Цель встречи
Перед тем, как отправиться на встречу, нужно четко понимать, что вы будете предлагать клиенту. Нужно заранее продумать возможные вопросы клиента по поводу вашего продукта:
Что ваша компания может предложить?
Чем ваш продукт лучше, чем у конкурентов?
Как будет выглядеть совместный проект? (например, если это размещение рекламы в газете, как будет выглядеть рекламный макет? Это будет макет или статья? В какой рубрике будет размещение?)
Какие нестандартные виды сотрудничества вы можете предложить? (например, можно сделать макет нестандартной формы, предложить размещение в специальной рубрике, которая будет готовиться «под клиента» и т.п.)
С какими клиентами – конкурентами компании вы уже работаете?
Теперь, имея представление о возможных вопросах клиента на встрече, вам будет проще определиться с тем, какие материалы взять на встречу. Например, естественно, свежий номер газеты, номер газеты с примером автомобильной рубрики, с примером нестандартного размещения и пр.). Также нелишними на встрече будут распечатанные презентации по аудитории издания, тиражам, распространению и прайс-листы.
Встречают по одежке
Как правило, комфортнее всего мы себя чувствуем с теми, кто похож на нас. Поэтому, собираясь на встречу с клиентом, будет полезно узнать о том, какого стиля одежды он придерживается и как выглядит его офис.
Однако следует также помнить, что люди чувствуют себя вполне комфортно с теми, кто одет не также, как они, но вполне оправдывает их ожидания. Например, выбрав одежду определенного стиля и цвета, мы можем подчеркнуть, какими качествами обладаем.
Так, для рекламщика будет вполне прилично придти на встречу к представителю банка в одежде с элементами ярких цветов или надеть стильные яркие аксессуары. Ваш выбор цвета подчеркнет авантюризм и креативность вашего характера, а эти качества очень ценятся в рекламе.
Если вы не уверены в том, какой костюм больше подойдет для встречи, то лучше всего одеться строго и консервативно. Так вы покажетесь собеседнику серьезным и заслуживающим доверия человеком.
Язык жестов
По данным исследований, речь составляет лишь 5% из того, что выражает человек в процессе общения, 38% - определяется тоном его голоса и 55% - языком телодвижений (позы, жесты, мимика и пр.). Если слова являются содержанием общения, то позы, жесты, выражение лица и тон голоса представляют его контекст.
Обратите внимание, как сидит ваш собеседник: прямо, положив кисти рук на стол, либо откинулся на спинку кресла? Скрестил ли он руки на груди (закрытая поза), либо его пальцы собраны в замок и лежат на столе в виде треугольника, обращенного на вас (заинтересованность)?
Подстраиваясь под клиента, незаметно копируя его телодвижения, вы расслабляете его и настаиваетесь «на одну волну». В то же время, зная, что означают те или иные позы, вы можете быстро отреагировать и изменить ситуацию.
Так, например, одна клиентка призналась: «Если мне интересен разговор, я сижу прямо за столом и внимательно слушаю собеседника. Но если я откинулась на спинку кресла – все, переговоры провалились».
Присаживайтесь!
Многие не задумываются над тем, как важно правильно выбрать место за столом переговоров.
Проще всего, когда клиент сам предлагает вам присесть и жестом указывает на стул. В этом случае, вы садитесь на наиболее удобное место ДЛЯ КЛИЕНТА, а следовательно, клиент будет чувствовать себя комфортно.
Сложнее, если секретарь приводит вас в пустую комнату переговоров и просит подождать. Куда садиться?
Если вы сядете во главе стола, то так вы изначально поставите себя выше клиента на его территории. А это сразу вызовет негатив собеседника.
Самый крайний угол стола также не совсем удачный выбор, так как это покажет вашу излишнюю скромность и неуверенность. Не очень-то положительные качества для менеджера, не правда ли?
Лучше всего сеть ближе к середине стола, но ни в коем случае не спиной к двери, ведь как известно, первое впечатление формируется в первые секунды. Вы же не хотите, чтобы вас оценивали…по спине?
Как вы красивы сегодня!
Любая встреча начинается со слов «Здравствуйте». Но даже от того, как и каким тоном вы
произнесете эти слова, во многом может зависеть результат переговоров.
Для того чтобы сразу настроить переговоры на позитивный лад, лучше всего начать свою речь с комплимента. Например:
Можно похвалить удобство расположения офиса (Как у вас удачно расположен офис, прямо в центре, вам повезло!),
Или похвалить сам офис (Какой у вас современный офис, такие просторные кабинеты, везде цветы – красота!),
Или похвалить кабинет клиента или переговорную комнату (Какая замечательная картина, я вот пока вас ждал, ее с удовольствием рассматривал, это чья работа, Дали?),
Очень осторожно, в зависимости от степени открытости клиента, можно похвалить его одежду (Какой у вас стильный галстук!).
Также перед встречей желательно как можно больше узнать о деятельности компании, последних новостях, чтобы иметь возможность начать встречу с соответствующей реплики о компании (Здравствуйте, приятно познакомиться! Я слышал, что вы объединились с компанией А, поздравляю. Вы долго готовились к этому объединению?).
Обратите внимание, что все эти вопросы направлены на самого клиента (о ЕГО компании, о ЕГО офисе, о ЕГО галстуке), а всем людям очень нравится говорить о себе. Данными вопросами вы расслабляете клиента, ведь он ожидал, что вы придете «впаривать» ему что-то, был в напряжении, а вы направили беседу в нужное русло. И вот уже клиент с удовольствием рассказывает о том, как удобно расположен его офис, а так как это центр, то много вариантов мест, где можно пообедать и так далее.
А это – вам!
Хорошее впечатление производят принесенные в подарок клиенту небольшие сувениры с символикой компании. Кожаные ежедневники и красивые ручки всегда приятны и полезны. Многие компании пользуются отличным трюком, презентуя необычные и веселые настольные сувениры с фирменным логотипом: компасы, песочные часы, игрушки-антистресс. Ежедневно наблюдая ваш сувенир на рабочем столе, клиент будет постоянно помнить О ВАС.
Если нет возможности принести подобный подарок, его прекрасно заменит пара свежих пирожных к чаю (которые обычно тут же и съедаются, вами в том числе).
А чтобы клиент не чувствовал себя обязанным, подарив подарок, можно отметить, что так принято в вашей компании и вы всегда дарите небольшие подарки своим ЛУЧШИМ клиентам.
Слушаем или говорим?
Это зависит от ситуации и типа клиента.
Если клиент ничего не говорит и молча смотрит на вас.
Начинайте рассказывать о своем предложении. Если от волнения все в голове перемешалось, доставайте материалы, которые тщательно подобрали перед встречей (газету, примеры спец. проектов) и рассказывайте. Помните, что просто рассказ о вашей компании клиенту НЕ ИНТЕРЕСЕН. Поэтому, например, перечисляя рубрики в газете, а отмечайте те, которые по вашему мнению могли бы быть интересны клиенту. Здесь же, желательно, сразу рассказывать, каким образом клиент может выйти в этой рубрике, как выходили в рубрике конкуренты компании и пр. Самое главное – уметь разговорить клиента, чтобы понять и услышать его потребности и скрытые пожелания.
Клиент начинает задавать вопросы.
Нужно внимательно выслушать клиента, НЕ ПЕРЕБИВАЯ. Если вы сомневаетесь, можно аккуратно переспросить: «Я правильно Вас понимаю, что вам интересна автомобильная рубрика?». Если вопрос задан правильно и по теме, он может превосходно сработать, так как клиент поймет, что вы его внимательно слушаете.
После подтверждения клиента, начинайте отвечать НА ЕГО вопрос, детально описывая возможности размещения в автомобильной рубрике.
Если вопросов больше нет, продолжайте дальше рассказывать о своем продукте.
Клиент задает вопросы, на которые вы не знаете ответа.
Если вы не можете сразу ответить на вопрос клиента, нужно извиниться, обязательно записать этот вопрос, и после встречи в письменной форме прислать ответ. Главное, не смущаться того, что вы чего-то не знаете и не забыть, действительно, отправить ответы клиенту после встречи.
Я не прощаюсь!
Согласно «закону края» (Г. Эббингауз), лучше всего запоминается та информация, которая поступает первой и последней. Поэтому в конце встречи обязательно нужно подвести итоги ваших переговоров.
Например: «Иван Иванович, спасибо Вам за встречу. Итак, мы решили, что будем сотрудничать по проекту А, в ближайшее время я вышлю Вам информацию по проектам Б и В, а вы вышлете мне контакты вашего рекламного агентства и пресс-релиз по мероприятию Г. ».
Лучше всего продублировать информацию с итогами переговоров на e-mail клиенту – не позднее, чем на следующий рабочий день после встречи.
Следуя этим нехитрым советам, вы легко вступите в контакт даже со сложными и неконтактными клиентами, а также проложите свой путь к продвижению по карьерной лестнице.
Слушаем или говорим?
Это зависит от ситуации и
типа клиента.
Да, тут нужны знания по типологии Юнга и таблице интертипных отношений (по базовым признакам Юнга), и умение моделировать общение с учетом различий в психологических
типов - участников информационного метаболизма.
Елена.
Рекомендации типовые. Где-то я такое уже читал и не раз.
Но... повторение - мать учения, так что спасибо за статью.
А если её немного ужать, то может получиться отличная памятка на одну страничку для начинающих переговорщиков.
А вот если бы Вы попробовали осветить тему ''Переговоры с жёстким Клиентом''....
Это было бы гораздо интереснее.
Конспект двухдневного тренинга ''Деловые переговоры'' образца 2004 года.
Коллажик из студенческих рефератов.