Валерий Чижонков: Роковая ошибка, приводящая к провалу на собеседовании

Валерий Чижонков

Написать эту статью меня побудили неудачи на интервью в большую четверку трех моих хороших знакомых. Все трое не прошли самый последний этап отбора – интервью с менеджерами отдела. И это несмотря на то, что каждый из них был выпускником МГУ и запросто смог бы справиться с несложными обязанностями, предлагаемыми в департаменте аудита. На места этих ребят в компанию устроились люди чуть менее толковые, менее образованные и менее ответственные, но умеющие чуть лучше «продать себя».

Интервью с менеджерами отдела является самым последним и самым сложным из этапов. На нем менеджеры выясняют, насколько сильно кандидат мотивирован работать в компании и насколько он компетентен в соответствующей профессиональной области. Причем акцент ставится на мотивированности – предполагается, что мотивированного сотрудника можно с легкостью обучить практически всему. Очевидно, что за то короткое время, пока длится собеседование, невозможно объективно оценить знания и работоспособность кандидата. Можно только строить предположения о его пригодности, исходя из его собственных слов о себе и ответов на профессиональные вопросы. Поэтому главной роковой ошибкой будет халатное отношение к подготовке к интервью. Чтобы не совершить эту серьезную ошибку, можно поступить следующим образом:

1. найти в Интернете или в печатных изданиях список популярных вопросов интервью,

2. письменно ответить на них и

3. отрепетировать несколько раз ответы, проговорив их своим друзьям или родителям.

Что вам это даст? Во-первых, вы будете психологически готовы к различным каверзным вопросам, которые любят задавать интервьюеры. Во-вторых, ваши ответы будут звучать очень легко и непринужденно после того, как вы их хорошо отрепетируете.

Следующей оплошностью, которую частно допускают кандидаты, является ложь при ответе на вопросы. Менеджеры крупных компаний имеют большой опыт общения как со своими коллегами, так и с кандидатами на работу, и легко могут почувствовать, врете вы им или нет. Им очень важно принять на работу кандидата, на которого можно будет положиться, которому можно будет доверять. Избежать этой ошибки просто – отвечайте на вопросы правду.

Когда вы готовитесь к интервью, важно не только искренне ответить на отдельные вопросы, но и согласовать ответы между собой. Менеджеру не понравится, если вы, отвечая на вопрос «Расскажите о себе», упомянете, что с семнадцати лет мечтали работать в банке, а потом, отвечая на вопрос «Почему вы выбрали именно этот факультет для обучения?», будете рассказывать, что пошли учиться на биологический факультет, потому что в школе биология была любимым предметом. Возможно, всё именно так и было, но важно согласовать все ответы в одну целостную и красивую историю. Чтобы сделать это:

1. сгруппируйте вопросы по категориям:

Вопросы о вашем прошлом:

Расскажите о себе

Почему вы ушли с предыдущей работы?

Почему вы выбрали этот ВУЗ для обучения?

Какие ваши самые большие успехи и неудачи?

Вопросы о компании:

Почему вы хотите работать в этой компании?

Что вы знаете о работе на этой позиции?

Вопросы о личных качествах:

Какие ваши сильные и слабые стороны?

Приведите пример проявления ваших навыков убеждения

Приведите пример проявления ваших лидерских качеств

Приведите пример вашей работы в команде

Прочие вопросы:

Какие у вас остались вопросы?

Кем вы видите себя через 5 и 10 лет?

Какие еще сферы деятельности вас интересуют?

2. в каждой из групп ответьте на главный вопрос (выделен жирным шрифтом),

3. согласуйте ответы на главные вопросы,

4. затем внутри каждой группы согласуйте ответы с ответом на главный вопрос.

Не игнорируйте существующие стереотипы. Будет неграмотным рассказывать на интервью о ваших успехах в покере или приводить осуществление обязанностей неформального лидера в армии в качестве примера проявления лидерских качеств. Вокруг некоторых явлений, таких как, например, служба в армии или азартные игры, существует множество негативных стереотипов. Ассоциируя себя с этими явлениями, мы сильно рискуем негативно себя охарактеризовать, потому что не можем знать заранее, как отнесется к соответствующим заявлениям наш собеседник.

Наиболее удобным периодом времени для того, чтобы положительно себя охарактеризовать и произвести соответствующее впечатление, будет являться период первых 30 секунд нашего общения с интервьюером. Постарайтесь творчески подойти к этому моменту и спланируйте начало вашего собеседования.

Например, как это произошло у меня при трудоустройстве в большую четверку. Как только девушка-рекрутер привела меня в переговорную и мы сели друг напротив друга, я произнес: «А я вас знаю!» На что она удивилась: «Откуда?» Я ответил, что на одном из карьерных мероприятий, где я присутствовал, она встречала гостей с одним из своих коллег. Услышав этот ответ, она сразу просияла, наше общение получилось очень приятным, и в конце интервью мне уже сообщили о том, что оно пройдено успешно.

Давайте подведем итоги!

Если вы хотите уверенно проходить интервью и умело «продавать себя»:

1. относитесь ответственно к подготовке и отвечайте на вопросы заранее,

2. говорите правду на собеседовании,

3. согласуйте ответы на вопросы,

4. помните о стереотипах,

5. планируйте начало беседы и производите положительное первое впечатление.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Алексей Кормилкин Алексей Кормилкин Технический директор, Москва

Валерий, статья смотрелась бы более выигрышно, если бы Вы описали свой личный опыт трудоустройства, а не мифических друзей МГУ-шников. Попрбуйте на себе все Ваши советы, устройтесть в пару-тройку компаний, о котрых Вы пишете, а потом расскажите о своих приключениях.

Григорий Клинов Григорий Клинов HR-директор, Москва
И это несмотря на то, что каждый из них был выпускником МГУ <...> на места этих ребят в компанию устроились люди чуть менее толковые, менее образованные и менее ответственные, но умеющие чуть лучше «продать себя»
Я не в первый раз встречаю подобные установки у сегодняшних и вчерашних студентов: ''у меня диплом престижного ВУЗа, поэтому мне все должны''. В смысле, должны брать на работу и от радости прыгать. Может, это и есть роковая ошибка?
Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Чем вы сильнее тем вы
А) опасней для слабых руководителей,
Б) Дороже стоите.
Поэтому вывод может быть только в том, чтобы постоянно быть НЕОБХОДИМЫМ для компании.
Необходимым, значит: Без Вас все может рухнуть (А Вы скоре всего настраиваете все так, что работает идеально), а также выстраивание личных контактов внутри и вовне, которые существенно экономят время и деньги для компании.

. . . . Директор по развитию, Москва
Как только девушка-рекрутер привела меня в переговорную и мы сели друг напротив друга, я произнес: «А я вас знаю!» ... она сразу просияла, наше общение получилось очень приятным...
))) Девушки-рекрутеры рулят! Если же Вам нужны не только находчивые манипуляторы, но и профессионалы - почитайте эту статью...
Александр Байкалов Александр Байкалов Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

роковая ошибка - это Ваше (соискатель) откровение на собеседовании! чем Вы откровенние рассказываете клерку по кадрам о себе - тем усиливается Ваша роковая ошибка!

Держите нить беседы под своим контролем! Клерк так устал от таких как Вы.

Беседа с непосредственным руководителем - требует подготовки и концентрации на бизнес задачах, откровение также скорее навредит чем добавит позитива!

Вот такая правда жизни. Если я не прав спросите ''экспертов'' нашего сообщества )))))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.