В наши дни, в условиях многократного обновления технологий, чтобы поддерживать свой общественный статус, человеку требуется постоянно воспроизводить свой профессионализм, а для этого необходимо всю жизнь думать, самообучаться и обучать других. В фокусе этого требования — своевременное принятие высоко качественных управленческих решений.
Существуют два типа образования:
- Информационно-кодирующее с передачей знаний и навыков в готовом к употреблению виде. Это в большей части знания по профессиональным профилям: связь, транспорт, металлургия, сметное дело и т.д.
- Методологическое, вырабатывающее культуру мировосприятия и мышления, способность к самостоятельному освоению знаний и навыков, ранее выработанных другими, и главное к самостоятельной выработке новых знаний и навыков.
Первое дает ответы на вопросы «что? где? когда?», но неизбежно приводит к ситуациям «не могу знать!». А второе направлено на исключение ситуаций типа «не могу знать!»
Задача: сложить из шести спичек только четыре равносторонних треугольника. Раскладывая спички на столе, вы придете к выводу, что задача не решаема, и это верно. Но когда вы додумаетесь от плоскости перейти в трехмерную систему координат, от «плоского» к «объемному» и на равнобедренный треугольник из трех спичек поставите пирамидой еще три спички, то задача эффектно решается. То есть решение определяется не только логикой, а еще мировоззрением и культурой мышления.
По сути главным, но не афишируемым достижением человечества в прошлом веке была всеобщая грамотность, люди сели за парты, научились читать, писать и считать. В России в начале XX века 85% населения было абсолютно безграмотным, а уже в середине века большая часть ученых, главных конструкторов и директоров заводов были выходцы из деревни, т.е. управленческой кадровой базой стало всё население страны. Лучший в мире управленческий корпус – это в подавляющем большинстве дети крестьян – это Генеральский корпус СССР времен ВОВ.
В результате всеобщей грамотности мы видим индустриально технологический прорыв при отставании духовно-нравственного развития и как следствие — отставание в культуре. Составляющей культуры, как внегенетического наследия, является трудовая корпоративная культура, а она у нас не эталон совершенства, что подтверждается не здоровым психологическим климатом в большинстве коллективов. Наиболее значимо и чувствительно отставание именно качества управленческого труда руководителей от развития техносферы. В этом отставании человек стал похож на обезьяну с гранатой, чего нам стоит Чернобыль и Фукусима, а ведь за этими катастрофами стоят управленцы. «Верхи не могут, низы не хотят» - признак революционной ситуации, учили нас в школе. В нашей управленческой терминологии «верхи» не смогли дать требуемое качество управления, соответственно качество жизни народа снизилось до «не хочу». «Низы» привели к власти новых управленцев.
Методология предлагает рассматривать любую деятельность человека, как профессиональную, так и в семье, и в быту — с точки зрения управления.
Слова управление, менеджмент мы встречаем везде, в первую очередь мы никак не избавимся от моды на все иностранное, от так называемого западопоклонничества, от слов и выражений перевертышей: «тайм-менеджмент — как найти 25-ый час в сутках!», хотя по сути это культура самоорганизации, а не затормаживание вращения Земли. Еще хуже когда управленческая терминология переворачивает здравый смысл: «стресс-менеджмент — это мобилизация ресурсов!», если мы управляем стрессом, то почему бы со стрессом не управиться раз и на всегда и трудиться на максимуме личностных возможностей? Конечно, управленческая терминология встречается и используется во вполне адекватных терминах и понятиях: управление продажами, управление карьерой, судьбой и т.д. Заметим, что чем адекватней термин или словосочетание, тем полезней и работоспособней понятие.
Вывод, имея потребность управлять всеми сферами человеческой деятельности, человек стремился через управление понять суть всех вещей и мироздания в целом.
Действительно, именно с точки зрения управления удается адекватно увидеть и описать мироздание, через управление открывается возможность расширить миропонимание, поднять культуру мышления. Очевидно, что если процессы нам отрываются с точки зрения управления, а не хауса или еще каких либо псевдо теорий, то человек должен войти в эти процессы управления на новом качественном уровне. Именно такие методологические управленческие знания нужны руководителям. Это и есть методологическая грамотность управленца.
В учебном заведении, в офисе продаж, в производственном цехе, дома на кухне мы, занимаясь производительным трудом в первую очередь управляем обучением, управляем продажами, управляем производством и управляем приготовлением пищи с ведением домашнего хозяйства. Именно управленческая составляющая, как суть всех процессов, является определяющей по производительности труда и качества результатов труда.
Задача: труд бесполезно делить на умственный и физический. Труд рационально разделить на:
- Производительный (повар, токарь, инженер, ученый, писатель, художник и т.д.), который не сложно измерить количеством и качеством произведенных услуг, материальных, интеллектуальных и художественных ценностей.
- Управленческий, когда человек непосредственно ничего не производит, а управляет и объединяет, так же необходимо измерять для оценки его качества.
- Существуют три состояния подчиненного, в которые вводит его руководитель:
- классическая мотивация «кнутом и пряником», когда сотрудник в полу-стрессовом состоянии становится тем самым осликом, который ишачит (сзади палка и впереди морковка);
- сотрудник раб-отает как «раб на галерах» от звонка до звонка;
- каждый сотрудник и весь коллектив находится в соборном созидательном творчестве.
Вопрос: в каком режиме наивысшая производительность труда и наиболее комфортная для психики и благоприятная корпоративная культура? В каком режиме наивысше качество управленческого труда?
Управляя собственным производственным процессом на рабочем месте, своей жизнью, семьей, или коллективом прямо или опосредованно, каждому «рядовому» человеку и в первую очередь со статусом руководителя нужна метрология качества управленческого труда. Именно данный термин максимально адекватно описывает и позволяет соизмерять суть успешного человека, семьянина, эффективного, компетентного, (добавьте сами) руководителя через качество его управленческого труда.
Пора сформулировать вывод, что управленческий труд обнуляет или приумножает производительный труд.
Достигнув высокого профессионального уровня в своей отраслевой области, мы задумывается об общем руководстве, о том, что бы стать еще и профессиональным управленцем. Имеющихся профильно-отраслевых знаний и опыта явно не достаточно, требуются управленческие знания и адекватное мировоззрение. От главного инженера предприятия, которого назначили директором, уже требуется быть экономистом, бухгалтером, строителем, транспортником, возможно в общепите понимать, отвечать за социальный сектор и много еще за что. Все эти области за исключением управления и психологии не требуют очень глубоких знаний, но и поверхностный уровень не приемлем. «Кадры решают все»! — главный лозунг всех великих управленцев, кадровый вопрос определяющий и самый сложный.
Существует различные три типа управленцев:
- профильные управленцы, которые пришли из профессии;
- редкие универсальные психологи управленцы, по наитию определяющие кому можно доверять из профессионалов и лидеров, из кого собрать руководящий костяк предприятия и как его возглавить;
- методологически грамотные управленцы нового поколения сочетающего в себе профильный отраслевой профессионализм и вместо «наития» осознанный, формализованный управленческий профессионализм.
Продолжение следует…
''... Существует различные три типа управленцев:...''
А как тогда быть с соционикой и ее ТИМами ? Еще никто также не исключал гениальности малограмотных и, что называется ''от Бога'' великих менеджеров...