На тему «кризиса» сейчас не говорит только «ленивый» - все что-то говорят, рассуждают, но на главные российские вопросы: Кто виноват? И Что делать? Чёткого ответа так никто и не даёт. Связано это, наверное, с отсутствием «диагноза» - не понятно пока ещё – Что это такое «Кризис»? и когда он кончится? Может он ещё не начинался и «чёрная полоса» ещё впереди? А сейчас идёт период «психологического шока» перед чем-то «страшным и ужасным», которое вот-вот появится из-за «угла»?
И я как эксперт по логистике не знаю определённых ответов на эти вопросы, но хотел бы поделиться своей точкой зрения, своими ощущениями о «кризисе» и попытаться осмыслить заданные выше вопросы.
Итак, вопрос: Кто виноват?
Многие эксперты по «совковой» привычке обвиняют «американский империализм» и там даже в ипотечном бизнесе нашли «крайнего», с которого всё началось! Смешно, не правда ли смешно?
А разве каждый из нас не приложил руку к кризису, когда «раздувал щёки» имитируя «крутого и дорогого специалиста», а на самом деле превращаясь в «офисный планктон» с «липовыми» дипломами и сертификатами? Когда каждый из нас пытался продать свой посредственный товар, как особо ценный за «бешеные деньги»! Но это, же обман, ложь! Продавая и покупая «воздух» мы обманываем прежде всего себя, имитируя трудовую деятельность. А «кризис» это как «очистительная клизма», для «бурно работающего организма при запоре», которая смоет всех ИТД – имитаторов трудовой деятельности! Правда, не факт, что таким мощным очистительным потоком не смоет всех остальных! Ну, держитесь, господа-товарищи, упирайтесь всеми лапками – только тогда вы узнаете чего стоите!
Так что же это такое «кризис»? Говорят, что он финансовый, но так ли это?
По-моему, это, прежде всего, «кризис доверия» от всемирного надувательства «ближнего своего»! Мы уже не знаем, кому и чему верить, поэтому стоим в «ступоре» и чего-то ждём. А чего ждём? Ждём, что «рассосётся» и кризис кончится сам собой?
Наивно и смешно!
Не пора ли «господа хорошие» начать работать «по-честному»!? начать выход из кризиса с себя и глядишь, будем жить в «другой стране» -более благополучной!
Но, увы! Тенденции таковы, что все кто может, кинулись «осваивать» «бюджетные деньги», которые так щедро пообещало Правительство. И это правильно, для выживания нужно побыстрее занять место около «государственной кормушки», сменить коммерческую компанию, которая еле дышит, на государственную структуру – там же «гарантирована» стабильность безбедного бытия!
Но вот беда, любой «бюджет» и любой «фонд» имеет свойство быстро иссякать, если не работать и не пополнять его. А «кризис» похоже - это надолго!
Так что же делать?
Может, начать с «вытягивания» из трудностей собственной компании, сделав её работу более толковой и эффективной?!
Конечно, «получать» зарплату было проще и легче, чем её «зарабатывать»! Но нужно понять, что «халява» закончилась и ждать «у моря погоды» бесполезно – пора работать! Работать, когда много «лёгких» денег, на это много ума не надо, а вот работать эффективно с минимумом затрат - это нужно постараться и сильно напрячь мозги.
Вот этому учит «ЛОГИСТИКА»!
А с чего «бизнесмен» начал реально?
С вывода капитала за границу, перевода его в иностранную валюту!
С невыплаты заработной платы сотрудникам и невыполнения своих обязательств перед поставщиками!
С сокращения персонала, прежде всего «неугодных», которые мыслят и замену их на «бессловесных работников из ближнего зарубежья»!
Конечно затраты нужно сокращать, а ФОТ это большой кусок затратного бюджета – логика конечно ясна, но очень примитивна!
В кризис «кадры» становятся «основным ресурсом» компании не только выжить, а приумножить бизнес за счёт умирания менее эффективных «надутых» конкурентов.
Нужно понимать, что кризис даёт компании шанс к существенному росту, так как началось глобально перераспределение «места под солнцем»!
Не использовать этот шанс глупо и недальновидно. Нужно не только сокращать затраты, но прежде всего развивать и оптимизировать свой бизнес, активизировать поиск новых ниш и возможностей, которые открывает перед вами «кризис».
Ведь «кризис» это время перемен, а значит и новых надежд!
Что же может предложить «логистика»?
Какие новые технологии может предложить логистика? И что это такое «логистика»?
Сейчас мы всё чаще слышим это слово даже из уст Президента и Премьера!
Что же такое логистика?
От ответа на этот вопрос часто зависит успех компании, так как даже существует мнение, что 21-й век будет веком логистики. У такого мнения есть все основания, так как многие бизнесмены воспринимают логистику как «панацею» для решения многих проблем, в частности ликвидации «бардака». Наверное, это слишком большое преувеличение роли логистики, но всё же, говорит о важности роли логистики в бизнесе.
Что мы имеем в виду, когда говорим: «В этой компании хорошая (плохая) логистика»?
Пока одного общепринятого определения логистики не существует.
Одни в понимании логистики ограничивают себя «правилом семи» или даже «правилом Парето», другие уходят в высшую математику или философию.
ЛОГИСТИКА - наука о планировании, управлении и контроле за движением материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.
Настоящее определение было сформулировано и принято Первым Европейским Конгрессом по логистике, проходившем в Берлине с 20 по 22 марта 1974 года.
Но и это определение далеко не полно отражает суть логистики, так как сейчас именно контроль затрат приобретает первостепенное значение.
Так Джон Штрайбфедер в своей книге «Эффективное управление запасами» доказывает, что сокращение логистических затрат только на 1% эквивалентно минимум 10-15% увеличению объёма продаж.
Наверное, у каждого «своя правда», а истина скрыта где-то посередине?! Всё это говорит о том, что современное понятие логистики ещё не сформировалось, и она является «новацией».
Важно, чтобы такой спектр мнений о логистике не мешал взаимопониманию в решении бизнес-задач. И уже, в зависимости от сложности задач и уровня подготовки сотрудников, применять то или иное определение логистики.
По-моему, логистика - это мировоззрение под определённым ракурсом. Это взгляд на бизнес через «призму издержек». Это Система, которая связывает, организует, контролирует, координирует и оптимизирует все элементы бизнес-структуры, с целью получения максимальной эффективности предприятия в целом.
Если упрощённо, логистика - это система управления затратами всего предприятия во всей цепочке товародвижения.
С этой целью, применяется «процессорный подход», который, по сути, является «конвейером», в нём вся работа на предприятии разделяется на элементарные операции.
Без «разложения» процессов работы организации по «кирпичикам» путём декомпозиции и описания бизнес процессов до уровня операций и действий сложно представить качественную работу логиста.
Этот этап позволит перевести компанию на более высокий уровень управления – «стадию формализации».
Логистика является интегрирующей и координирующей системой, поэтому в логистических технологиях используются прогрессивные методологии из других сфер бизнес управления. Balanced Scorecard (BSC), или Сбалансированная система показателей (ССП) - система управления, позволяющая Руководителям переводить стратегические цели компании в четкий план оперативной деятельности подразделений и ключевых сотрудников и оценивать результаты их деятельности с точки зрения реализации стратегии с помощью ключевых показателей эффективности.
Достижению целей во многом способствует внедрение количественно измеримых и надежных в оценке показателей – KPI ( Key performance indicators ).
Без правильно выстроенной системы мотивации эффективность логистических технологий резко падает.
Поэтому ни в коем случае нельзя подходить к «формализации» бизнес процессов компании формально!
В результате работы должны появиться технологические карты, регламенты процессов и рабочие функциональные, а не формальные должностные инструкции для персонала.
Необходимо также отметить, что сфера действия логистики - это затраты предприятия. Оптимизация затрат всего предприятия «в целом» является одной из задач логистики.
А это значит, что логистический подход должен иметь экономическое обоснование по всей технологической цепочке бизнес процессов, рассматривая нормируемые затраты на каждый процесс и на все процессы вместе. Основой для оптимизации затрат должна быть грамотная система нормативов по каждой операции, по каждому процессу с конкретными нормами времени по ним.
Нужно акцентировать внимание на том, что новые логистические технологии практически не возможно внедрить без использования современных ИТ- систем, так как «вручную» управлять бизнес процессами в режиме реального времени весьма затруднительно. Эффективность ПО (КИС, ERP, SCM, WMS и др.) зависит от настройки алгоритма и адаптации его бизнес процессам конкретного предприятия. Логист создаёт «модель компании» - формализованный алгоритм, необходимый для успешного внедрения любого ПО - программного обеспечения.
Именно потому, что система управления предприятием становится «прозрачной» и планируемой, логистика серьёзно помогает предприятию повысить управление затратами, что в целом может в разы повысит рентабельность компании.
С началом сегодняшнего кризиса мы вдруг узнали, что «канонические» технологии планирования и управления предприятиями не эффективны, так как «статистика» продаж не отражает тенденций «завтрашнего дня». Сегодня даже «теория капитализма» подвергается сомнению и многие с тоской вспоминают «застойный социализм». В среде высшего менеджмента всё чаще проскакивают панические нотки растерянности, страха перед будущим.
Да, есть над чем, задуматься и чего бояться, когда каждый день мы слышим «некрологи» о банкротстве «бесспорных брендовых лидеров» капиталистического труда.
Дело в том, что эти «лидеры» потому быстро пали, что сильно «раздулись» пиаром, а внутри остались на «допотопном» технологическом и организационном уровне, живя в долг на чужие деньги, не имея ничего «за душой», как «паразиты».
Так почему бы вам, более достойным, не занять их место? Не повторяйте их ошибок.
Дерзайте, шанс в ваших руках!
Но помните старую мудрость: «кадры решают всё!», а один в поле не воин!
Николай Лобанов
Электронная почта - lobanov1963@mail.ru.
Статья какая-то странная. а сайт - интересный.
Николай, Вы написали удивительно правильную и своевременную статью. За ней я вижу человека с острым умом, смотрящего в корень троблем, а не скачущего по верхам. Не обращайте внимания на слабо осознанные мнения тех, кто ничего не понимает в организационной работе.
Вы пытаетесь ''растолкать'' мозги тех, у кого они заскорузли. Это очень тяжёлая задача! Видно, что Вы устали от воинствующей некомпетентности! Профессионалов управления мало, но мнение об управлении, маркетинге, логистике - есть у всех! Причём, чем меньше знаний и опыта, тем больше самомнений!
Респект!
:idea:
Я Вам обязательно напишу на E-mail.
С уважением и пожеланием единомышленников,
заведующий кафедрой логистики МАГМУ
Вячеслав Ухов.