От задумки до действующей бизнес-структуры проходят годы, а иногда десятилетия. Путь становления и развития любой компании долог и труден, но пройти его придется. Весь этот процесс движения можно условно разделить на три основных этапа – становление, активный рост и капитализация или стабильное функционирование.
Надо заметить, что по самому непростому пути идти гораздо легче, когда впереди видна четкая и ясная цель. У каждого бизнеса цель одна – прибыль. Если цель не такая, то это не бизнес. Вопрос в том, для чего эта прибыль нужна. Тут есть разные варианты – получение полного спектра жизненных удовольствий, обеспечение себя и своих близких, самореализация либо развитие дела ради его развития. Другими словами, финансы нужны человеку для реализации мечты, а мечты у всех разные. В любом случае четкий ответ на вопрос о предназначении доходов у начинающего бизнесмена должен быть уже в начале пути.
На начальном этапе становления компания является еще не бизнес-структурой, а всего лишь бизнес-планом. Хорошо, если он сформулирован и зафиксирован в письменной форме со сметными приложениями. Реализация плана начинается с инвестирования начального капитала. Понадобятся и другие ресурсы, самые важные и нужные из них – время, идеи и люди. С первым обычно бывает хуже всего. На самом деле дополнительное время всегда можно раздобыть. Для этого потребуется грамотная оптимизация бизнес-процессов и личный тайм-менеджмент.
Вплотную заняться оптимизацией уместно уже на втором этапе строительства бизнеса – этапе активного развития. Оно, как правило, начинается одновременно с получением первых прибылей. Основная задача в этот период – их грамотное инвестирование в дополнительные инструменты производства, человеческие ресурсы, поиск идей и технологий. Суть этапа развития заключается в стабилизации темпов роста производства и продаж. Если в самом начале они могли быть хаотичными, то теперь любая прибыль должна стать четко прогнозируемой.
Эта задача решается при помощи инструментов PR, рекламы и маркетинга. Часть первых прибылей обязательно должна быть инвестирована в эту сферу. Когда вы сможете точно прогнозировать клиентские и финансовые потоки, у вас появится возможность составить долгосрочный план и стратегию дальнейшего развития бизнеса.
С этого момента можно переходить к третьему, заключительному этапу развития - капитализации. Отныне каждое действие любого из звеньев вашего бизнеса должно в идеале увеличивать рыночную стоимость предприятия. Это касается и объемов продаж, и увеличения штата компании, и расширения производства и ассортимента товара.
Для того чтобы бизнес окончательно перешел в режим стабильного функционирования согласно составленным планам-графикам, все процессы, ранее оптимизированные, нужно еще и автоматизировать. Многие предприниматели помнят, как на начальных этапах развития собственного бизнеса им приходилось лично заниматься буквально всем, контролировать каждый шаг. От этой привычки нужно суметь вовремя избавиться.
Смысл любого эффективного управления, тем более управления бизнесом – в делегировании полномочий и распределении зон ответственности. Это касается заместителей руководителя бизнес-структуры, прочего персонала, подрядчиков и субподрядчиков. В самом оптимальном варианте система управления должна быть устроена так, чтобы личное участие владельца бизнеса в производственном процессе вообще не требовалось.
Для начала нужно стать настоящим менеджером, управленцем, способным выстроить систему таким образом, чтобы ваш бизнес делался не вашими руками. Ручное управление хорошо во властной вертикали, но в бизнесе недопустимо. Обретя все необходимые навыки менеджера, вы сможете перейти на следующую ступень – директорскую. Звучит громко, но по сути - тоже обычный менеджер, или менеджер менеджеров. И вот с этого-то момента вы и окажетесь на высшем уровне развития себя в бизнесе – уровне личной свободы.
На этом уровне главная задача - четко определить в своем бизнесе наиболее подходящую вам роль. Вариантов тут несколько. Можно ограничиться функциями инвестора, подпитывать бизнес необходимыми вложениями, грамотно распределяя прибыли. Все остальное будет делаться без вас. Можно сосредоточить все внимание на развитии инфраструктуры – строить сети, осваивать регионы, налаживать партнерские связи. Еще один вариант – взять всю ответственность за инновации и модернизацию, создавать новые технологии своего бизнеса. А работать по этим технологиям будут другие. Можно опять замкнуть на себе все эти вопросы, но тогда зачем вы достигали уровня свободы? Чтобы опять его потерять?
При оптимизации и автоматизации бизнес-процессов, у бизнесмена появляется, как следствие, возможность отойти от дел тогда, когда он этого захочет. Такой вариант не для всех является приемлемым, особенно если бизнес воспринимается как инструмент самореализации. Многие предприниматели уже не воспринимают себя без участия в бизнес-процессах. Они готовы пожизненно развивать свое производство до бесконечных масштабов. В любом случае, они управляют бизнесом, а не наоборот. Большинство же так и остается на первом этапе развития бизнеса, становясь его заложником и не имея возможности вырваться на свободу.
Воистину велик тот предприниматель, который в этой безумной бесконечной гонке за сверхдоходами, в суете ежедневных стрессов и рисков умудряется не забыть и не потерять свою мечту. Вдвойне велик тот, мечты которого в этом процессе каким-то образом еще и приумножаются. И очень хорошо, что для осуществления мечты у человека есть такой инструмент, как собственный бизнес и, как следствие (результат), его плодотворного развития регулярный непрекращающийся финансовый поток.