Федор Спиридонов: Замена в кресле генерального директора

Самая читаемая статья недели (22.04–28.04.2014) в «Творчестве без купюр

Федор Спиридонов, управляющий партнер Группы компаний «SRG»

Любой бизнес рано или поздно достигает такого этапа развития, на котором собственнику, скорее всего, будет необходимо нанять наемного менеджера на должность генерального директора, тем самым освободив себя от этих должностных обязанностей. Практически каждый собственник малого и среднего бизнеса сталкивается на практике с этим вопросом.

Это касается бизнеса, который как коммерческое предприятие уже поставляет источники дохода для собственника или будет в ближайшем времени это делать. Таким образом, в ведении бизнеса наступает момент, когда собственник уже может перестать участвовать в непосредственной управленческой деятельности.

Естественно, что это не означает абсолютного отстранения собственника от ведения бизнеса. Собственник, в любом случае, будет продолжать контролировать свой бизнес во всех основных точках, однако, при условии грамотного распределения обязанностей, это начнет занимать у него всего несколько часов в неделю. Следовательно, у собственника появится возможность взглянуть на свой бизнес как бы «со стороны» и сконцентрировать свое основное время на реализации стратегических задач. Собственник, который пока еще выполняет все обязанности генерального директора на своей фирме, легко сможет определить мотивацию будущего наемного управленца, рассчитав эти затраты для бюджета.

сообщество

Когда собственник задумывается о найме менеджера на должность генерального директора своей компании, у него возникают опасения, связанные с потерей прибыли, потерей сотрудников в штате и клиентской базы. На практике все оказывается гораздо проще. Собственник, будучи опытным управленцем, всегда будет в состоянии исправить ситуацию, на время возложив на себя обязанности генерального директора. Тот, кто не готов к нововведениям и изменениям, вряд ли сможет достичь больших успехов, поэтому идти навстречу экспериментам нужно, однако следует все досконально продумывать и ответственно подходить к каждому шагу.

По личному опыту скажу, что уступить место генерального директора наемному менеджеру – шаг непростой. Лично я шел к этому не один год. В процессе принятия этого серьезного решения появляется множество вопросов. Возникают сомнения по поводу того, сможет ли «чужой» человек понять все тонкости бизнеса и сохранить профессиональный кадровый состав.

Новый директор не обязательно должен быть «человеком со стороны», эту должность зачастую может занять сотрудник компании, который знает многие тонкости изнутри. Но даже такому директору потребуется адаптация, ведь он перестанет быть коллегой для сотрудников, занимающих ранее одинаковую с ним должность, и такие рабочие отношения превратятся в «руководитель-подчиненный».

У многих сотрудников может появиться недовольство, почему на эту позицию выбрали не их, и, как следствие, предвзятое отношение к новому генеральному директору. Из личного опыта скажу, что процесс адаптации обычно занимает в среднем полгода. За это время возможна потеря сотрудников в штате, которая связана с их личным недовольством и увольнением по собственному желанию.

Следующим камнем преткновения будет изменение структуры взаимоотношений с клиентской базой. При генеральном директоре-собственнике большинство клиентов, как правило, общались с ним напрямую, теперь, когда они будут вынуждены общаться с наемным директором, многие из них будут воспринимать ситуацию таким образом, будто им меньше уделяют внимания, меньше придают значения и пр. Таким образом, могут произойти изменения в клиентской базе, которые нельзя считать исключительно негативным последствием, т.к. они подразумевают не только переход некоторых клиентов к компаниям-конкурентам, но и пополнение клиентской базы новыми клиентами.

Сложным этапом также будет являться и изменение экосистемы в компании. Это связано с тем, что система контроля за производственными процессами, а также система акцентов и мотивации, вполне возможно, будут подвергнуты изменениям со стороны нового руководителя.

Когда собственник уже нашел подходящего кандидата на должность генерального директора своей фирмы, и тот уже приступил к выполнению своих непосредственных должностных обязанностей, на мой взгляд, следующим важным шагом для собственника должна быть работа над повышением эффективности бизнеса. Для этого необходимо вести грамотную кадровую политику, а также создать, так называемый, кадровый резерв (при отсутствии такового в компании). Кадровый резерв существует для того, чтобы у директора компании (в нашем случае – наемного менеджера на этой позиции) всегда были сотрудники, способные возложить на себя рутинную работу, тогда у наемного менеджера появится больше свободного времени для решения задач развития компании.

Также следует уделить должное внимание формированию и дальнейшему развитию стабильной системы продаж и клиентской базы. Когда наемный менеджер сменил собственника на посту генерального директора, естественно, что последний передает всю клиентскую базу и систему продаж новому управляющему. Тем самым собственник освобождает свое время, меньше участвуя в этом направлении бизнеса. Но любая компания сильно рискует, если не имеет четкой системы контроля продаж и практики взаимозаменяемости кадров отдела продаж. Вывод – правильно сформированная и стабильная система продаж является если не главным, то важнейшим признаком грамотного наемного управленца, способного достичь успехов, как для себя лично, так и, в первую очередь, для компании в целом.

Мала вероятность того, что наемный менеджер во главе компании на первых этапах сможет сразу же заметить «слабые места» в системе качества производственных процессов. Поэтому все, что касается именно этого параметра, будет «на совести» собственника еще в течение продолжительного временного периода.

Решившись освободить себя от обязанностей генерального директора, собственник бизнеса наконец-то освободит свое время и сможет сосредоточиться на достижении важнейших, глобальных стратегических целей, которые поспособствуют эффективному развитию бизнеса. Каждый собственник определяет такие цели сам, в зависимости от направления бизнеса, ниши, которую он занимает на рынке, и его состояния на данный момент.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
РБК представил рейтинг работодателей 2024

Средняя заработная плата в компаниях — участниках рейтинга составила около 155 тыс. руб. в месяц.

Названы самые привлекательные для молодежи индустрии

Число вакансий для студентов и начинающих специалистов выросло за год на 15%.

Россияне назвали главные условия работы мечты

Основные требования – широкий социальный пакет, а также все условия для комфортного пребывания в офисе.

Власти Москвы заявили об отсутствии безработных в столице

При этом дефицит кадров наблюдается во всех отраслях.