Стратегия компании. Лучшая статья (29.09.-05.10.09) в «Творчестве без купюр»

Андрей Рязанцев

Стратегия есть у каждого человека, независимо от того, разрабатывает он ее осознанно или она складывается стихийно, под влиянием происходящих событий. Компания, как и живой организм, также обладает стратегией, которая позволяет ей конкурировать с другими компаниями и прокладывать свой путь.

Сейчас много говорят о стратегии, написано немало книг на эту тему, однако давайте ответим на простые вопросы и проверим, насколько стратегия ваша сильна и есть ли в вашей компании долгосрочная стратегия.

1. Знаем ли мы, какой будет наша компания через три года?
2. Чем наша компания отличается от других компаний, присутствующих на рынке?
3. Ради чего вы работаете в компании, и чего вы ждете от работы в ней?
4. Связываете ли вы свое будущее с работой в компании на ближайшие три года и кем планируете стать в компании за это время?
5. Связывают ли сотрудники свое будущее с работой в компании на ближайшие три года и кем они планируют стать в компании за это время?
6. Чего ожидают покупатели товаров компании или потребители услуг компании от этих товаров или услуг? Какой образ у вашей компании в их глазах, и есть ли этот образ?

Попробуйте вы как руководитель ответить на эти вопросы и попросите сотрудников ответить на них. Если вы получите совершенно разные ответы, а на вопросы 2, 6 вы затрудняетесь ответить, в вопросе 3 вы отмечаете материальные ценности, то в компании нет четкой долгосрочной стратегии, ценности и миссия компании не сформулированы, а сотрудники не знакомы с планами компании.

К сожалению, это довольно типичная ситуация для большинства компаний Молдовы и постсоветских стран, что становится главной причиной проигрыша зарубежным брендам в борьбе за рынок. Стратегия многих организаций складывается стихийно и является событийной, что заводит компании в тупик, поскольку нет четкого плана движения.

Стратегия, основанная на миссии, - это путеводная звезда, которая ведет компанию вперед. От вас зависит, какой вы путь выберете и на какую путеводную звезду станете ориентироваться. При всем богатстве выбора дорог, которые ведут к цели, немного, но они есть. Зная свои желания, желания сотрудников, учредителей, желания потребителей, для которых вы работаете, вы сможете выбрать тот верный путь, который приведет к устойчивому успеху и процветанию.

Стратегия и миссия - это фундаменты компании, чем они прочнее и основательнее, тем лучше будет держаться все строение.

Я разделяю компании на три категории. К первой отношу организации, которые и слышать ничего не хотят о миссии, считая это пустой тратой времени. «Надо делом заниматься, а не словоблудием». Вот идеология таких компаний. Что стоит за такой идеологией, догадаться не трудно. Работа ради работы, ради денег. Клиенты в таких фирмах рассматриваются как мешки с деньгами, которые просто обязаны отдать деньги компании за ее услуги или товары, и неважно, соответствуют ли эти товары или услуги их мечтам. Стратегия сводится к одному: продавать любыми путями и как можно больше. Это работает, когда рынок растет, а кода он сокращается, как сейчас, такая стратегия уже не работает. Каждый покупатель связывает с приобретением товара выполнение определенных планов и желаний. Никому не хочется покупать товар только для того, чтобы принести доход другим. К сожалению, таких организаций на рынке еще большинство.

Вторая категория - это компании, которые решились создать миссию, но подошли к этому формально. «Сказано, миссия должна быть, и мы ее создали». Выглядят такие миссии однотипно и звучат примерно так: «Мы созданы, чтобы работать для всех и каждого, предоставлять услуги по самым лучшим ценам, доступным каждому». Хорошо, что руководство и сотрудники уже осознают, что должен быть смысл в существовании компании, ради которого потребитель ее выберет. Но подобные миссии не воодушевляют потребителей, поскольку никто не хочет быть всем и каждым, а работа для всех и каждого уравнивает разных людей под один стандарт. Зачастую такие компании на этом заканчивают работу над смысловой составляющей. В результате сотрудники не видят существенного отличия своей организации от других, просиживают время от звонка до звонка, мечтая о работе там, где жизнь сотрудника интересна и насыщена событиями, где работой дорожат и гордятся.

Компании, о работе в которых мечтают, составляют третью категорию. Их миссия и стратегия отражают суть их работы. Для чего они на рынке, для кого работают и чем отличаются от многих других. Миссия в таких компаниях – основа их стратегии, смысл работы и цель на многие годы вперед. Несколько примеров миссий. Миссия «МакДоналдс»: «Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов». Миссия MARY KAY: «Украшать жизнь женщин во всем мире». Миссия для таких организаций - это отправная точка построения отношений как с клиентами, так и внутри компании между сотрудниками.

Когда читаешь миссию успешной компании, задаешься вопросом: ну, и что здесь такого, все просто и понятно. Однако именно в этом и заключается сложность - подобрать простые слова для воплощения идеи, чтобы она была понятна людям, для которых эта компания создана. Процесс создания миссии долог. Начинается он с исследования рынка, определения портрета покупателя – его желаний и целей, - затем внутрикорпоративная рабочая группа создает варианты, которые, по мнению членов группы, отражают суть компании и ее предназначение в этом мире. Стратегия, основанная на осознании генеральной цели, к которой должны стремиться все сотрудники, позволяет организации преодолевать кризисные состояния и первой достигать высоких показателей роста. Успешные компании в том и успешны, что они нашли свой неповторимый путь и следуют им к поставленной цели, несмотря ни на какие преграды.

А в вашей компании есть сформулированная миссия и долгосрочная стратегия? Если нет, то пора задуматься, пока у вас есть шанс остаться на рынке и не кануть в безымянное небытие.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Ромашов, Вадим Загуменнов
Аналитик, Екатеринбург

В целом, все правильно, только акценты смещены с 'треугольника' на 2 угла - здесь еще парадигма должна где-то 'потоптаться', т.к. из устойчивого восприятия действительности и собственных реакций на неё ключевыми носителями культуры компании и возникает эта миссия (а потом уже и чувство миссии) и стратегии (по крайней мере на уровне запланированной).И 6 вопросов можно подсократить, если оценивать не через эти непонятные многим слова и непонятные состояния (ну кто, скажите, в РФ знает свое будущее на 1 год? Меркель и Обама и то лучше представляют наше общее будущее), а оценивать через метафоры (там и одного-пары вопросов достаточно).

Глава филиала, регион. директор, Челябинск
Процесс создания миссии долог. Начинается он с исследования рынка, определения портрета покупателя – его желаний и целей, - затем внутрикорпоративная рабочая группа создает варианты, которые, по мнению членов группы, отражают суть компании и ее предназначение в этом мире.
Почитайте историю создания приведенных для примера компаний McDonalds и Mary Kay. Близко ничего подобного не было. Не 'внутрикорпоративная группа' - а собственники рискнули и создали новый стандарт. Идея была - продавать больше, пусть и стандартного - зато дешевого. Как точно сказано: 'Работа ради денег.' Источник - www.mcdonalds.ru.Mary Kay. 'Мэри Кэй попыталась представить себе идеальную компанию, Компанию-мечты, и через какое-то время поняла, что у нее получился маркетинговый план собственной будущей Компании, целью которой являлось создание новых возможностей для женщин в их стремлении добиться личного и финансового успеха.' Источник - сайт компании. Никакой рабочей группы на этом этапе, никакого 'исследования рынка'. Цель - финансовая + создание возможностей для личной карьеры женщин (руководство людьми и финансовыми потоками), вопреки мужскому шовинизму с которым сталкивалась в жизни и работе Мэри. После чтения историй этих компаний хочется с энтузиазмом процитировать автора статьи :
«Надо делом заниматься, а не словоблудием». Вот идеология таких компаний.
Аналитик, Екатеринбург

В целом, все правильно, только акценты смещены с ''треугольника'' на 2 угла - здесь еще парадигма должна где-то ''потоптаться'', т.к. из устойчивого восприятия действительности и собственных реакций на неё ключевыми носителями культуры компании и возникает эта миссия (а потом уже и чувство миссии) и стратегии (по крайней мере на уровне запланированной).
И 6 вопросов можно подсократить, если оценивать не через эти непонятные многим слова и непонятные состояния (ну кто, скажите, в РФ знает свое будущее на 1 год? Меркель и Обама и то лучше представляют наше общее будущее), а оценивать через метафоры (там и одного-пары вопросов достаточно).

Глава филиала, регион. директор, Челябинск
Процесс создания миссии долог. Начинается он с исследования рынка, определения портрета покупателя – его желаний и целей, - затем внутрикорпоративная рабочая группа создает варианты, которые, по мнению членов группы, отражают суть компании и ее предназначение в этом мире.
Почитайте историю создания приведенных для примера компаний McDonalds и Mary Kay. Близко ничего подобного не было. Не ''внутрикорпоративная группа'' - а собственники рискнули и создали новый стандарт. Идея была - продавать больше, пусть и стандартного - зато дешевого. Как точно сказано: ''Работа ради денег.'' Источник - www.mcdonalds.ru. Mary Kay. ''Мэри Кэй попыталась представить себе идеальную компанию, Компанию-мечты, и через какое-то время поняла, что у нее получился маркетинговый план собственной будущей Компании, целью которой являлось создание новых возможностей для женщин в их стремлении добиться личного и финансового успеха.'' Источник - сайт компании. Никакой рабочей группы на этом этапе, никакого ''исследования рынка''. Цель - финансовая + создание возможностей для личной карьеры женщин (руководство людьми и финансовыми потоками), вопреки мужскому шовинизму с которым сталкивалась в жизни и работе Мэри. После чтения историй этих компаний хочется с энтузиазмом процитировать автора статьи :
«Надо делом заниматься, а не словоблудием». Вот идеология таких компаний.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.