Логистика… Еще полтора-два десятка лет назад даже в крупных городах России, коими, я думаю, бесспорно являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород и так далее, никто и не слыхивал такого грозного и конкретного слова.
Только-только в домах культуры и скороспелых учебных центрах начали появляться объявления о курсах логистики, только-только в ВУЗАх нашей страны проводились семинары и доклады на тему: международные перевозки и логистика и их роль в построении развитого рыночного общества.
Что такое логистика, что мы о ней знаем? И что вообще это за модное такое течение?
Но, господа, давайте вернемся на двадцать, тридцать лет назад в славное прошлое нашей славной страны. Пронзим, так сказать время, как в те времена говорил известный персонаж не менее известного режиссера.
И что же мы видим: конечно, нет строгой концепции с модным названием, нет выражений на профессиональном сленге: logistic, forwarding, TEU, но ведь есть регулярные и отлаженные транспортные потоки, перебрасывавшие многочисленную продукцию народного хозяйства СССР через узловые станции, порты и трассы международного значения.
Есть в пароходствах той страны ХЭГСы- хозрасчетные эксплуатационные группы судов, где суда подразделяются по векторной географической направленности и с учетом видов грузов. Есть импортные и экспортные отделы в портах, замкнутые на внешнеторговые объединения, ведущие активную внешнеэкономическую деятельность (экспорт-импорт, фрахтование, заключение долгосрочных контрактов). Чем не структурированная вертикаль! Есть грамотно спланированные, с учетом местного колорита, территории и акватории портов опять же той, необъятной, и, кстати, единой страны (почти прообраз Единой Европы, куда мы усиленно пытаемся попасть). И все это без имперских замашек и местечкового снобизма. Но это уже другое… А я опять, о том же: о ЛОГИСТИКЕ.
Окидывая порты двадцатилетней давности взором человека, на глазах которого происходили все эти перемены, я, все-таки, склоняюсь к тому, что логистика во всем ее проявлении у нас была! Все причалы, склады, контейнерные и ро-ро терминалы были четко структурированы и заточены под определенные грузы и направления. Другое дело, что грузы эти в экспорте в основном шли в многочисленные дружественные нам страны, типа Кубы, Мозамбика, или прости, Господи, Никарагуа. Причем шли, как правило, в качестве безвозмездной помощи. Можно ли это сегодня назвать давальческим сырьем в экспортном контракте? Не знаю…
Но ведь даже немногочисленный импорт, о котором многие даже и не слышали, но могли обонять его (импорта) ароматы в огромных очередях крупных универмагов городов - миллионников, приходил в полном соответствии с самыми строгими международными нормами внешнеторговых операций.
И коды ТНВЭД, и правила поставки согласно Инкотермс - все выдерживалось в полной мере. Контейнеры с магнитофонами, женскими сапогами, джинсами и французской парфюмерией, выглядели очень по западному. Даже те, которые носили гордые надписи: USSR Morflot или SZDU Soviet Railways. А уж контейнеры зарубежных компаний, уже тогда монстров логистики, перевозок и судоходства: APL, Sea Land, etc., просто представляли собой шедевр мирового дизайна для регулярных трансатлантических и тихоокеанских линий. Какая полиграфия наклеек и стикеров, какой дизайн логотипов! Но ведь и эти шедевры приходили вовремя, вовремя выгружались, правильно и грамотно оформлялись и шли далее по назначению.
Центральные диспетчерские, транспортно-экспедиторские конторы и склады круглосуточно планировали, принимали, направляли и мониторили эти грузовые потоки. Если мне не изменяет память, то ТЭК (транспортно-экспедиторская контора) морского торгового порта Ленинград неоднократно награждалась призами ВДНХ. Ну, помните: Вера Мухина: рабочий и колхозница?
Суда не простаивали под погрузкой-выгрузкой. Весь процесс стивидорных работ весьма неплохо был организован. Слова: демерредж, детеншн, тогда заменялись простым и незатейливым словом: простой. Но за этот простой, стивидора, т.е. порт или отдельный грузовой район, весьма строго наказывало пароходство – судовладелец. А слово таймшит, несмотря на косматые семидесятые-восьмидесятые-девяностые, уже вовсю применялось в портах.
Между прочим, в те времена контейнерные перевозки на Канаду и некоторые порты Северной Америки судами Балтийского морского пароходства заставляли серьезно волноваться конкурентов из стран бывшего соцлагеря и некоторых вполне уверенных в себе и неплохо развитых капиталистических стран. Многие контейнерные линии, которые сегодня на слуху и вполне заслуженно считаются лидерами в международных перевозках, облегченно вздохнули, когда мы ушли с этого рынка.
А тем временем, агенты судов и грузовладельцев тоже не проедали даром свои не самые большие зарплаты. А потягаться в качестве обслуживания могли еще как. И ITF (международный профсоюз моряков) не часто засыпал нас жалобами и претензиями.
Конечно, тальманы, докеры и даже работники агентских организаций внешне выглядели совсем не как их коллеги в Гамбурге или Роттердаме. Но ведь и сейчас нас с вами, т.е. россиян, тоже ни с кем не перепутаешь.
И тальман Таня, считавшая груз и при необходимости делавшая отчет о нарушении упаковки при перевозке груза или его повреждении (сюрвейерский отчет, и даже не подозревавшая о существовании такого модного слова), работала не хуже, чем ее западный коллега из бюро SGS или Alex Stewart. Да, без лоска. Но с корпоративным стилем одежды (тогда он был единый – синяя роба, кирзовые сапоги и ватник) и с надлежащим качеством.
А сколько раз докеры и стивидоры, постоянно сталкивающиеся с отсутствием необходимого оборудования, в считанные минуты находили неожиданный и оптимальный вариант перегрузки нестандартного груза из контейнера в фуру или вагон? И таких примеров множество.
Я лично знаю нынешних владельцев и генеральных директоров успешных логистических компаний, которые в то время работали диспетчерами, стивидорами, моряками, сменными начальниками складов, докерами. Использовав опыт, приобретенный в те времена, они сумели уже в новой эпохе построить современные транспортные компании, полностью отвечающие веяниям времени.
Так сколько лет логистике в нашей стране - 10, 20 или 30? Да, наверное, и неважно. Самое главное, что мы много умели тогда, еще больше умеем теперь, и эти соединенные знания помогают нам строить бизнес, жизнь и… логистику.
Добрый день! Вы затронули непопулярную :( в отечественной логистике тему, но ''тысячу раз'' правы. Это был период, который на Западе потом назвали периодом ''Классической логистики''.
Если искать соответствия и параллели, то практика материально-технического снабжения, которая развивалась в Советском Союзе, сильно ''пересекалась'' с методами логистики Классического периода. Это и понятно, т.к. был обмен знаниями и практикой, были общие с Западом требования для перевозок и решения споров по поставкам и т.п.