Святослав Бирюлин: Сможет ли бизнес обойтись без «биороботов»?

Жизнь мигранта в России станет труднее, а с нею – и жизнь бизнесмена. В России работает огромное количество предприятий, где экономия на дешевом труде незаконных (или полузаконных) мигрантов является колоссальной частью дохода. И если эту подушку из-под них внезапно вытащить, то они для начала остановятся (быстро заменить славянами приезжих не удастся), а потом будут с трудом пытаться свести концы с концами. Зарабатывать они могут только при условии, что их сотрудники получают копейки, не облагающиеся налогами.

Например, в одной из знакомых мне компаний из 900 сотрудников 600 – сезонные мигранты, среднемесячный доход которых составляет около 20-25.000 рублей. Но чтобы заработать эти деньги, выходцам из азиатских республик приходится работать в две смены и без выходных. Если заменить их на русских с более высокой зарплатой ЕСН, средние затраты на сотрудника вырастут (с учетом социальных налогов) как минимум вдвое.

Однако интенсивность труда коренного населения на тяжелых физических работах всегда ниже, а готовность работать с переработками и по выходным стремится к нулю. Это означает, что людей нужно будет нанять больше, что как минимум скажется на ЕСН.

При этом доход компании вполне сопоставим со среднерыночным, эпоха сверхприбылей для этой отрасли давно закончилась. Если сейчас мигранты покинут компанию, она мгновенно войдет в зону убытков, даже без учета затрат на однократный большой набор и обучение нового персонала.

В подобную ловушку, кстати, бизнес в свое время попал с оптимизацией налогообложения – в какой-то момент собственники обнаружили, что компании могут приносить прибыль только если не платят налоги (или платят не все). Но если компания остается доходной только при условии нарушения закона, в ней что-то не так с управлением. Нарушение закона (оптимизация налогов или труд нелегалов) – это дополнительный предпринимательский риск, риск собственника, который должен приносить дополнительный доход.

Задача менеджмента – обеспечить бизнесу рыночную доходность без учета «неофициальных операций». Весь доход от оптимизации – это сверхдоходы владельца.

Кто-то уже высказывался на тему того, что дешевая рабочая сила из СНГ стала в России мощным тормозом развития технологий.

Европа не потому такая технологичная и экономная что такая умная, а потому что выхода нет. Труд в Европе стоит дорого, а работник защищен от работодателя толщей непреодолимых законов, вот работодателю и приходится оптимизировать затраты, заменяя людей умными механизмами. В России роль механизмов сыграли «биороботы», как их иногда уничижительно называют – дешевые трудовые мигранты, а в технологии (в том числе и управленческие) инвестировали единицы.

В частности, упомянутая мною компания использует труд мигрантов для упаковки готовой продукции. Теоретически продукцию можно упаковывать автоматически, но для этого нужно инвестировать в оборудование, по стоимости сопоставимое с затратами на «биороботов» за три года. В свое время владельцы компании сочли эти инвестиции невыгодными.

Другой неприятной новостью для бизнеса может стать тот факт, что если жизнь трудовых мигрантов в ближайшее время осложнится, это заставит работодателей выйти на рынок труда в поисках замены из числа представителей титульного населения. А это, в свою очередь, вызовет новый перегрев на рынке труда, скачок зарплат и ожиданий соискателей. Рабочая сила в России и так непомерно дорога, но станет еще дороже.

На этом плохие новости не заканчиваются. Миграционная чистка наложится на демографическую яму, вызванную низкой рождаемостью в начале 90-х, когда осознанно рожали только отчаянные смельчаки. Если в 1990-м году родилось около 2 млн человек, то в 1999-м – менее чем 1,25 миллона. То немногочисленное поколение сейчас выходит на рынок труда, и приток рабочей силы на рынок куда меньше естественного оттока. То есть число рабочих рук в ближайшей перспективе чувствительно сократится, что неизбежно отразится на их стоимости.

Добавьте к этому крайне низкую мотивацию молодого поколения на самоотверженный труд. На рынок труда выходят дети тех, кто сам вкалывал в молодости за троих, но своих детей постарался оградить от всех бытовых проблем. В итоге на собеседование в ближайшие годы будут приходить мальчики и девочки с хорошим английским, увесистыми дипломами и вялой мотивацией. Они будут требовать высокие оклады, предлагая взамен слабые результаты.

Поэтому те, кто мыслит стратегически, должен срочно задуматься о модернизации – если он еще этого не сделал. Нужно заказывать специализированные программы, позволяющие сократить численность. Покупать автоматизированное оборудование. Упрощать учет. Передавать простые процессы на аустсорсинг. Менять мотивацию с ориентацией на более интенсивный труд. С кадровыми ресурсами с каждым годом будет все хуже и хуже.

Самое неприятное, что все это происходит на фоне экономической рецессии. То есть у компаний может не оказаться в достаточном количестве свободных средств для модернизации. Но другого выхода, видимо, скоро просто не останется.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Исаев, Дмитриев Дмитрий
Директор по рекламе, Москва

Весь пафос статьи построен на практически невероятном допущении, что однажды в России вдруг исчезнут в неизвестном направлении все мигранты и прочие гастарбайтеры.... И вот тогда.....

Да никогда не будет ''тогда''. Гастарбайтеры стали неотъемлемой частью отечественной экономики, ее важной частью... Они приехали к нам навсегда! Поэтому нужно думать, как в этой ситуации строить свой бизнес, как выстраивать отношения с мигрантами, а не фантазировать, что ''биороботы'' исчезнут в никуда...

Менеджер, Московская область

''Например, в одной из знакомых мне компаний из 900 сотрудников 600 – сезонные мигранты, среднемесячный доход которых составляет около 20-25.000 рублей. Но чтобы заработать эти деньги, выходцам из азиатских республик приходится работать в две смены и без выходных. Если заменить их на русских ....''

Святослав, знаком с той компании где вы работали. Хочу сказать, что ваше красноречие до сих пор сотрясает только воздух. Может хватит быть зрителем, пора стать участником ....
Строю выводы из ходя из времени управления вами данной компании ....

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Forbes назвал лучших работодателей России

В список вошли 167 компаний, которые разделили на четыре группы: «платина», «золото», «серебро» и «бронза».

Спрос на специалистов со знанием корейского языка вырос в 3 раза

Чаще всего таких работников ищут в сфере пищевой промышленности, транспортного машиностроения, строительства, туризма и гостиничного бизнеса.

Исследование: что мешает карьерному росту россиян

Только 15% опрошенных россиян не видят барьеров для карьерного роста в компании.

Большинство россиян меняют работу раз в 5-10 лет

Сильнее всего сменить работодателя опрошенных мотивирует повышенная заработная плата.