На днях мне позвонила подруга, и срывающимся от негодования голосом, рассказала странные вещи. На родительском собрании сообщили, что со следующего года в качестве обязательного предмета в школе вводится изучение китайского языка. Более того, по нему дети будут сдавать итоговый выпускной экзамен. Я восприняла эту новость, как не весьма удачную шутку. Дети подруги учатся не на Дальнем Востоке, а в достойной московской школе. Однако это была не шутка.
На сайте школы я прочла следующее объявление, привожу его текст целиком:
«Объявляется набор учащихся в 3,4 и 8 классы лингвистического профиля на 2011-2012 учебный год. С 1 сентября 2011 года учащиеся данных классов будут изучать 3 иностранных языка. Обязательными для изучения языками будут английский и китайский. Третий иностранный язык изучается по выбору учащихся: итальянский/немецкий/французский. В качестве дополнительного профильного курса дети будут изучать историю, традиции, культуру древнего и современного Востока.
Разработана программа сотрудничества с Министерством образования и Посольством Китайской Народной Республики, предусматривающая организацию совместных мероприятий ГОУ ЦО №… со школами Китая и образовательные поездки в Китай».
Пытаясь найти причину такого весьма любопытного подхода к образовательному процессу, нашла много занимательных фактов, наводящих на грустные размышления. Например, в ряде московских школ дети изучают китайский язык с первого класса в следующем объеме: 4 урока китайского языка в неделю и один урок китаеведения, на котором они знакомятся с культурой, традициями и философией Китая.
В одной из школ, кроме обязательной для всех детей учебной программы, ведется большая внешкольная деятельность, связанная с театральными и музыкальными постановками на китайском языке, оформлением стендов по китайской живописи и каллиграфии, школьных стенгазет на китайском языке. Ежегодно в школе проводится множество праздников, фестивалей и олимпиад на китайском языке, ребята выезжают на языковые стажировки в Китай.
Оказывается, существует государственный образовательный стандарт по китайскому языку (правда в интернете не удалось отыскать данный документ, только различные ссылки на него). И в дополнении к этому стандарту педагоги ряда московских общеобразовательных школ преподают методологические основы теории китайского языка и теорию перевода, ведут практический курс профессионального перевода китайского языка, преподают страноведение и основы речевого этикета.
Также успешно совмещают педагогическую деятельность с научно-исследовательской работой. Основным направлением научно-исследовательской деятельности является изучение вопросов методики преподавания китайского языка, результатом которой является внедрение в учебный процесс новых методов обучения, создание новых учебных пособий, отвечающих современным потребностям и достижениям методики и лингвистики. Ведется работа над принципиально новой методикой преподавания китайского языка, основанной на когнитивном подходе, благодаря чему у школьников не только расширяется словарный запас и совершенствуется знание грамматики, но и, в значительной степени, развиваются разговорные навыки.
Все эти факты заставили содрогнуться, особенно на фоне обнародованного Проекта нового образовательного стандарта, который привел в ужас жителей России. Учителя и родители негодуют. Пишут открытые письма на имя первых лиц государства, взрывают интернет бурными обсуждениями этого безобразия. Напоминаю, что данный Проект предлагает старшеклассникам к изучению четыре основных предмета, а именно: Россия в мире, ОБЖ, физическая культура и индивидуальный проект. Статус необязательных (по выбору) предметов получили в Проекте дисциплины, привычные для школьников: русский язык (!!!), русская литература, алгебра, геометрия, история, физика, химия, биология, информатика, география.
Правильно, зачем нужна география, если есть извозчики!
И согласно этому чудесному Проекту нового образовательного стандарта, ученик может из «необязательных» предметов выбрать по 1- 2 из каждой области. То есть выбрать и русский язык, и литературу и при этом еще и алгебру, и геометрию (не говоря уже об информатике) или и физику, и химию (и биологию) невозможно. Так написано в проекте ФГОС.
Интересно кому, и по каким причинам выгодно:
- объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;
- объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;
- объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения.
И, наконец, отказаться от обязательного изучения старшеклассниками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой культурных ценностей.
И при этом вводить в качестве обязательного предмета китайский язык и основы китайской философии и культуры?!
Что происходит? К чему мы готовимся? Молодежь – это наше будущее. Так почему вводится в эксплуатацию на государственном уровне «одебиливание» этого самого «нашего будущего»? Кто сможет дать вразумительные ответы на поставленные вопросы?
Московским школьникам можно только позавидовать по поводу преподавания китайского языка и посочувствовать по поводу недальновидности родителей, упомянутых в статье.
Я поняла, что основная проблема не в том, что у московских школьников есть прекрасная возможность учить китайский язык в углублённом виде (этому действительно могут позавидовать другие регионы), а в том, что этот предмет вводится за счёт и в урон тем предметам, которые в силу нашего исторического расположения, более актуальны. И это парадокс!!!
Школьники, в силу своего возраста, не всегда понимают необходимость тех или иных предметов, особенно в 3-4 классах. Поэтому родители и отстаивают их интересы, пытаясь делать акцент на нашей родной культуре, которая сейчас находится не в самой престижной категории предметов. А любое нововведение ведёт к сокращению количества часов именно основных предметов: русского языка, литературы и математики.
Да, ваш ребёнок будет знать такой экзотический язык, как китайский. Но при этом, оставших жить в России, может и не знать толком русской истории. Что выберете вы?
На мой взгляд очень логичный вопрос. Потому что выучить китайский язык ребенок сможет и в более зрелом возрасте при необходимости. А вот восполнять проблемы в знаниях русской литературы, культуры и истории будет наврядли!
***Интересно кому, и по каким причинам выгодно:
объявлять предметом по выбору государственный язык, владение которым должно составлять основное базовое умение любого гражданина;
объявлять предметом по выбору математику, представляющую собой еще один язык, без которого «не говорит» ни одна другая наука;
объявлять предметом по выбору историю, без знания которой нельзя ориентироваться в современном мире, осознавать свои корни и законы общественного развития, выстраивать стратегию жизненного поведения.
И, наконец, отказаться от обязательного изучения старшеклассниками русской литературы, которая, по сути, и представляет собой Россию в мире и является для граждан страны основой культурных ценностей.
И при этом вводить в качестве обязательного предмета китайский язык и основы китайской философии и культуры?! ***
Изучать китайский (если изучать) нужно в как можно более молодом возрасте. Тогда он лучше усваивается. А читать к примеру Толстого - наоборот. Насчёт ''обязательности китайского'' - просто домыслы.
Ну во первых, не уверен что у нас, даже в Москве, может быть столько преподавателей китайского языка, что бы это представляло национальную угрозу:
''Первая проблема, которая стояла перед руководством школы №1948, была проблема нехватки учителей.'' http://www.pkfond.ru/foundation/page/new/176
Во вторых, изучают не только китайский но и норвежский :) http://www.ucheba.ru/school-article/8089.html
В третьих, если заменить слово ''китайский'', поставить слово ''татарский'' и убрать из письма панику :) , то это про нашу республику. И ''учебная программа'', и ''большая внешкольная деятельность, связанная с театральными и музыкальными постановками'' и ''множество праздников, фестивалей и олимпиад'' и т.п. все это у нас есть. Ребенку нравится. Кроме английского, татарского и ЕСТЕСТВЕННО русского взялась за французский.
Будучи недавно в Пекине ощутил острую нехватку борща и знания китайского языка. Борщ потом нашел а язык нет :)
P.S. А ''Проект нового образовательного стандарта'' тоже содрогнул.
:) Как жалуется одна HR:
''Сейчас читаю резюме (нанимаю на работу в отдел рекламы), а там сплошные ''баинги'', ''найминги'', ''поиски узких мест'', что просто страшно как отстала от жизни.''
Конечно иногда напрягает, (http://www.triz-ri.ru/themes/humor/jargon/jargon2.asp#) но я думаю ''великий и могучий'' выдержит.