Охота на работодателя, или Невидимые вакансии вокруг нас. Лучшая статья (17-23.11.09) в «Творчестве без купюр»

Сергей Беляев

1. Headhunting наоборот

У кого больше шансов?

- у людей, способных разрабатывать новые продукты и услуги, развивать новые направления;
- у специалистов, работавших с большим количеством клиентов или с узким кругом VIP-клиентов и сохранивших свои связи и контакты;
- у тех, кто многого достиг: чем больше конкретных достижений у вас было на прошлых местах работы, тем вы привлекательнее для «скрытых» пока работодателей. (Однако почему вы тогда остались без работы?)
- у самых упорных и настойчивых. Часто демонстрация явной лояльности к новой компании превышает в глазах работодателя ваши гипотетические таланты…

Подготовка

Работодатели очень любят, когда кандидаты подготовлены и демонстрируют знания об их компании и рынке. Поэтому готовьтесь.

  • Составьте список наиболее успешных и желаемых для работы компаний. Прежде всего – список бывших конкурентов бывшего работодателя. Для этого проведите анализ рынка. Используйте традиционные каналы поиска информации о вакансиях (газеты, телевидение, радио, Интернет), разнообразные справочники о фирмах и рекламные буклеты, информацию в деловых журналах, интервью, ежегодные отчеты, публикуемые компаниями, а также информационные бюллетени ассоциаций работодателей. Изучите прежде всего свои профессиональные сайты и журналы. Поймете, у кого как сейчас идут дела…
  • Не зацикливайтесь на своем узком рынке. Изучите смежные отрасли, раскиньте сеть пошире.
  • Четко сформулируйте цели вашей карьеры, определите для себя желаемые должности и уровень зарплаты.
  • Соберите подробную информацию о первой десятке вашего списка: изучите сайт, продукты и услуги, публикации в Интернете, нет ли информации об увольнениях и другого негатива. Первая десятка – основная цель.
  • Узнайте имена и контакты ключевых фигур компании и тех людей, которые могут принимать решения относительно вас: начальник вашего возможного отдела, HR-менеджер, первый руководитель…
  • Используйте социальные сети и сообщества для оживления старых и заведения новых контактов. Напрямую спрашивайте, нет ли у кого вакансий и кто может вас порекомендовать.
  • Подготовьте сопроводительное письмо. Но не простое, а золотое. Напишите, что вы предлагаете для развития компании или для решения ее конкретных проблем. Постарайтесь «долларизовать» ваши предложения, то есть перевести ваш найм в финансовую выгоду. Попробуйте показать работодателю, как вы могли бы увеличить доход компании на $??? тыс. И при этом вы просите зарплату, которая составила бы лишь небольшую часть этой прибыли.
  • Письмо должно быть запоминающимися и ярким, чтобы прочитавшему его человеку было трудно отказать вам во встрече.

Тактика охоты

1. Доработайте резюме, прикрепите фото и вышлите вместе с письмом отдельный экземпляр каждому ключевому лицу личным письмом по электронной и обычной (!) почте. Для творческих личностей необходимо портфолио.
2. Письма должны быть «заточены» под конкретные компании и должности. Послание обязательно адресуйте конкретному человеку, HR-менеджеру или возможному будущему начальнику, и постарайтесь, чтобы оно не выглядело шаблонным. Демонстрируйте знание специфики бизнеса компании.
3. Возьмите инициативу назначения встречи на себя. Укажите дату и время, когда вы позвоните работодателю, чтобы узнать о его решении и договориться о встрече.
4. Для своей «охоты на работодателя» вы можете нанять тех же «охотников за головами». Особенно если вы уже работали с каким-либо рекрутинговым агентством и вас там знают. Хорошие рекрутеры, как правило, хорошо ориентируются на рынке труда, «знают входы и выходы». Если рекрутер успешно «хантил» спецов, то «хедхантинг наоборот» для него не будет проблемой.
5. Вышлите свое резюме и сопроводительное письмо всем компаниям из своего большого списка, независимо от того, публикуют они вакансии или нет. Чем длиннее ваш список, тем больше у вас шансов.
6. В письме просто просите руководителя уделить вам немного времени. Покажите, что вы хотите с ним встретиться не потому, что вам очень нужна работа, а потому, что у вас есть, что предложить этой компании.
7. Ведите базу данных всех компаний, куда отправили резюме: имена, контакты, «явки-пароли», даты звонков, отправки резюме, даты собеседований, результаты и план дальнейших действий.

2. Как звонить работодателю? Техника телефонных контактов

Готовимся к важному звонку:

- сформулируйте цель обращения,
- определите, что вы можете предложить компании,
- продумайте начало и конец разговора, ответы на наиболее вероятные вопросы,
- отрепетируйте текст.

Во время разговора

- Здороваетесь, представляетесь, просите соединить с вашим вероятным непосредственным руководителем. Вы ведь уже подготовились и знаете нужные имена? Если секретарь спросит: «По какому вопросу?» - отвечайте заготовленной фразой и без сложной легенды: «Скажите, это такой-то...» - или просто: «По поводу работы в вашей компании».

- Если не удалось выйти на руководителя (он в отъезде, болен и т.п.), спрашиваете, с кем могли бы поговорить по вопросу найма персонала. И начинаете работать с HR-менеджером. Не терять же время…

- Когда вас соединят, здороваетесь еще раз и представляетесь - четко и без суеты произносите свои имя (имя и отчество) и фамилию. Именно в таком порядке.

- Сообщаете о цели вашего звонка и интересуетесь, есть ли у собеседника сейчас время для разговора (например, «я звоню по поводу работы в вашей компании, смогли бы вы уделить мне три-четыре минуты?»).

- Если в данный момент собеседник не может с вами говорить, интересуетесь, когда можно перезвонить. Стараетесь определить четкие временные рамки: «сегодня после 17-00» или «завтра во второй половине дня». Тем самым вы психологически уменьшаете вероятность отказа.

- Если у собеседника есть возможность говорить с вами прямо сейчас, то кратко описываете, что вы можете предложить. Говорите языком выгод для компании. Например, вместо «я хотел бы рассказать о...» лучше сказать «вас, возможно, заинтересует…». Будьте кратки. Помните, что ваша цель - договориться о собеседовании или, в крайнем случае, о возможности выслать или обратить внимание на свое резюме.

- Будьте готовы на ответить на вопросы. Помимо стандартного набора (образование, опыт...), могут спросить, как вы узнали о существовании вакансии, какого рода работу вы думаете получить в этой конкретной фирме и т.п. Приготовьте и несколько своих вопросов. Важно не только не стушеваться, но и суметь удержать интерес собеседника. Если у вас есть новаторские предложения, конструктивные идеи, смело их выдвигайте.

- Если вам предложили приехать на собеседование, уточняете дату и время, имя интервьюера, адрес. Дальше в ход уже пойдет ваше умение себя презентовать и отвечать на вопросы при личном общении. Но это тема многих других статей…

В конце и после разговора

- Если договориться о собеседовании сразу не удалось, предложите для начала предоставить свое резюме. И вышлите его как можно скорее. Если не удалось даже это, постарайтесь получить разрешение позвонить повторно - ситуация может измениться.
- Не забудьте поблагодарить за уделенное вам время.
- При повторных звонках каждый раз представляйтесь полностью (текст типа «это опять я» - недопустим). Звоните в точно договоренное время: это создает впечатление вашей обязательности и аккуратности.

Преимущества метода Jobhunting

1. Вы демонстрируете, что вы внимательно следите за состоянием дел на рынке труда и в своей отрасли.
2. Поскольку вы звоните не по объявлению, вы демонстрируете инициативность и заинтересованность, тем самым выделяетесь из «толпы соискателей».
3. Даже если сейчас в компании нет подходящих вакансий, но вы хорошо подготовились и грамотно провели разговор, вызвали интерес к себе как специалисту, - о вас вспомнят, как только потребуется специалист вашего профиля.
4. Вы можете даже произвести такое сильное впечатление, что компания поймет: такого активного специалиста нельзя терять - и введет соответствующую должность.

И главное, чем больше настойчивости и активности вы проявляете в поиске работы мечты, тем больше ваши шансы. Смотрите, не разорвитесь между собеседованиями… Удачи!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Новосибирск

''2. Письма должны быть «заточены» под конкретные компании и должности. Послание обязательно адресуйте конкретному человеку, HR-менеджеру или возможному будущему начальнику, и постарайтесь, чтобы оно не выглядело шаблонным. Демонстрируйте знание специфики бизнеса компании.
3. Возьмите инициативу назначения встречи на себя. Укажите дату и время, когда вы позвоните работодателю, чтобы узнать о его решении и договориться о встрече. ''

Сергей, мне эти советы кажутся ''вредными''. Такие письма адресаты скорее всего воспримут как спам. Ну а попытки соискателя ставить условия скорее всего сразу вызовут раздражение.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Елена,
Думаю, Вы и правы, и не правы одновременно.

Письма могут быть восприняты, как спам, да.
Однако советы - не вредны. Описанный метод поиска позволяет достичь большой точности, адресности обращения к лицам, принимающим решение. Это очень важно и может приносить хорошие результаты.

Менеджер по логистике, Украина

Как и вся поучительная литература, эта статья только расширяет кругозор... в каждом отдельном случае подход может быть изменён с точностью до наоборот.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.