Почему так сложно дается делегирование? Все, думаю, слышали от подчиненных: «Лучше уж я сам это сделаю. Пробовал уже делегировать – ничего не могут, только я один и справляюсь». И ведь все правильно делает сотрудник, задачи по СМАРТ ставит, контрольные точки в «правильном» месте.
Главная причина давно известна: личность хочет признания своей уникальности, неповторимости и завышенной ценности для организации. Мы с этим работаем, даем ему признание, он выматывается все на плечах своих тащить, и вот уже он готов делегировать по-настоящему. И снова ставит задачи и снова контролирует, и снова не получается. И тогда уже сотрудник приходит к нам с вопросом: что делать то?
Результаты исследования «Что делать, если сотрудники не выполняют поставленные задачи?» в этой статье.
Сначала сказка
Велел царь Ивану-царевичу добыть то, что очень даже может быть, цвета красного, размера большого. В срок до понедельника. За добычу – полцарства и дочку свою в придачу.
В понедельник гонец от Ивана сообщает, что не выполнена царева задача, потому что супостаты помешали. И просьбу дать еще неделю.
Милостивый царь дал Ивану еще неделю. Через неделю гонец от Ивана прибывает с мешком и с депешей: «Многоуважаемый Царь наш, батюшка. Не смотря на непрекращающееся злобство супостатов, в мешке передаю тебе то, что очень даже может быть. И нужна мне, батюшка, подмога твоя. В штате у меня один гонец, а голыми руками верткое то, что очень даже может быть, ловить несподручно. Дай мне в помощь царедворцев, пару обозов для обеспечения логистики и воинов, супостатов отгонять. Сроку прошу еще неделю».
Открыл царь мешок. В нем то, что очень даже может быть, две штуки. Малюсенькие и желтые. Ну что ж, думает, начало положено. И выдал Ивану по просьбе его троих царедворцев, обозы и сроку еще неделю с благословением.
Долго ли коротко ли, а полгода царь от Ивана по понедельникам депеши получал, и обозы, но все немного да не то. И к концу полугода получил он десять обозов с тем, что очень даже может быть, цвета фиолетового, и размера среднего. Надоело царю, разгневался и, как положено, решил казнить Ивана.
Наточил палач топор острый. Барабаны бьют, бабы плачут. Все слово Ивана последнее слушают:
- Невинной смертию погибаю, люд четной! Царь батюшка, за что в немилость к тебе попал? Я тебе поставки за полгода на 1000% увеличил, размер того, что очень даже может быть, в 20 раз. А ты меня на плаху!
Смотрит народ на царя в недоумении. Еще пуще разгневался царь, давай ногами топать:
- Ах ты, охальник! Я в тебя столько казны вложил! Говорил же русским языком – большое и красное. А ты мне мелкое, желтое да фиолетовое! А ну откройте амбар и на показ доказательства!
Сказал, и ждать уселся. Сейчас весь народ увидит, каков Иван – дурак, а царь – молодец. Открыли, а что очень даже может быть все зеленое. Царь быстро нашелся и прибавил:
- И зеленое…
А царедворцы по паре схватили и потащили в народ, предъявлять. И только из амбара вытащили – а оно бац, и красное!
Что там дальше было, не мне судить. А вот с точки зрения управления дело ясное.
Поставил царь задачу. Делегировал ее Ивану, мотивацию ему хорошую сделал. В организации помог и контролировал регулярно два показателя: срок исполнения и соответствие результата изначальному запросу.
Царь задачу поставил, а дальше хоть трава не расти, и не интересует никого, что если СМАРТ не работает, то это и не СМАРТ вовсе. Иван, как ответственный исполнитель, в срок всегда отчитывался, а значит, царя уважал. И царь то хороший, но хитрые царедворы не поведали царю, что есть такой цикл Деминга: Планируй → Делай (или Делегируй) → Проверяй → Корректируй. Или не по-русски Plan-Do-Check-Act.
И все что нужно было сделать царю – проверить выполнение и постановку задачи скорректировать. А чем «проверяй» отличается от «контролируй»? Да вопросом «почему» отличается, или лучше пять «почему» по Кайдзену – начиная с «почему» цвет и размер не тот? Аналитику, статистику посмотреть, обратную связь, опять же, собрать не мешало. Actа не хватило!
Нужно было понять, в чем загвоздка и скорректировать задачу. В результате казна потрачена, Иван на плахе и перспективы замужества царевой дочки-старой девы туманны.
А кто скажет, что цикл Деминга только про управление качеством, сразу отвечу: цикл управления качеством управления в том числе. Качественное управление строится по циклу Деминга.
И если в делегировании контроль сводится только к срокам и соответствию, без корректировки и уточнения задач – из «разгрузки» делегирование превращается в сплошное разочарование.
Проверено практикой.
''— Ох, уж эти сказочки. Ох, уж эти сказочники!''
Потребность: красное и большое.
Результат: мелкокалиберное, не того колеру.
Внезапно: ''а оно бац, и красное!''.
Итог: ''оно'' всё-равно не соответствует по размеру, не смотря на загадочный ''бац''.
Я даже не прошу разъяснить, что подразумевалось под ''бацем'', но мне не понятно, чего ж царь корректировать должен? Цели?
Основные параметры заданы. Иван казённые бюджеты полгода осваивал, а результата нету.
По царскому ТК казнить треба.
Хотя, может кому-то тоже ''... с точки зрения управления дело ясное.'' Подскажите, коль не трудно.
Начали с психологических причин, осложняющих делегирование, а завершили циклом Деминга
Конечно PDCA про управление качеством в том числе и управления, только вот один момент: если установки (то есть психология не изменилась)то никакой Деминг не поможет
Давно известно, что существуют некоторые стереотипы, которые мешают использованию делегирования.
например:
- хочешь сделать хорошо, сделай сам
- он ''накосячит'', а отвечать все равно мне
- Если они (сотрудники), будут сами все делать хорошо, зачем нужен я (начальник)
и т.д.
В значительной степени корни проблемы связаны с ''происхождением'' менеджера, так как один из принципов назначения на менеджерскую позицию хорошо известен: ты отличный специалист, пора тебе расти, становись менеджером!
И менеджер теперь знает, как ими (менеджерами) становятся - так зачем себе выращивать конкурентов:))
Поэтому, пока не изменятся установки менеджера, цикл Деминга - ''УВЫ'' - не поможет!
Мария, проблема не в делегировании полномочий, а в умении организовать правильные процессы. По Э.Демингу:''Правильный процесс - неизменно дает правильный результат''. А что б организовать правильные процессы, необходимо Царей и царьков вместе с их подчиненными, обучить системе бережливого менеджмента, а с этим большие проблемы. Опять какие цели ставит царь? Если эффективно - ''освоить'' бюджет, то менеджеры с задачей справляются.
Хоть и не любят у нас этих сказочников, тем не менее все правильно написано. Может и не в полной мере... Ведь на этапе планирования создаются не только процессы, но и цели. На этапе исполнения не только работают, но и обучаются. На этапе проверки - ''снимают'' фактические показатели. Akt - анализ (сравнение плана с фактом) и принятие решения - либо сотрудник виноват либо система настроена неправильно, со всеми вытекающими.
Не увидел в публикации ничего конкретного про цикл Деминга, кроме названия.
Лучше бы и не упоминать об этом всуе.
А дело гораздо глубже, циклы PDCA существуют в управлении и помимо нашего сознания, но результат хороший м.б. только при соответствующем навыке и овладении методологией Деминга.
Вот это сказка! Вот это слог!)))
Еще Иван-Царевича и Царя заменить на ''кому-то'' и ''кто-то'' и будет почти как преобразование многомерных тензоров из мат.анализа!)))
Статья понравилась). Буду заходить читать, что в комментах напишут).
Принцип: ''лучше уж сам сделаю'' - чаще всего проблема начинающих руководителей.
Умение грамотно делегировать и получать нужный результат от сотрудников приходит с опытом.
Ну и соответствующие инструменты в этом помогают.