Олег Мусин: ФСА и ТРИЗ в социотехнической системе бережливого предприятия

Олег Мусин

Многие из современных менеджеров слышали о методе ФСА, но мало кто из них представляет, а в чем же суть данного метода и как его практически можно применить не только при производстве продукции, но и при его разработке. Тем более что если для совершенствования процесса производства продукции плохо ли хорошо некоторые используют данный метод, то при проектировании и разработке продукции с применением метода ФСА у многих проблемы.

Особенно эта тема приобретает большую актуальность на фоне все возрастающей конкурентной борьбы за рынки сбыта своей продукции. И если инструменты и методы для повышения конкурентоспособности предприятий при производстве продукции плохо ли хорошо кое – где внедряются, то пробелы в повышении качества и сокращении сроков разработки нового продукта значительны. А на фоне того, что любая продукция, в связи со стремительным развитием науки и техники быстро устаревает, то и лидерство в бизнесе определяется скоростью предоставления компаниями новой продукции на рынки. Ведь если успешность бизнеса определяется такими постулатами, как его способность предоставить потребителю:

  • то, что ему надо,
  • тогда, когда ему надо,
  • столько, сколько надо,
  • по той цене, которая надо,

То борьба за первенство на рынке определяется первенством в предоставлении нового продукта. Особенно это заметно на фоне постоянно обновляемых новых моделей: айфонов, ападов, планшетников… Значит конкурентоспособность и лидерство в бизнесе определяется скоростью разработки и производства Нового Продукта.

На основании вышесказанного можно сделать вывод: в основе совершенствования любой деятельности человека лежит Продукт, совершенствованием и развитием, которого занимается человек. Под продуктом можно понимать, как государство, организацию, предприятие, продукцию или услугу массового потребления…

Роль и значение любой деятельности человека заключается в получении полезного продукта, обладающего необходимыми свойствами и характеристиками, соответствующими его потребностям. В зависимости от целей, которые преследует человек, этот продукт может быть предназначен как для индивидуального потребления (удовлетворения личных потребностей), так и для массового (получения прибыли, за счет создания полезного продукта для широкого потребления определенной группой людей). В любом случае при разработке и производстве полезного продукта, для того что бы он был востребован группой людей, для которых он предназначается, человек ориентируется на такие основные показатели как:

  • качество (соответствие свойств и характеристик продукта заявленным, потребителем требованиям),
  • цена (соответствие денежного эквивалента той потребительской ценности, которую потребитель готов заплатить за этот продукт),
  • сроки (способность предоставить продукт тогда, когда надо потребителю)…

В зависимости от сложности и трудоемкости разработки и производства продукта или услуги человек либо изготовляет этот продукт сам, либо собирает команду специалистов разного профиля, необходимую для создания этого продукта. В любом случае у истоков любого Большого Дела, должен быть лидер, озаренный Идеей, способный создать и сплотить вокруг своей Идеи команду специалистов, одержимых предоставленной возможностью внести свой личный вклад, что бы воплотить эту идею в Большое и общее для всех Дело.

Вывод: для воплощения любой Идеи в Большое Дело, должен быть лидер, владелец этой Идеи. Такие люди стоят в основе развития, как общества, так и науки, экономики и государства. Отечественных примеров таких лидеров в различных сферах деятельности можно привести достаточно: Петр 1, Столыпин, Демидовы, Гастев, Циолковский… Но к, сожалению, современная молодежь больше знает зарубежных лидеров таких как: Джобс, Гейтс, Уэлч, Таити Оно, Форд…

Любое Большое Дело по созданию сложного продукта (высокоэффективного: государства, предприятия, услуги…), можно реализовать только в составе команды высококвалифицированных, высококомпетентных специалистов разного профиля объединенных общей Идеей. Как сказал бы уважаемый мной В.Черномырдин: «А где возьмешь?». Под Идеей понимаем создание идеального продукта или системы продукта, в котором функциональных элементов, придающих продукту необходимые свойства и характеристики вроде бы нет, но, тем не менее, продукт имеет все необходимые для потребления свойства и характеристики. Для создания высокоэффективного продукта разные специалисты, в зависимости от предпочтений, применяют различные инструменты и методы повышения эффективности этого продукта, такие как: теория ограничений ТОС, система сбалансированных показателей, бережливое производство

К сожалению на Российских лидеров, не имеющих ни Идеи социально – экономического развития государства, ни опыта и достижений в каких либо отраслях экономики, ни команды профессионалов, ни опыта руководства большими коллективами это утверждение не распространяется. Поэтому и приходится наблюдать за перестановками во власти стерлингов и павлинов. Так как в правительстве, в котором «табуреткин» со взводом «амазонок», занимается реформированием Министерства Обороны, финансист – реформированием здравоохранения, а медик – сельским хозяйством. А словосочетание «эффективный менеджер» после оценки деятельности Сердюкова премьер – министром Д.Медведевым стало символом воровства и бестолковщины, граничащими с подрывом обороноспособности страны… Заметьте о профессионализме, как в правительстве, так и во многих организациях и компаниях, тем более о профпригодности речи вообще не идет. Потому что этой профпригодности нет, прежде всего, у самого премьера. Это все равно, что повару поручить усовершенствовать модель обуви, а обувщику – усовершенствовать блюдо. Это ли ни верх цинизма и надругательства над народом, которое Россия не переживала со времен Бироновщины…

Вышеперечисленные теории повышения эффективности Продукта применяются для исправления существующих Продуктов. И это основная проблема традиционного технократического мышления современных инженеров и руководителей, так как исправления сопровождаются введением дополнительных элементов в Продукт, что ведет к его усложнению и удорожанию. А согласно теории развития систем (развертывания – свертывания) мы должны стремиться к упрощению, т.е. к свертыванию, приближая их к идеальным системам. Хотя я и сам являюсь сторонником концепции «бережливого производства», точнее, концепции «системы бережливого менеджмента» (моя программа ТРиСС), которая основывается на формировании у сотрудников «бережливого мышления», т.е. нацеленности в своей деятельности не на достижение нужного Результата любой ценой, а на организацию правильных Процессов, которые дают «неизменно нужный Результат» по Демингу. Формирование у сотрудников «бережливого мышления» с целью исправления существующих процессов и систем - это лишь первый этап на пути формирования «творческого мышления», которое заключается в недопущении нежелательных эффектов на стадии разработки или производства продукции и отличающегося:

Диалектичностью

Мышления, связанного с:

  1. Умением видеть в развитии различных систем борьбу противоположных тенденций,
  2. Собственным пониманием путей решения противоречий,
  3. Необратимостью качественной смены различных систем, приближающих их к идеальным…

Системностью

Мышления, подразумевающего умение видеть в любом продукте (объекте) сложную систему, находящуюся в иерархической зависимости от других систем (надсистемы, подсистемы).

Управляемым воображением

Воображением, способным генерировать различные идеи для решения проблем, направленных не на исправление нежелательных эффектов, а на их не допущение.

Уверенностью в возможности решения проблем

с целью качественного развития этих процессов и систем.

Для того, что бы заняться не исправлением, а развитием любого Продукта с целью придания ему новых, качественных свойств, его необходимо представить в виде системы, состоящей из разных функциональных, взаимосвязанных элементов, которые только в совокупности могут придать продукту необходимые свойства и характеристики.

Например, если рассматривать любую организацию или предприятие по производству продукции или услуги, то их необходимо представить в виде сложной социотехнической системы состоящей из 3-ёх основных взаимосвязанных подсистем, таких как:

  1. Техническая система продукта, его разработки и производства. Элементы системы (ресурсы: продукта - элементы, ресурсы: разработки и производства – оборудование, инструменты, материалы…) расположенные в пространстве.
  2. Социальная система человеческих ресурсов, необходимых для разработки и производства продукции. Элементы системы - команда различных специалистов, объединенных общей идеей создать идеальный продукт, максимально удовлетворяющий потребностям потребителей, как по качеству, так и по цене, как по надежности и простоте пользования, так и по срокам предоставления. Основной ресурс это люди, которых необходимо развивать, обучать: бережливому и творческому мышлению. Мотивировать…
  3. Технологическая система разработки и производства продукции. Элементы (ресурсы: помещения, оборудование, материалы, люди…) системы процесса по разработки и производству продукта расположенные во времени. Чем ближе они расположены, тем теснее взаимодействие, короче сроки изготовления готового продукта.

Вот основные подсистемы любой организации будь – то государственной или частной, оказывающей услуги или производящей продукцию. Для того, что бы создать эффективную социотехническую систему по оказанию услуг или разработки и производству продукции всего – то требуется воспользоваться одним из инструментов Функционально – Стоимостного Анализа. Инструмент этот называется функционально – идеальное моделирование системы. Почему этот инструмент не применяется нашими государственными мужами или бизнесменами, остается только догадываться. Либо не знают, либо умышленно не применяют для того, что бы легче было скрыть результаты своей неэффективной деятельности. А может эффективной? Бюджетные средства они - то «осваивают» вполне эффективно. Значит, цели власть предержащих идут вразрез с требованиями и чаяниями народа, в интересах которых они и призваны действовать.

Функционально-идеальное моделирование систем

Цель эффективной деятельности менеджмента заключается в создании продукта или услуги максимально приближенной к идеальной системе. Т.е. с наименьшим количеством функциональных элементов. При функционально – идеальном моделировании создается модель системы продукта, состоящего только из основных элементов, обеспечивающих системе продукта необходимые Потребителю свойства и характеристики. При этом разрабатываются мероприятия, при которых роль вспомогательных и второстепенных элементов выполняют близлежащие основные элементы системы продукта.

Для реализации этих идей применяются инструменты и методы ТРИЗ (решения противоречий, вепольный анализ, АРИЗ). Полностью метод применения ТРИЗ при свертывании системы продукта, расписывать не буду, т.к. это уже материал не одного занятия. Скажу лишь, что записывается элемент системы, который можно исключить.

Дальше записываем условия при, которых его можно исключить, а потом для группы специалистов формируется изобретательская ситуация при которой группа решает эту задачу. Таким образом формируется модель продукта, состоящего из минимального количества функциональных элементов. После определения модели продукта, приближенной к идеальной системе продукта проводим Функционально – Стоимостный Анализ системы продукта.

Технико-экономический анализ системы продукта

Метод технико – экономического анализа системы продукта заключается в оценке стоимости и значимости каждого элемента, входящего в систему продукта. Для реализации этого метода составляется таблица, в которой по вертикали записываются элементы и их функциональное назначение, а по вертикали напротив каждого элемента: его стоимость, доля в % от общей стоимости, оценка степени значимости и беспокойства: конструкторами, технологами, экономистами, производственниками, потребителями…

На основании данных составленных таким образом таблицы, определяется стоимость материалов, узлов и деталей системы продукта и рассчитывается их общая стоимость. Вырабатываются мероприятия по снижению их стоимости.

Как я уже говорил выше, формирование эффективной социотехнической системы по разработке и производству продукции начинается с системы самого Продукта. На основании подбора функциональных элементов системы продукта, вторым этапом подбираем Ресурсы (функциональные элементы) конструкторов, предназначенные для разработки и совершенствования элементов системы продукта. И снова проводим технико – экономический анализ системы ресурсов, необходимых для разработки продукции.

Технико-экономический анализ системы ресурсов, необходимых для разработки и совершенствования системы продукции или услуги

Аналогичным образом производится оценка ресурсов необходимых для разработки и совершенствования системы продукции. Вырабатываются мероприятия по повышению эффективности разработки продукции. После определения основных ресурсов необходимых для разработки продукции переходим к 3-ему этапу экономико – технологическому анализу организации и управления системой разработки продукции.

Экономико-технологический анализ организации и управления системой разработки продукции

Метод экономико – технологического анализа заключается в оценке эффективности организации и управления системой разработки продукции, который заключается в поэлементной оценке времени и стоимости каждого функционального элемента по разработке продукта и оценивается общее время, затрачиваемое на разработку. Аналогично оценивается доля времени и стоимость каждого ресурса, проблемы и вырабатываются мероприятия по их совершенствованию. Цель создания идеальной системы разработки продукции – это минимизировать количество элементов связанных с процессом разработки продукции, при которой процессов вроде бы нет, продукт разрабатывается.

Аналогичным образом проводится Функционально – Стоимостный Анализ для системы производства и реализации продукции.

1-ый этап – технико – экономический анализ системы производственных ресурсов (помещения, оборудования и инструменты, люди…), необходимых для производства и реализации продукции.

2-ой этап экономико – технологический анализ системы организации и управления системой производства продукции.

После проведения вышеперечисленных мероприятий составляется сводная, поэлементная таблица оценки материалоемкости и трудоемкости разработки и производства продукции, на основании которой определяется фактическая себестоимость продукции и время выполнения заказа. Кроме этого определяются мероприятия по совершенствованию каждого элемента продукта, его разработки и производства для всех категорий сотрудников социотехнической системы.

Для того, что бы предприятие претендовало на первенство на мировых рынках, маркетологи и конструктора должны оценить ценность (Цену) продукции с точки зрения потребителя, отнять от этой цены прибыль, необходимую для развития предприятия и удовлетворения потребностей собственников и сформировать целевую себестоимость, которой должно достичь предприятие. А для этого идеально подходят методы ТРИЗ и бережливого производства.

Вопрос почему наши гуманитарии в лице президента и премьера не делают, казалось бы элементарных вещей? Ну печешься ты о процветании России, а может нет? Введи курсы обучения ФСА, ТРИЗ, бережливого производства и пр. в школах, ПТУ, ТЕХНИКУМАХ, ВУЗАХ, организуй обязательные курсы по переподготовке директоров и собственников. Или боятся, что на этом фоне собственная профнепригодность попрет из всех щелей?

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Георгий Нечунаев
Аналитик, Москва

Запоздалый комментарий: классический ФСА не творческий метод, а скорее технико - экономический рутинный. Система ТРИЗ+ФСА - творческий метод, позволяющий решать сложные задачи. Понятие ''функционально - идеальное моделирование'' из системы ТРИЗ+ФСА.
На вопрос -почему наши власти не делают того, что должны бы -мой ответ: 1) потому, что просто не умеют 2)потому, что не видят острой необходимости для себя, они считают что деньги -это главное, что они решают все проблемы, что можно купить ВСЕ. Продадим нефть и купим, что хотим. Но жизнь уже доказала, что это заблуждение эффективных говноменеджеров. Только люди решают проблемы. ''Кадры решают все''(с)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.