Психогеография офисного пространства. Лучшая статья (12-18.01.10) в «Творчестве без купюр»

Марина Зырянова

Материал для этой статьи навеян тренингом по командообразованию, который проводил в Новосибирске Константин Коваленок года четыре назад.

Оказывается, офисное пространство наше подсознание делит на три зоны, начиная от входной двери. И каждая из этих трех зон бессознательно активизирует определенные уровни восприятия и реагирования. Этот эффект можно использовать для повышения эффективности сотрудников, отвечающих за определенные участки бизнес-процессов.

Например:

Бухгалтер, маркетолог-аналитик, все, кому приходится погружаться в большие объемы цифр, информации, все, кому требуется внимательность, - их рабочие места делать лучше ближе ко входу в офис. Менеджеры телефонных продаж, операторы - будут более эффективно работать в средней зоне офиса. Рекламисты, пиарщики, дизайнеры, руководители, key account-менеджеры будут более результативными, если их рабочие места - в дальней от входа зоне, желательно - у окна.

В основе концепции психогеографии пространства - бессознательные паттерны (импринты), заложенные в человека с рождения.

Согласно этим импринтам, вход в помещение (в бессознательном человека это проход через родовой канал) активизирует ощущения, чувства, интуицию. На рисунке эта зона выделена желтым цветом. Здесь всякий раз происходит мгновенная рекогносцировка, сканирование пространства, все чувства обостряются, включается интуиция, и при этом активизируется левое полушарие, обрабатывая и анализируя поступающую информацию. Если говорить о постоянном пребывании в этой зоне офиса, то здесь продуктивно трудятся сотрудники, отвечающие за безопасность, аналитики, экономисты и бухгалтеры. Сюда хорошо хотя бы на время сажать руководителя, чтобы он почувствовал ситуацию в офисе, настроение сотрудников, общую психологическую атмосферу.

Двигаясь от входа вглубь офиса, мы погружаемся в максимум звуковых колебаний. Средняя зона активизирует слуховое восприятие. На рисунке она выделена голубым цветом. В средней части офиса наше бессознательное настроено на максимальный сбор информации через органы слуха. Здесь легче услышать. В этой зоне офиса продуктивно трудятся переговорщики – менеджеры продаж (особенно, по телефону), операторы, другие специалисты, для которых важно умение слушать и слышать.

Дальняя от двери треть офиса активизирует визуальное восприятие пространства. Именно в этой части офиса чаще всего бывают окна и самое лучшее освещение. Здесь формируется видение. Из этой зоны офисного пространства удобно обозревать как внутреннее помещение, так и то, что происходит за окном. Здесь хорошо проходит процесс творчества. В этой зоне обычно делают себе рабочие места директоры по развитию, руководители отдела продаж, супервайзеры, руководители разных рангов.

В качестве особого примера давайте рассмотрим типичный школьный класс и принцип размещения в нем разных категорий учеников.

В большинстве школьных классов доски стоят в «желтой» зоне, рядом со входом в класс. На первых партах обычно сидят «очкарики» - ученики с плохим зрением, но с обостренной восприимчивостью и чувствительностью. Также на первых партах сидят отличники – исследователи, логики, старательные, вдумчивые, аккуратные и внимательные ученики. Они буквально впитывают информацию и не хотят видеть перед собой помехи и отвлекающие факторы.

На средних партах обычно сидят «середнячки», у которых «ушки на макушке». Они более расслаблены и более разговорчивы.

На задних партах любят сидеть ребята, которым важна свобода, контроль окружающего пространства и возможность заниматься своими делами. Это настоящие креативщики, не всегда в хорошем смысле этого слова. Чаще всего, все те, кто сидит на «камчатке», практически не способны сосредоточиться на визуальном материале (ведь доска как демонстрационный инструмент находится «не в их» зоне).

Теперь рассмотрим прикладное значение психогеографии пространства для тренеров.

Эта информация может быть полезна для эффективного расположения участников в тренинговом пространстве. Чтобы участники лучше воспринимали информацию, флипчарт и другие демонстрационные материалы должны находиться в «визуальной» части тренингового зала, а сами участники должны сидеть в «аудиальной» и «чувственной» зонах. Так они больше услышат и прочувствуют. Мозговые штурмы, работу с кейсами лучше проводить в «визуальной», «креативной» части зала - будет лучше и эффект, и результат. А вот «разбор полетов», обмен мнениями, анализ текущей ситуации, непростой разговор с участниками лучше проводить в средней или ближней к двери зонах.

Глубокие, скрытые чувства, интуиция более всего проявлены ближе ко входу. Чем дальше от входа, тем ощущения становятся «тоньше», но при этом возрастает эмоциональный фон и способность к визуализации.

Можете исследовать эту тему не только в офисе, но и дома. Где стоит ваш телевизор, диван и кресла, рабочий стол? Если вы творческий человек и вам нужно активизировать творческий процесс – поставьте стол подальше от входной двери в комнату. А вот помечтать или прочувствовать ситуацию лучше в кресле или на комфортном диване ближе ко входу. Всем известно, что лучшие семейные (да и офисные) посиделки бывают за столом, стоящим посредине комнаты. Там мы с удовольствием говорим и слушаем друг друга, создавая синергетический эффект соединения всех трех зон.

Также смотрите:

Как заглянуть под маску кандидата?

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург

''Бухгалтер, маркетолог-аналитик, все, кому приходится ПОГРУЖАТЬСЯ в большие объемы цифр, информации, все, кому требуется внимательность - их рабочие места делать лучше ближе ко входу в офис.''

- отличная идея! И спиной к двери - самое оно для концентрации и снижения количества ошибок! :)

Председатель совета директоров, Москва

Менеджмент-фэн-шуй :D

Менеджер по обучению персонала, Иркутск
Мда.... Так получается, что критикую вторую статью на портале подряд, не хочется быть брюзгой :). Бухгалтер, маркетолог-аналитик, все, кому приходится ПОГРУЖАТЬСЯ в большие объемы цифр, информации, все, кому требуется внимательность - их рабочие места делать лучше ближе ко входу в офис. Марина, позвольте спросить - как это Ваше утверждение согласуется с общеизветсным фактом, что пространство около двери самое проходное, следовательно - сотрудники, работающие там, больше всего отвлекаются? Читаем далее: Сюда хорошо хотя бы на время сажать руководителя, чтобы он ПОЧУВСТВОВАЛ СИТУАЦИЮ В ОФИСЕ, настроение сотрудников, общую психологическую атмосферу. Прочитав еще ниже, я понимаю, что не все так ''хорошо'': Двигаясь от входа вглубь офиса, мы погружаемся в максимум звуковых колебаний. Средняя зона активизирует слуховое восприятие. В средней части офиса наше бессознательное настроено на максимальный сбор информации через органы слуха. То есть и здесь бы хорошо руководителя посадить - ведь все слышно, так? Дальняя от двери треть офиса активизирует визуальное восприятие пространства. ... ЗДЕСЬ ФОРМИРУЕТСЯ ВИДЕНИЕ. Из этой зоны офисного пространства удобно обозревать как внутреннее помещение И сюда руководителя, чтобы лучше видел? Ну а если добавить к предыдущей цитате то, что я прочитало еще ниже: Чаще всего, все те, кто сидят на ''камчатке'', практически не способны сосредоточиться на визуальном материале то понял, что запутался совсем. Резюмируя, скажу, что с моей точки зрения, попытки объяснить продуктивность работника исключительно с точки зрения психологии и некоего ''подсознательного'', приводят лишь к полному сумбуру в головах и отличных причинах находить ''отмазки'' - ''я же не выполнил работу, потому что не в той зоне сижу...'' :D
Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург
Денис Крицкий пишет: Резюмируя, скажу, что с моей точки зрения, попытки объяснить продуктивность работника исключительно с точки зрения психологии и некоего ''подсознательного''
Вот только не надо психологию склонять, она здесь не при чем! Хорошая и практичная наука. Происки ''британских психологов'' и авторов ''популярно-психологических'' статей конечно создают впечатление туфты, но нормальные психологические исследования приносят действительно неоценимую пользу.
Менеджер по обучению персонала, Иркутск

Сергей, против психологии ничего не имею. Обратите внимание на слово ''исключительно'' - имею в виду, не надо пытаться ТОЛЬКО психологией объяснять продуктивность работы. ;)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Евгений Корнев пишет: Менеджмент-фэн-шуй
Я-то как-то сразу Ивана Андреевича Крылова вспомнил. :D P.S. И анекдот про публичный дом. :)
Бухгалтер, маркетолог-аналитик, все, кому приходится ПОГРУЖАТЬСЯ в большие объемы цифр, информации, все, кому требуется внимательность - их рабочие места делать лучше ближе ко входу в офис
В общем, главбуха и маркетологов срочно сажаем на место reception. :D P.S. Слово Account пишется через букву ''о''. :D
Председатель совета директоров, Москва
Лев Соколов пишет: Я-то как-то сразу Ивана Андреевича Крылова вспомнил. P.S. И анекдот про публичный дом
+100 :D
. . . . Директор по развитию, Москва
Коллеги, а какие у Вас будут рекомендации относительно работы в формате хоум-офис? Как вы считаете, какое именно для вас было бы самое удобное место? Можно не зацикливаться только на работе в домашних условиях. Я вот например сейчас мучаю вас из кафе. Мне шум общепита как то помогает настроиться на рабочий лад. А вы бы какое место выбрали (кажется второй раз задаю этот вопрос... :oops: ) ?
Менеджер группы продуктов, Санкт-Петербург
Михаил Кузнецов пишет: Как вы считаете, какое именно для вас было бы самое удобное место?
Кухня! И уютно, и сытно ))) Главное, чтобы домашние не мешали.
Преподаватель, Москва
Пархоменко Сергей пишет: ближе ко входу в офис.'' - отличная идея! И спиной к двери - самое оно для концентрации и снижения количества ошибок!
Ближе ко входу в офис - не значит ''у двери''. Понимаю Вашу иронию. Однако в реальности в любом офисе есть дверь и рабочие места во всех зонах офисах. Вот Вам пример бухгалтерии одной из московских компаний, где я работала. При размещении сотрудников в головном офисе вряд ли учитывалось то, о чем я написала в статье. Но по факту я могу провести четкую корреляцию с описанными мною законами психогеграфии пространства. В зоне рядом со входом, есс-но - лицом к двери, спиной к стене, за стойкой-полкой, которая обеспечивала конфиденциальный характер работы, работали бухгалтеры, отвечающие за работу с филиалами, у них была огромная информационная нагрузка, требующая максимальной концентрации внимания. В середине офиса сидела бухгалтер, работающая с кадрами - она действительно очень много общалась с другими сотрудниками. В дальней от входа зоне сидели главный бухгалтер и финансовый директор - стратеги.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.