Мы рассмотрим в данной статье доступность программного обеспечения в техническом ВУЗе. Речь пойдет именно о ПО как предмете изучения.
Не так давно я сам был студентом СПбГЭТУ «ЛЭТИ», а теперь работаю в IT-компании и преподаю в родном ВУЗе. Вместе с этим изменился и мой взгляд на учебный процесс в целом и на проблему комплектования учебных классов программным обеспечением в частности. Сегодня я попытаюсь рассмотреть ее с трех сторон: с точки зрения студента, преподавателя и производителя ПО.
Немного статистики
По результатом проведенного мною опроса хабражителей, лишь четверть с уверенностью говорит, что в его ВУЗе недостатка в ПО не наблюдалось, и лишь треть полагает, что все используемое ПО лицензионное.
Кому нужно лицензионное ПО в ВУЗе?
В сети я наткнулся на пресс-релиз, рассказывающий об итогах проведенных акций для студенческой аудитории, в рамках которых учащимся, преподавателям и сотрудникам ВУЗов предлагалось приобрести известные программные продукты со скидкой.
В результате:
- Наибольшее число заказов пришлось на преподавателей.
- Активность студентов в плане покупки лицензионного ПО увеличивалась по мере перехода с младших курсов на старшие.
- Аспиранты и студенты заочной формы обучения интересовались лицензионными программами меньше, чем студенты 1-5 курсов очной формы обучения.
- Студенты откликались не только и не столько на призыв приобретать лицензионное ПО, сколько на размер предлагаемой скидки.
Когда мы были студентами...
За 5,5 лет моей учебы по специальности «Информационные системы и технологии» я и мои сокурсники не получили от ВУЗа и не приобрели самостоятельно ни одного лицензионного программного продукта, нужного для учебы. А таковых было немало, навскидку: BPwin, ARIS, MathCAD, MatLab, Компас-3D, MS Project, MS Visio. На самом деле программ было намного больше. Лицензии на эти продукты нам никто не давал, а задания и курсовые мы должны были делать именно в них. Мы, как и любые студенты технических ВУЗов, конечно, хотели учиться на актуальных и востребованных продуктах, которые пригодятся в будущей работе, а легальность приобретения этих продуктов нас интересовала в последнюю очередь.
Итак, по нашему мнению, студент:
- хочет учиться, используя самое современное ПО;
- нуждается в широком спектре зачастую дорогостоящего ПО;
- не имеет материальной возможности его приобрести самостоятельно.
Что нужно преподавателю?
Наша преподавательская группа читает различные IT-дисциплины:
- проектирование информационных систем (UML);
- сбор требований (SRS);
- проектирование и прототипирование пользовательских интерфейсов;
- корпоративные информационные системы (КИС), в том числе и системы управления корпоративным контентом (ECM);
- администрирование информационных систем (ITIL/ITSM);
- управление IT-проектами (PMBoK);
- и другие.
Для многих из указанных дисциплин ПО в свободном доступе не найти. Так, для подготовки учебной программы по ECM пришлось искать контакт непосредственно с вендором. Им стал лидер рынка в этой области EMC Documentum. Наше сотрудничество не ограничилось предоставлением лицензий, были обучены преподаватели и предоставлены учебные материалы.
В большинстве случаев преподаватель, как и студент, не имеет материальной возможности пробрести нужное ПО. Но у преподавателя есть возможность обратиться за помощью к ВУЗу.
Как получить нужное ПО: классический способ
Если не удалось договориться с вендором придется софт закупать. Рассмотрим процесс приобретения ПО на примере кафедры автоматики и процессов управления нашего ВУЗа.
Шаг 1. Инициаторами покупки так или иначе являются преподаватели. Они составляют список нужного им для обучения студентов ПО и передают его заведующему кафедрой.
Шаг 2. Заведующий кафедрой собирает заявления от всех преподавателей в течение определенного периода, после чего формирует общий перечень ПО, нужного кафедре, и пишет заявление в деканат.
Шаг 3. Деканат собирает заявления от всех кафедр в течение определенного периода, после чего формирует общий перечень ПО, нужного факультету. Затем деканат составляет и отправляет заявление лицу, ответственному за закупку ПО в ВУЗе.
Шаг 4. Лицо или лица, ответственные за закупку ПО в ВУЗе, осуществляют ряд операций для непосредственной закупки ПО. ПО попадает на склад.
Шаг 5. В соответствии с заявлениями производится распределение ПО сначала по факультетам, затем — по кафедрам. ПО попадает на баланс кафедры.
В чем заключаются недостатки этой схемы:
- Ограничение бюджета. Далеко не все ПО, нужное преподавателю, будет закуплено. Обычно в бюджете ВУЗа заложена определенная сумма на ПО, и превысить ее ВУЗ никак не может. Соответственно, от «лишних» продуктов приходится отказываться.
- Длительность. Почти на каждом шаге имеют место задержки: много времени уходит на сбор заявлений, на сам процесс закупки, на распределение приобретенного ПО. В итоге весь цикл порой занимает не меньше полугода.
Если не сработал классический способ
Если по какой-либо причине получить нужное ПО при помощи описанного выше способа не получилось (отказал ВУЗ, преподаватель не может ждать), то остаются следующие варианты:
- Не использовать ПО вообще. Давать только теорию.
- Использовать нелицензионное ПО.
- Найти и использовать альтернативное бесплатное ПО.
- Использовать ограниченные по времени (триальные) версии продуктов.
У каждого варианта есть свои ограничения и недостатки. Так как же получить желаемое?
«Идеальная» академическая программа
Наше видение:
- Разрабатывается производителем ПО совместно с ВУЗом. Вендор знает особенности своего продукта, ВУЗ знает, как их преподнести студентам.
- Лицензии ПО предоставляются бесплатно или со значительной скидкой.
- ПО полнофункциональное, «свежее», не ограниченное по сроку действия.
- Наличие технической поддержки.
- Предоставление или помощь в создании учебно-методических материалов.
- Наличие учебно-производственной площадки для проведения практических занятий и дальнейшей работы по профилю предмета.
- Возможность учебно-научной деятельности: предоставление научных руководителей, материально-технической базы для ведения НИОКРов, бакалаврских, магистерских и аспирантских работ.
Академическая программа с точки зрения производителя ПО
Как сотрудник IT-компании скажу, что академическая программа для нас убыточна до тех пор, пока обученные студенты не станут специалистами и порекомендуют своим компаниям наше ПО. Понятно, что говорить о сверхприбылях в ближайшей перспективе не приходится.
Предоставление техподдержки, помощь в подготовке учебных материалов, работа со студентами требуют дополнительных человеческих и материальных ресурсов.
Таким образом, производитель ПО несет немалые расходы при разработке и поддержке академической программы. Для нас — это инвестиции в будущее.
Наш академический опыт
В академической программе проекта GUI Machine мы постарались реализовать свое видение идеала. Эта программа включает предоставление лицензий GUI Machine как учебным заведениям, так и отдельным физическим лицам (студентам, преподавателям, аспирантам, докторантам, бакалаврам, магистрам). Мы укомплектовали продуктом учебные классы нескольких российских ВУЗов:
- СПбГПУ
- ВПИ
- СКГМИ(ГТУ)
- СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Сейчас ведутся переговоры еще с рядом технических и гуманитарных ВУЗов.
Кто, если не мы?
По нашему опыту основными драйверами в модернизации учебного процесса являются преподаватели и студенты, но никак не руководство ВУЗов. Рекомендуем коллегам быть более активными, самостоятельно находить интересующие учебные программы и добиваться их реализации в учебном процессе.
Хотелось бы услышать мнение представителей других ВУЗов.
P.S. Статья подготовлена совместно с RGaifutdinov
НАУЧИТЬ СТУДЕНТОВ ДУМАТЬ ГОЛОВОЙ ЧЕРЕЗ АКТ МЫШЛЕНИЯ!!!