

Тон задает изобретатель, иногда – маркетолог, иногда – финансист, иногда – менеджер.

Каждый занимается своей зоной ответственности и не лезет в чужие – просто нет времени.

Характерологически поведение креативной команды похоже на поведение людей, не связанных никаким подчинением вообще, или на поведение чужих друг другу людей, или на поведение людей, связанных родственными связями.

Формальное общение сведено к нулю.

Теперь хорошо бы сравнить эпизоды внутренней жизни там и там, хотя мы помним, что утверждали, что «на Марсе жизни нет», то есть: некреативная команда – мертва.

Таблица 2. «Совещание» в креативной и обычной команде.


Обычная команда

Креативная команда

Общее название:

Рабочее совещание

Попойка

Формальная цель:

Собрать мнения всех участников и выработать общее решение

Поднять командный дух

Фактическая цель:

Ознакомить всех с мнением руководителя, выявить недовольных (что сложно сделать без совещания, с глазу на глаз)

Ознакомить людей с возникшей проблемой, дать мозгам приказ ее решать, подчеркнуть значимость каждого в этом деле.

Последствия:

Никаких, поскольку все мертво. Последствия и не планировались.

Выработка решения за счет инерции мышления – раскрученный маховик мозга будет искать решение, пока не найдет.

Теперь посмотрим на такое малозначительное событие, как текущая работа.

Таблица 3. Текущая работа в обычной и в креативной команде.


Обычная команда

Креативная команда

Описание:

Каждый сотрудник выполняет приказ руководителя, как он его понял. А в той части, которую он понял, то, что он более-менее желает выполнить, чтобы не быть уволенным.

Незаменимых нет, как мудро заметил еще наш вождь, поэтому несделанная часть работы взваливается на любого, случайно подвернувшегося под руку руководителю.

Коммуникация носит неформальный характер, обсуждаются прошедшие и будущие выходные, «телки» из соседнего отдела, выигрыш и проигрыш любимой команды – короче, все, кроме работы.

Каждый сотрудник выполняет то, что «задал» себе сам, в сроки, которые он установил себе сам.

Коммуникация носит узко прагматичный, даже «сухой» характер: «сделайте, скажите, передайте, вычислите». При этом каждый отдает приказы каждому, не заботясь о форме, заботясь только о результате в своем куске общего дела.

Часто возникает конфликт ресурсов, когда один человек нужен сразу нескольким другим.

Менеджер не вмешивается в процесс.

Если у кого-то закончилась работа, он сообщает об этом первому встречному и работает на него, или же отдыхает на пляже.

Географически:

Работа напоминает поход цепочки верблюдов по пустыне. Все идут за вожаком, самые слабые – падают. Пройденную тропу засыпает песок, и она становится неразличима.

Работа напоминает разбегание старателей из одной точки: как бы медленно они не шли, площадь, которую они покрывают, все время увеличивается.

Интересно рассмотреть и кризис в обеих командах.

Таблица 4. Не очень текущая работа в обычной и креативной команде, кризис.


Обычная команда

Креативная команда

Протекание:

Структурно кризис – это смена совещаний и нервного курения в курилках, то есть это – череда непрерывных совещаний, где каждый решает чисто свои задачи: руководитель – старается найти виноватого, причем, не «любимчика», на которого можно все «повесить» перед лицом вышестоящего начальства.

То есть цель руководителя – остаться руководителем. Цель «любимчика» – не попасть «под раздачу», хотя такое бывает крайне редко, настоящая цель – свалить руководителя. Цель рядового участника, а они все одинаковы – выжить. Любой ценой.

Время четко структурировано на «мозговой штурм» и работу. Все напоминает организм, борющийся с тяжким недугом.

Крайняя сосредоточенность, даже тяжесть в атмосфере.

Мозговой штурм – попытка форсировать решение, которое обязательно будет найдено.

Поскольку все – люди, то на мозговом штурме нередки обвинения и неконструктивное поведение – сказывается нестандартность ситуации.

Никакие оргвыводы никогда не делаются, но люди могут сами уйти. Менеджер на то и поставлен, чтобы не дать этому случиться.

Результат:

Увольнение случайных и неугодных руководителю и заместителю. Сокращение.

По сути, результат – это перестановки в команде. Кто-то оказывается более способным маркетологом, чем нынешний, кто-то – более способным менеджером и так далее.

Иногда команда разрастается. Новые решения (не одно!) тех же людей на новых местах приводят к ликвидации кризиса.

Теперь хотелось бы описать внешние процессы жизнедеятельности. Это – «поход к начальству» и «презентация новой программы» или «отчет об успехе». И то и другое имеют сходные черты и происходят во внешней среде их родной компании или даже еще шире.

Таблица 5. Поход к начальству и в любую внешнюю службу.

Обычная команда

Креативная команда

Во все инстанции идет руководитель, иногда – вместе с заместителем. Входят со своим мнением, выходят – с мнением руководителя.

У кого-то из рядовых членов ощутимо прибавляется работы.

У руководителя – не прибавится.

К начальству идут: изобретатель и менеджер;

в финансовый отдел: маркетолог и финансист;

в отдел продаж: изобретатель и маркетолог;

на производство: изобретатель и финансист и так далее.

Вы видите: идут те, кто смогут добиться максимального успеха для всех.

Таблица 6. Презентации новой программы и прорывного продукта.

Обычная команда

Креативная команда

Презентация новой программы: руководитель говорит речь, подготовленную заместителем или им самим.

Не все сотрудники присутствуют. Руководитель хвалит себя и редко заместителя, никогда – подчиненных.

Презентация прорывного продукта: как такового его нет, за него выдается нечто старое или украденное.

Во всем надо хвалить руководителя, конечно. Истинный «виновник» торжества присутствует, но никогда не назван.

Новая программа или прорывной продукт: говорит маркетолог. Чествуют изобретателя, иногда финансиста.

Часто говорят все участники по очереди, но так происходит только в очень благожелательной среде.

Руководитель «забывает» о себе, сегодня – не его день. Он берет слово последним и говорит, как много еще надо сделать для успеха.

Обычно выделяет того, кто внес наибольший вклад или кому более всего «досталось».

Такова, вкратце, жизнь креативной команды и «псевдожизнь» обычной.

Что остается рассмотреть? Распад, конечно.

Таблица 7. Распад команд.

Обычная команда

Креативная команда

Распад инициируется сверху, но крайне редко, обычно же меняется руководитель.

О смене участников не принято говорить вслух: кто они, вообще? Незаменимых нет.

Новая команда занимает тем же, что и старая: ничем. Примеры слишком многочисленны и вездесущи, чтобы их приводить. Оглянитесь вокруг.

Разбегаются все, в разные стороны. Заменимых – нет, поэтому часто уход одного – это начало конца.

Команды разрушаются часто, это – совершенно обычное явление.

Впоследствии все с теплотой вспоминают совместную работу как нечто, что было с ними. Пример – «Макинтош», Биттлз, Абба, полярные экспедиции, первый состав Майкрософт.

Если у вас есть какие-нибудь добавления, замечания, поправления к тексту, просим и будет очень рады их услышать или прочесть! Поправки типа: «все это полный бред» – не принимаются. Стоит, пожалуй, пожалеть беднягу, их высказывающего – трудно, трудно, ох как трудно защищать свою псевдожизнь. Она – гораздо более хрупка, чем настоящая и поэтому нуждается в непрерывной, постоянной защите тех, кто живет ею. Удачи на этом нелегком пути!

Всем же остальным не желаем ничего – они и сами знают, чего хотят, и знают это лучше нас.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Наталья Черентаева, Ольга Петрова
Директор по маркетингу, Нижний Новгород

Судя по Вашему описанию, на моей первой стройке я была именно в креативной команде. Было здорово!))

Есть два момента:
1. После этого некомфортно работать в некреативных командах)).
2. Не стоит терять бдительность - даже в самых сплоченных креативных командах запросто может быть тот, кто умело врет. Например, кто громче всех кричит, что он командный игрок, вполне может оказаться опытным манипулятором и разрушать команду ради своих целей.

И, конечно же, желательно без крайностей. Иначе прелести креативной команды перейдут во вред. :)

Управляющий директор, Москва

С моей точки зрения вы описали две крайности: белое и черное))) Я работала где-то в десятке команд больших и длительных, и еще в десятке временных и небольших. Два раза была в креативной команде - это реальный кайф!!! По другому не скажешь.
Ну, а как практик скажу, что стабильно рабочими обычно являются средние команды. В них есть реальный лидер, который действительно собирает мнения. В них есть взаимозаменяемость, и при этом не нарушаются профессиональные границы. Общение в команде на 80% - по рабочим вопросам. В этой команде обязательно будет имитатор и любимчик, и ее успешность во многом зависит от несовпадения данных позиций. Звезд с неба такая команда не хватает, но медленно и стабильно идет в гору и тащит проект или всю компанию.
Для прорывных задач - полностью согласна, предназначены только креативные команды. Но они тоже идеализированы в вашей статье, и по большей части в них есть и имитатор и минимальная иерархия.
Это статья с моей точки зрения для тех, кто хочет создать свой Майкрософт))) Надеюсь, что это случиться и буду рада за такую команду...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.