Андрей Николаенко: Особенности импорта сложных технологических линий для целей лизинга

Андрей Николаенко

В н.в. появляется все больше и больше лизинговых компаний специализирующихся на определенных секторах лизингового бизнеса и отдельных типах предметов лизинга. Такая специализация позволяет вплоть до идеала отработать бизнес-процессы, автоматизировать деятельность всех подразделений компании, и как следствие достигнуть минимизации операционных затрат. В то же время еще немало компаний, которые относят себя к «универсальным» (причем критерии универсальности зачастую у разных компаний далеко не одинаковые). Как правило, последние чаще занимаются «эксклюзивными» сложноструктурированными проектами на суммы в несколько миллиардов рублей.

Подобные проекты являются достаточно трудозатратными, в качестве предметов лизинга чаще выступают различные виды зарубежного технологического оборудования, не имеющего аналогов в России. В данном случае даже минимальная экономия в относительном выражении дает заметный абсолютный эффект. При крупных проектах минимизацию издержек в первую очередь можно достичь при прямой закупке оборудования у зарубежного производителя.

Вряд ли, на переговорах по обсуждению контрактной цены по закупке сложной технологической линии, лизингодателю удастся достичь существенной скидки. И объясняется все очень просто. Технология изготовления оборудования сложна, трудоемка и длительна во времени. Технические задания от заказчиков носят сугубо индивидуальный характер и нестандартизированы. Поэтому не стоит, по аналогии с регулярными и массовыми закупками автотранспорта и спецтехники у производителей и их дилеров, ждать скидок от базовой цены технологической линии по «прайсу». Сколько аналогичных линий (учитывая, что ликвидность сложного технологического оборудования, изготовленного по индивидуальному техническому заданию, мягко говоря «туманна») вы можете гарантированно закупить у производителя в течение года, если изготовление подобной линии в лучшем случае занимает как раз один год, а вместе с монтажом, вплоть до ввода в эксплуатацию и выходом на полную мощность, пройдет около двух лет?

Как правило, переговоры о цене оборудования еще на стадии его выбора ведет непосредственно заказчик-лизингополучатель. Задача служб лизинговой компании, на данном этапе участия в проекте, сводится скорее к выявлению справедливой цены. Поскольку нередко цена оборудования в контракте, согласованном потенциальным лизингополучателем с поставщиком, с которым он обратился в лизинговую компанию, уже содержит вознаграждение за выбор этого оборудования именно у этого поставщика, что может еще более снизить ликвидность оборудования для лизингодателя, в случае проблем с выплатой лизинговых платежей у лизингополучателя.

Далее лизингодателю целесообразнее сконцентрировать усилия на условиях минимизации издержек на ввозе этого оборудования и при выпуске его в свободное обращение на территорию РФ[1].

С точки зрения технологии, сравнительно несложно заниматься предоставлением в лизинг и ввозить в РФ различный автотранспорт и относительно компактное (представляющее собой единое целое) оборудование серийного производства. Но у нас внешнеторговый договор на закупку и поставку для целей лизинга сложной и крупногабаритной технологической линии. И эта линия не умещается в одну транспортную единицу (впрочем, как и в 10, а может и в 100). График изготовления, поставки, монтажа, ввода в эксплуатацию и т.д. растянут на месяцы, а в отдельных случаях годы (соответственно на этот срок растянут «инвестиционный» период по договору лизинга[2]). Так что одновременно (за один день) данная линия на таможенный пост тоже не поступит.

Представители таможни, выполняя план по перечислениям в бюджет, традиционно склонны рассматривать, любой груз (в том числе и сложную технологическую линию), как совокупность отдельных товаров, каждому из которых присваивается свой код Товарной Номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза (ТН ВЭД ТС). Естественно вариант, когда на каждую партию, составляющую ту или иную часть технологической линии мы будем в течение нескольких месяцев подавать отдельные таможенные декларации с уплатой по каждой отдельной позиции таможенных пошлин (например, отдельно за электродвигатель, отдельно за компрессор, отдельно за печь, отдельно за проводку, отдельно за кронштейны и крепеж т.д.) по ставкам, вплоть до 20%, нас не может устраивать ни при каких обстоятельствах.

В связи с этим, для минимизации затрат по лизинговому проекту на данном этапе нам необходимо одновременно решить две задачи:

1. Ввезти весь комплекс оборудования как единуютехнологическую линию по одному коду ТН ВЭД ТС по ставке таможенной пошлины 0%.

2. Обеспечить возможность нашему лизингополучателю, приступить к монтажу линии на своей производственной площадке практически незамедлительно после поставки уже первой партии (первых компонентов) линии в РФ, поскольку помимо изготовления данной технологической линии поставщиком, наш лизингополучатель параллельно подготавливает производственную площадку (переоборудует старые цеха или строит новый цех с подведением необходимых коммуникаций).

Вышеуказанные задачи мы можем решить на основании технологии заключающейся в получении классификационного решения ФТС (далее, народное название – «класс-решение») о присвоении нашей технологической линии единого классификационного кода по ТН ВЭД ТС со ставкой таможенных пошлин 0% и помещением отдельно ввозимых партий компонентов технологической линии под режим условного выпуска, вплоть до ввоза последней партии и подачи ГТД. Это предусмотрено в первую очередь следующими нормативными документами:

  • Статьей 194 ТК ТС «Особенности таможенного декларирования товаров»[3]: «В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях: ………………. 4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.»;
  • Статьей 215 ФЗ №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»[4]: «Особенности декларирования товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемого в течение установленного периода времени»;
  • Статьей 107 ФЗ №311-ФЗ;
  • Приказом ФТС № 206[5];
  • Решением Комиссии ТС № 257[6];
  • Решением Комиссии ТС № 378[7];
  • и т.д.

В ст. 107 «Порядок принятия решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввозимого или вывозимого в течение установленного периода времени» ФЗ №311 сказано:

«Товар в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение периода времени, превышающего сроки, определенные статьей 170 Таможенного кодекса Таможенного союза, может декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при наличии решения таможенного органа по классификации товара».

Далее в ст. 107 говорится о том, что решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз которого предполагается различными товарными партиями в течение определенного периода времени, принимает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, на основании письменного заявления лица, правомочного выступать в качестве декларанта товара.

Класс-решение ФТС значительно облегчает ввоз товаров и для многих участников ВЭД его получение снимает большие проблемы при ввозе товаров в Россию, а в первую очередь это касается поставок промышленного оборудования. В общем случае при пересечении товарами границы каждому из них присваивается десятизначный код ТН ВЭД ТС. От того, какой товару будет присвоен код, зависит не только общая сумма платежей уплачиваемая на таможне, он определяет и перечень документов, необходимых для таможенного оформления товаров, применение различных мер нетарифного регулирования и системы управления рисками. Именно поэтому процедура классификации товара является очень важной. Код ТН ВЭД ТС указывается в таможенной декларации и таможня осуществляет контроль его правильности.

Суть класс-решения ФТС заключается в заблаговременном присвоении ввозимому товару определенного кода ТН ВЭД. Данные решения бывают двух видов:

1. Предварительные решения;
2. Решения по классификации товара, ввозимого или вывозимого различными товарными партиями в течение установленного периода времени, одним кодом ТН ВЭД ТС.

Оба вида решения принимаются до начала таможенного оформления и обязательны для применения таможенными органами при их предъявлении декларантом. Вместе с тем, это принципиально разные виды решения, и цели их получения также различны.

Предварительные решения получают для устранения сомнений, как самого импортера, так и возможных сомнений таможенного органа, где будет осуществляться декларирование, в правильности классификации товара либо для получения подтверждения импортером кода ТН ВЭД ТС с целью гарантии беспрепятственного таможенного оформления.

Основная цель получения решения по классификации товара (класс-решения), ввозимого, в нашем случае, различными товарными партиями в течение установленного периода времени – получение возможности декларирования многокомпонентного, поставляемого по частям товара (в нашем случае сложной технологической линии), одним кодом ТН ВЭД ТС с целью получения следующих преимуществ, заключающихся в :

  • определении оптимального размера таможенных платежей, так как в большинстве случаях ставка ввозной таможенной пошлины на оборудование, не имеющее аналогов в РФ составляет 0%.
  • уменьшении количества необходимых разрешительных документов (сертификатов соответствия, заключений, и пр. на отдельные компоненты), потому что при классификации одним кодом ТН ВЭД ТС необходимы только те разрешительные документы, которые требуются для данного кода ТН ВЭД ТС;
  • упрощении процесса таможенного оформления, так как при наличии классификационного решения с единым кодом ТН ВЭД при таможенном оформлении не требуется детализация по стоимости, странам происхождения, производителям отдельных компонентов, а также подробная техническая документация на каждый компонент в отдельности.

С целью получения класс-решения и в т.ч: подготовки заявления на класс-решение и прилагающегося к нему пакета документов необходимо заблаговременно провести комплекс мероприятий на стадии согласования технического задания и внешнеторгового контракта (в т.п. технической документации и приложений к нему) с поставщиком. Если ваша компания намерена воспользоваться услугами профессионального таможенного представителя (ранее в законодательстве именовавшегося как таможенный брокер), то его подключение к работе необходимо уже на данном этапе.

Первоначально мы должны узнать:

1. от лизингополучателя: что написано в техническом задании (ТЗ) сформированном лизингополучателем проектантам.
2. от поставщика: все ли оборудование является серийным; каким транспортом будет доставляться оборудование (автомобильный, морской и т.д.); на скольких транспортных единицах будет доставляться приобретаемое оборудование.

Мы должны понимать детализацию приобретаемого оборудования. Чем глубже мы вникаем «в глубь» этой технологической линии, тем четче понимаем из чего она состоит и у нас появляется больше возможности доказать ФТС, что все то оборудование которое приходит в наш адрес по конкретному внешнеторговому контракту относится к единому автоматизированному технологическому процессу и достойно присвоения единого кода ТН ВЭД ТС.

Когда мы получаем от поставщика список всех комплектующих, а еще лучше сразу перечень в виде грузовых мест, то мы получаем возможность не только узнать, как это все работает, но и спланировать загрузку автомобилей (и т.п. транспортных единиц) в соответствии с количеством грузовых мест на каждом из них.

Для получения единого кода ТН ВЭД ТС технологическая линия должна быть действительно автоматической/непрерывной и не содержать в своем составе ручных/механических операций, т.е., например, не содержать перемещения товаров с одного транспортера на другой с участием человека (вручную или погрузчиком управляемым им), либо перевозку транспортом из одного цеха в другой. Как только, на каком-то этапе технологического процесса, виден «разрыв», на основании предоставленных чертежей и прочей технической документации, то все компоненты линии:

  • «до этого этапа» (когда появился «ручной труд» т.е. утеряны признаки целостной автоматзации технологического процесса) признаются единой неразрывной технологической линией №1 (условное обозначение) с кодом ТН ВЭД ТС по ставке таможенной пошлины 0%;
  • «после того этапа» признаются единой неразрывной технологической линией №2 (условное обозначение) с кодом ТН ВЭД ТС по ставке таможенной пошлины 0%;
  • оставшимся «посередине» комплектующим не присваивается единый код ТН ВЭД ТС и соответственно они в индивидуальном порядке облагаются таможенными пошлинами.

Если для получения классификационного решения вы изначально привлекли таможенного представителя – то необходимо прописать его ответственность в Вашем с ним договоре, за «НЕприсвоение» таможенным органом единого кода ТН ВЭД ТС на всю технологическую линию т.к. на этапе подготовки технической документации вопрос «полной автоматизации» технологического процесса линии вполне разрешим.

После завершения всех проектных работ и согласования прочих условий импортного контракта подаем заявление в ФТС на получение класс-решения, которое должно содержать: сведения о заявителе; сведения о технологической линии – наименование и перечень компонентов товара; срок и график поставки; наименование таможенной процедуры, под которую будет помещена наша линия; наименование таможенного органа, где будет осуществляться декларирование товара.

К подаваемому нами заявлению необходимо приложить следующие документы (перечень которых может быть расширен по запросу таможенного органа): импортный контракт; учредительные документы заявителя; перечень компонентов товара в виде таблицы на бумажном и электронном носителе (наименования компонентов, в том числе частей, составляющих отдельный компонент товара; классификационный код компонента товара по ТН ВЭД ТС; количество или вес компонентов, в том числе частей, составляющих отдельный компонент товара, в единицах измерения, применяемых в ТН ВЭД ТС); техническое описание с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, в том числе взаимодействия отдельных компонентов товара; описание отдельных компонентов товара с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, материала, из которого они изготовлены; сборочный (монтажный) чертеж (схема).

Срок принятия класс-решения в ФТС составляет 90 дней. Декларирование товара должно быть завершено в течение одного года с даты оформления первой партии компонентов (возможно продление данного срока до трех лет по мотивированному обращению декларанта).

Срок принятия класс-решения может быть и более коротким и зависит от опыта получения подобных решений. Например, один из профессиональных таможенных представителей (логистическая компания ТОП-10) называет следующие сроки оформления классификационного решения (с момента подписания договора с этим таможенным представителем, внесения ему предоплаты и получения им первичной документации):

  • Подготовка документов – около 2-х недель
  • Оформление класс-решения ФТС – 50 дней (что прописано в договоре с таможенным представителем)
  • Пересылка экземпляра класс-решения решения лизингодателю как декларанту – около 10 дней
  • Пересылка класс-решения таможенному представителю и далее на таможенный пост – около 2-х дней.

Итого должно пройти около 2,5 месяцев.

На рисунке 1 отражен упрощенный алгоритм импорта сложной технологической линии одному коду ТН ВЭД ТС для целей лизинга с помещением ее под процедуру условного выпуска. На стадии «Проекта» подается заявление в ФТС на получение класс-решения, в котором: список и описание компонентов, схема расположения, описание технологического процесса и т.д. Получение класс-решения должно завершиться до момента ввоза, первой партии компонентов технологической линии. Причем крайний срок (deadline) до момента ввоза первой партии составляет 2-3 недели т.к. после того как мы получили класс-решение у нас должно пройти время на разрешение (особый порядок декларирования), который выдает ФТС.

Мы получаем решение ФТС о том что все разобранные компоненты, которые мы ввозим, являются частями единой технологической линии, которую можно оформить по одному коду ТН ВЭД ТС т.е. мы получаем разрешение на особый порядок декларирования. Это означает, что ФТС согласилась с тем, что предоставленный в таможню контракт является действительным и что оборудование, которое мы ввозим, будет оформляться на определенном таможенном посту. Между получением решения ФТС и между тем моментом, когда бумага под названием «распоряжение по таможне» проходит как раз 2-3 недели («разрешение на особый порядок декларирования» выдается декларанту, а по таможне идет «распоряжение» в котором начальник таможни указывает начальнику поста проводить оформление в соответствии с этой бумагой ФТС).

С ввозом первой партии компонентов технологической линии мы подаем заявление на условный выпуск[8], тех самых компонентов. И такие заявления на условный выпуск подаются с каждой поставляемой партией компонентов технологической линии.(Примечание: процедура условного выпуска является одной из наиболее сложных и спорных во взаимоотношениях таможни и субъектов ВЭД. Именно с условным выпуском связана значительная доля возбуждаемых таможенными органами дел об административных правонарушениях и судебных разбирательств. Необходимо отметить, что условный выпуск товаров – достаточно универсальная процедура, которая может применяться во многих ситуациях. Наиболее часто ее применение связано с ошибками, некорректным заполнением или неполным предоставлением необходимых документов при таможенном декларировании).

При ввозе каждой партии компонентов будут следующие общие товаросопроводительные документы:

  • импортный контракт (общий на всю линию),
  • паспорт сделки (общий на всю линию).

При этом каждая отдельная партия будет сопровождаться следующим перечнем документов оформляемых именно на эту партию:

  • Товарно-транспортная накладная (автомобильная CMR) – (отдельная на партию);
  • Инвойс (он же счет-фактура) – (отдельный на партию);
  • Обеспечение, либо российский гарантийный сертификат, но, как правило, все используют Carnet TIR[9];
  • Упаковочный лист на каждое место.

Одновременно мы должны обеспечить таможенному органу будущую уплату платежей на таможне в момент ввоза последней партии компонентов линии (на момент подачи ГТД). Учитывая, что были, приложены все усилия для получения класс-решения с присвоением кода ТН ВЭД ТС и ставкой таможенных пошлин 0%, мы размещаем на таможенном депозите суммы таможенного сбора и НДС с поставленных компонентов.

Данный фактор отвлечения финансовых ресурсов лизингодатель должен заранее предусмотреть при согласовании на стадии «Проекта» лизинговых платежей (в т.ч. аванса/задатка и т.п.) с лизингополучателем.

Тем самым по мере подхода различных компонентов линии под условный выпуск, эти компоненты вычеркиваются таможенным органом из общего перечня компонентов и, в конце концов, мы получаем израсходованный перечень.

По мере поступления отдельных компонентов и оформления заявлений на условный выпуск лизингополучатель не вправе отчуждать ввезенные под условный выпуск компоненты линии, но лизингополучатель на законных основаниях уже может производить монтаж линии. (Примечание: в импортном контракте стоимость монтажа обязательно выделите отдельной суммой. В расчет суммы платежей на таможне стоимость монтажа не включается (хотя и здесь есть место для попыток таможенного рэкета). Монтаж выполняется на территории РФ и соответственно стоимость монтажных работ облагается НДС, который уплачивается, в нашем случае лизингодателем, по месту регистрации в ФНС).

С ввозом последней партии компонентов технологической линии мы подаем не последнее заявление на условный выпуск, а полноценную грузовую таможенную декларацию (ГТД), а на обороте ГТД указываются все, ранее поданные, заявления на условный выпуск. К моменту оформления ГТД, мы должны в составе положенного пакета документов, представить все разрешительные документы государственных органов, которые прилагаются к ГТД (сертификаты соответствия, гигиенические разрешения, разрешения госкомэкологии, пожарный надзор, технадзор и т.д.). Эти документы таможенные органы не имеют права требовать раньше т.к. товар еще не ввезен и они необходимы не ранее ввоза последней партии всего комплекса оборудования (т.е. при подаче ГТД). С таможенного депозита списывается сумма платежей, ранее депонированных нами, необходимая для выпуска всей линии в свободное обращение на территорию РФ. Дата оформления ГТД – это дата ввоза всей линии. С этого момента технологическая линия поступает в наше распоряжение.

Подводя итог, можно сказать, что классификационное решение ФТС помогает предпринимателям при импорте, в самой затратной части, получить экономию. В частности лизинговым компаниям, участвующим в проектах по импорту с целью передачи в лизинг сложных технологических линий, помогает минимизировать стоимость лизинговой услуги для лизингополучателей – предприятий реального сектора экономики. Промышленное производство должно вовремя проводить техническое обновление технологических линий, современных машин и механизмов. Введение классификационного решения ФТС позволяет проводить модернизацию производства с гораздо меньшими затратами. Ввоз всех комплектующих технологических линий идет по единому коду ТН ВЭД ТС, что не требует подробной характеристики и спецификаций на каждое наименование в отдельности. Единый код в соответствии с ТН ВЭД ТС позволяет производить оплату таможенных пошлин только в рамках единого кода, что значительно снижает планку платежей, минимизирует предпринимательские расходы и в конечном итоге способствует модернизации промышленного производства нашей страны.

[1] Естественно на страницах данного издания обсуждение «серых схем» абсурдно и некорректно.
[2] Не секрет что в РФ до сих пор существует практика передачи оборудования в лизинг без монтажа и ввода в эксплуатацию, но я не сторонник данной практики, особенно при сложноструктурированных проектах (не говоря о негативном отношении к этому большинства лизингополучателей, нежелающих платить лизинговые платежи в полном объеме за не введенный в эксплуатацию предмет лизинга).
[3] Таможенный кодекс Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ» «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 23, ст. 2796)
[4] Федеральный закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252)
[5] Приказ ФТС от 4 февраля 2011 г. №206 «Об утверждении инструкции об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар».
Данный приказ заменил собой в н.в. устаревший Приказ ГТК РФ от 23 апреля 2001 г. № 388 «Об утверждении инструкции о порядке классификации в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможенном оформлении и таможенном контроле машин, поставляемых в виде отдельных компонентов».
[6]
Решение комиссии Таможенного Союза от 20 мая 2010 г. №257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» в ред. решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 379, от 07.04.2011 N 617 (ред. 22.06.2011), от 09.12.2011 N 859, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.04.2012 N 39)
[7]
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 (ред. от 19.03.2012) «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных деклараций».
[8] заявление на условный выпуск (подается так же как и ГТД сразу по прибытию товаров), печатается на форме ГДТ и по сути, ничем по заполнению от декларации не отличается.
[9] Carnet TIR (Тир Карнет) - Книжка МДП «международная дорожная перевозка». Наличие у водителя книжки МДП дает право на внеочередное таможенное оформление перевозимого груза при въезде в Россию. Документ покрывает автомобильные и железнодорожные перевозки грузов (осуществляемые в автофургонах, трейлерах, полутрейлерах и контейнерах) между государствами, признавшими «Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки (МДП)» 1959г. и 1975г. Все автомобильные транспортные средства должны иметь соответствующие разрешения компетентных органов на их использование.

Впервые статья была опубликована в журнале «Лизинг Ревю», №4 2012 г.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini squared portrait   png
Антон Соболев
Согласен, такое возможно. Но в ситуации, в принципе, много вопросов: 1) почему ОСНО; 2) почему р...
Все дискуссии
HR-новости
Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.

В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.