Серия «Хватить ныть! Берись и делай!»
Под впечатлением книги Александра фон Шёнбурга «Искусство стильной бедности».
«Правда сделает вас свободными, но сначала она вас здорово разозлит».
Уорнер Эрхард
Кризис, к сожалению, бьёт по всем не выбирая. Так это было в 1998 году, так это случилось и сейчас. Одни вступили в борьбу с кризисом ничего не изменив в своей жизни и уже проигрывают, а другие быстро меняются с твердым намерение выиграть. И у тех и у других перед этим был выбор, правильность которого покажет время.
Новая религия современности
Великая американская мечта равных возможностей долгие годы была для миллионов американцев путеводной звездой и обеспечивала благосостояние великой державы. «Высаженная» в российскую почву она дала уродливые всходы, вызывающие единственное желание — их выкорчевать.
Первое десятилетие XXI века точно войдет в историю как время безудержного потребления и легкодоступных денег. Миллионы семей стали беспечно жить «жизнью в займы». Потребление переросло в новую религию, банки стали её храмами, а сотрудники кредитных отделов — служителями культа. Кредиты по сути те же грехи, поскольку живущих не средствам сложно отнести к числу ведущих праведную жизнь, отпускались под очень соблазнительные проценты.
Банки вербовали миллионы и миллионы новых верующих, исповедовавших, что настал золотой век, который будет длиться вечно. Приверженцы нового культа уверовали и в то, что стали пассажирами поезда, идущего до станции «Счастье». Увы, кризис сорвал стоп-кран этого мчащегося на полном ходу поезда и резкое торможение выбросило из него всех, кто купил билет «с рук» особо не беспокоясь о том, что может оказаться фальшивым.
Стильная бедность
Постепенно приходит осознание, что время, в котором безраздельно царил лозунг: «Жизнь — это шопинг!» становится для нас далеким и сказочным прошлым. Действительность сурова: закрываются предприятия, уволенные сотрудники обивают пороги судов, требуя выплат по сокращению, и спешат на биржи труда зарегистрироваться в растущей армии безработных. На глазах рушатся, казалось бы, даже безупречные карьеры. В условиях кризиса побежденных больше чем победителей, и число проигравших постоянно растет.
Как не горько это осознавать, но нам придется учиться жить в условиях ограниченных возможностей, а кому-то, может быть, даже в бедности. После того образа жизни, к которому большинство из нас привыкло в последние пять-семь лет, новая жизнь, особенно в начале, будет беднее в первую очередь на впечатления и удовольствия. И уж точно в ней не будет места излишествам.
Однако повода отчаиваться нет. Определенная степень обеднения при наличии оптимистичного отношения к жизни, подкрепленного чувством собственного достоинства может способствовать формированию ее неподражаемого стиля. Чувство собственного достоинства, пожалуй, главное из чувств, данных нам во спасение. Имиджмейкеры знают, что даже в рубище человек с достоинством будет в стократ привлекательней человека, одетого с иголочки, но без него, поэтому нередко прилагают неимоверные усилия для того, чтобы научить своих клиентов хотя бы изображать его. Разрабатывая собственные антикризисные меры не забывайте про чувство собственного достоинство, оно есть у каждого, кто сам достиг чего-то в этой жизни.
Помните фотографии представителей русской эмиграции начала прошлого века? С них на нас смотрят преисполненные чувством собственного достоинства водители такси, официанты и горничные. Представители знатных аристократических фамилий, обладатели всевозможных титулов и воинских званий, бывшие владельцы заводов и пароходов и члены их семей недолго горевали об утерянном в пожаре революции. Те, кто еще совсем недавно чувствовали себя хозяевами жизни, активно включились в поиск своего нового места под солнцем.
Современные «идиоты»
Кризис так же заставил нас стать сдержанными и независимыми. Под сдержанностью подразумевается отказ от того, без чего не могут обойтись остальные, а под независимостью прежде всего независимость от стереотипов, стиля и образа жизни, насаждаемых в последние годы глянцевыми изданиями.
У древних греков людей, не живущих сиюминутными интересами общества, называли «идиотами». Но как это не парадоксально, именно их труды обогатили мировую культуру. Сегодня справедливости ради надо именовать идиотами тех, чья жизнь — это слепое соответствии образу жизни, построенном на стереотипах «всеобщей гламуризации».
Давно замечено, что к человеку, пережившему какие-либо драматические или трагические ситуации, возвращается способность ценить каждое мгновение жизни и радоваться тому, что он имеет. И в этот перечень не входят престижные автомобили, роскошные квартиры, одежда от известных дизайнеров и дни, проведенные на модных курортах. Человек начинает ценить то настоящее, что есть в его жизни и то, что дано ему от природы.
Кризис даёт нам прекрасную возможность выработать собственную линию поведения в сложившихся обстоятельствах, что может оказаться весьма эффективным средством против стадного чувства.
Эстетичная экономия
Исторически сложилось, что в России к любой экономии относятся как к вынужденной мере, имеющей исключительно практическое свойство. Ни о каких эстетических принципах даже нет речи, в то время как в культуре других стран, например в Японии, встречается такое понятие как эстетика экономии. В частности чрезмерность претила самураям, а расточительность считалась «бесчувственной».
Научные трактаты об удовольствии единодушны в том, что умение отказать себе — единственное условие для его получения. Согласитесь, что чем меньше мы зависим от окружающих нас вещей, тем спокойнее и комфортнее себя чувствуем. Любое признание, что кто-то без чего-то не может обойтись, похоже на капитуляцию. В борьбе с кризисом за качество жизни мы победим при условии, что будем постоянно находить то, без чего раньше не могли обойтись, а сейчас можем без сожаления отказаться.
Проведите ревизию своих потребностей, задав себе только один вопрос: «Отсутствие чего в моей жизни может подействовать на меня удручающе?» Из ответов надо исключить такие само разумеющиеся общечеловеческие ценности, как здоровье. Автор после долгих размышлений пришел к выводу, что для него это может быть отсутствие чашки сваренного ароматного кофе по утрам.
Без сомнения, этот путь тернист и труден, как любой отказ от чего-либо, находящегося в зоне нашего комфорта, однако является эффективной антикризисной мерой.
Примите реальность и изменитесь
Кризис поможет каждому из нас осознать, что в его жизни важнее и выбрать приоритеты. Благодаря нему у нас всех есть шанс научиться различать прекрасное и так его дозировать, чтобы получать максимум наслаждения.
Как ни радикально это звучит, но велика вероятность, что элита будущего будет состоять не из собственников, а из людей способных грамотно распоряжаться заработанными деньгами, вкладывая их в то, что меньше всего подвержено кризисам, например, в искусство. Нигде не сообщается о том, что в связи с кризисом упали цены на произведения Веласкеса, Рембрандта или Пикассо. Не пишут и о том, что по той же причине опустели знаменитые концертные залы такие как «Олимпия» и Карнеги-холл. В Голливуде тоже никто не торопиться перейти на выпуск малобюджетных картин, как в России. Где-где, а в Голливуде точно знают, что своему расцвету они обязаны кризису 1929 года.
Трудно не согласиться с Буддой, который говорил о том, что все человеческие несчастья происходят от нежелания принять реальность такой, какая она есть. Послушайте Будду — начинайте меняться!
Мое мнение о статье:Много слов, мало пользы. Вопрос....Зачем была написана статья???
Замечательная статья для человека решившего сдаться внешним обстоятельствам и пытающемся обосновать свою точку зрения. Я предпочитаю бороться.
Мое мнение о статье:
Много слов, мало пользы.
Вопрос....
Зачем была написана статья???