Великая китайская стена – фрагмент
Жил-был художник один...
С творчеством его я не знакома, но в наследство своим двум детям он оставил прекрасный дом под Ригой. По советским временам это был очень крутой дом – большой, 2 этажа, два санузла, кухня-столовая в два света (высота потолка в два этажа и окна в два ряда) с балюстрадой и множеством комнат. Да и в наше время дом очень современный.
Дети, приняв наследство, оказались в неравном положении. Дочь, выйдя замуж, в свое время переехала жить к мужу. А сын, женившись, естественно, привел жену в дом. После смерти отца она почувствовала себя единоличной и полноправной владелицей. И, разумеется, не пожелала делиться. А подкаблучник и пьяница муж выбрал бутылку, а не сестру. После 8 лет безуспешных попыток договориться и после того, как ее выгнали, спустив собаку, сестра обратилась в мое агенство за помощью. Понимаю, что 8 лет безнаказанности играют против нас. И если я не хочу погрязнуть в этой сваре надолго, мне нужен «блицкриг». Значит, мера воздействия должна быть такая, чтобы «небо с овчинку» показалось сразу. Хорошо, играть, так играть.
Шаг первый. Беру доверенность, тут же у нотариуса заказываю услугу – есть в Латвии такая услуга, когда нотариус доставляет письмо по поручению клиента и фиксирует содержание и факт доставки письма. В письме – требование о встрече. Указано место – адрес дома и время. И, конечно, мои координаты.
Шаг второй. Дожидаюсь возмущенного звонка сладкой парочки и «пугаюсь». Да так качественно, что иду в местное отделение полиции и требую обеспечить мне защиту на время встречи. Разумеется, участковый смотрит на меня, как на врага и прикидывает, как бы избавиться от «этой ненормальной». А «ненормальная» обложена со всех сторон документами, и он, как всякий чиновник, понимает, что это тот случай, когда лучше сделать что-то, чем потом писать рапорты и объяснительные. Поэтому он звонит в дом и предупреждает, что ситуация на контроле. Более того, ко времени моего прибытия напротив входа стоит полицейский «козлик». На всякий случай.
Конечно, я беспрепятственно попадаю в дом. Более того, хозяева пригласили адвоката! А это значит – первый раунд я выиграла, ситуация воспринята очень серьезно. Моя задача сразу же намного облегчается – дурак может спорить с очевидным. А адвокат вынужден согласиться с документами. Ну нет у него возражений. Закрепляю успех – со мной консультант-строитель. Ох, и представление мы устроили, почти по Райкину, «здесь я буду огурцы солить». Мы объявляем о намерении поделить дом. Физически. Стенкой. И начинаем мерить стены, считать метраж, короче, «пилим» дом. Адвокат молчит, хозяева в шоке, ходят, показывают. Решаем, какой санузел кому достанется, короче, отнимаем у них игрушку по полной программе.
Назначаем дату, когда мы будем смотреть проект раздела. Все, как у больших – протокол, подписи сторон и т.д. Пусть почешутся. Через неделю показываем проект. И смету! Поскольку стена денег стоит. А Большая Стена – много денег! И половина – с них. И вновь – с протоколом, как положено. И до них начинает доходить простая истина: с них возьмут деньги, и немалые, чтобы лишить их пловины их пространства. Деньги все равно платить придется! Так может лучше потратиться и выкупить у сестры ее половину?
Йес! Молодцы, сами додумались! Сами оценку сделали, сами кредит взяли. И страшно радовались, что «дешево отделались», выплатив, наконец-то родной сестре компенсацию за наследство. Люблю, когда клиенты радуются. А уж как радовалась сестра, получив деньги! Она и в путешествие с семьей съездила, и квартиру трехкомнатную купила.
Цыганский табор заказывали?
Наверное, каждому приходилось пускаться на хитрость, чтобы убедить ребенка, например, съесть что-нибудь или улыбнуться у фотографа. Рассказываешь что-то типа «за папу, за маму» или обещаешь, что птичка – вылетит... Обычная история: дети капризничают, мы – справляемся с ситуацией.
Интереснее, когда приходится подобные сказки взрослым рассказывать.
Обратился ко мне клиент с весьма необычной просьбой. Принадлежит ему половина частного дома в Риге. Сам он там не живет – сдает. И живет там уже несколько лет другой джентльмен со своей семьей. Замечательный дядька, рукастый и хозяйственный. И ремонт сделал, и канализацию провел - все как надо.
И решили два господина сделку совершить – хозяин продает, а арендатор покупает это имущество. Один перестает быть арендатором, а второй – получает сразу то, что получал бы в качестве аренды годами. Казалось бы, два взрослых человека, обо всем договорились, цену согласовали, ну и идите себе к нотариусу и оформляйте сделку. Зачем вам кто-то еще?
А вот зачем! Про соседку-то, владелицу первого этажа, сказать отдельно надо. Наивздорнейшая особа! Из тех, кто к столбу прикопается. Доставала она соседа своего так, что он и общим двором пользоваться не мог, только к подъезду по тропиночке - террористка! А тут у нее – Звездный Час! От нее по закону требуется согласие на сделку! Она, как совладелица, имеет право «первой руки» на покупку. И арендатор, естественно, боится, что правом этим она воспользуется, тем более что свой второй этаж он привел в идеальное состояние. Тетушка и раньше-то обоих мужиков держала «в тонусе», а теперь и вовсе распоясалась: «А не дам согласия на сделку, и все тут!».
Вот и стала я думу думать, как с мадамой справиться. Простое решение оформить дарственную (на которую ни у кого согласия спрашивать не надо) не проходит: покупатель берет в банке кредит на покупку. Да и сложновато будет объяснить банку, зачем брать деньги, если недвижимость ему дарят!
Из двух сложных участников сделки – банк и тетушка – банк, пожалуй, покруче. Значит, выбираем покупку и ставим задачу – уладить тетушку. Поскольку оба джентельмена краснеют и потеют при одном упоминании о ней, понимаю, что орешек крепенький.
Но делать-то надо. Еду, пытаюсь достучаться до лучших чувств, искренне надеясь, что где-то они у нее есть. Увы, надежда не оправдалась. Совсем! Только что на метле мадама не летает, а так – все строго по канонам жанра...
Ну что ж. На каждую хитрую ... - найдется ... нужного диаметра. Объясняю своим мужичкам, что пойдем издалека, и что их задача – сидеть тихо в засаде и не мешать. Что бы ни происходило, сидим спокойно и мордочку – кирпичом. Готовлю бумаги, делаю официальный запрос через нотариуса, жду реакции. Не долго ждать пришлось! Явилась ко мне мадама со всей своей «армией» - с дочкой, модернизированной копией своей, и со своим же юристом. Верещат в три горла, лейтмотив такой: «Нет, нет, и еще раз – нет! Ни за что и никогда!». Что, собственно, и предполагалось.
«Ладно, - говорю, – раз так, выхода нет, будь по-вашему. Придется вашему соседу другую недвижимость покупать. А мы уже ему и подобрали. Так что скоро ваши военные действия закончатся – переедет он». Ох, как же все трио обрадовалось! Сидят довольные, переглядываются. А я так тихонечко гвоздик-то для крышки гроба и достаю... «Мы уже договорились, - говорю. – У вас теперь новый сосед будет...» Ну, гонору-то много, выпендриваются: «И кто же это снимет? Кому халабуда такая нужна?»
«Да, действительно, халабуда, - соглашаюсь. – Поэтому и никого приличного не нашла. Только цыгане вот и согласились. Им как раз и хорошо – двор просторный, а то у них семья большая, детей много, да и коня есть, где поставить...» Гляжу, меняются в лице мои тетушки. Переглядываются, но как-то уже иначе, куража-то поубавилось враз. – «Пойдем, - говорят, - посоветуемся». Ну-ну, идите. А мы начинаем представление. Жена нашего покупателя-арендатора начинает вещи выносить во двор, перебирать, складывать – эдакая имитация подготовки к переезду.
Дня хватило, чтобы прибежали с согласием. Не пришлось даже заготовленный «джокер» из рукава вынимать. Ах, как жалко! Хорош джокер был. Качественный. Я уж заранее с одним цыганом договорилась, что за небольшую денежку он мне качественное представление устроит. Не пригодилось...
Я, каюсь, позволила себе «оттянуться», ну так, слегка. Еще комедию поломала, типа – другая недвижимость лучше, уже все решено, и жить вам теперь с цыганами. Довела мадаму до того, что она сама и нотариуса заказала, и расходы оплатила, лишь бы только вчера еще постылый сосед здесь остался. Только не цыгане!
Конечно, он остался! И с большим удовольствием. Так он недвижимость свою, выстраданную, в собственность и приобрел. И право свое - ходить по двору гоголем!
Окопы полного профиля, или кто тут «доминирующий самец»?
Странный народ – эти мужчины. Не все, конечно, но многие. Если их больше одного, непременно надо им выяснить при первом знакомстве, кто из них «доминирующий самец». Если руку пожимают, то – до хруста, если анекдоты травят, тоже - у кого круче. Да что я рассказываю, все сами знают. По большей части, иерархия устанавливается довольно быстро, и ни к каким конфликтам не приводит. По большей части...
Обратился ко мне за помощью один бизнесмен. Крепкий нормальный предприниматель, с деньгами, с головой, все как надо. И задумка у него хорошая – расселить коммуналку в центре Риги и забацать себе отличные апартаменты в доме югендстиля. Вроде, всем хорошо, он себе хоромы получает, а жильцы коммуналки – отдельные квартиры вместо комнат. Все замечательно. Кроме одного. Не учтен принцип «доминирующего самца».
Расселил он практически всю коммуналку. Остался один сосед. Но какой! По паспорту – дед-пенсионер. А по факту – бывший командир рижского гарнизона в отставке. Доминирующий самец, по факту! Всю жизнь, аж до самой пенсии. Да и внешне – не обижен. Раньше мы знакомы не были, но, судя по тому, как он в свои 73 года выглядел, догадываюсь – первым красавцем и записным сердцеедом был. И – продолжал им быть, по сути своей. А бизнесмен мой этого не учел, чем оскорбил деда до глубины души. И тот, благо человек военному делу обученный, стал рыть в квартире окопы полного профиля. И не так, чтобы совсем фигурально... Полгода войной друг на друга ходили.
Один доминирует деньгами, а второй – самой сутью своей, сердцем, статью и послужным списком. Конечно, договориться они не могут. Вот и появился у меня случай «военной хитрости» поучиться.
Мне, как предпринимателю, конечно, понятно стремление бизнесмена. Да и деду сделка не во вред – за ту сумму, что ему предлагается, можно и квартиру прекрасную купить, и еще в санаторий пару раз съездить. Значит, надо браться. Приглашаю деда. Приходит, но – весь в антагонизме, только для того, чтобы заявить, что мира не будет! Ладно. Благо, мне не надо доказывать ничего про «самца», можем просто поговорить «за жизнь». За прошлую. За будущую. Вспомнить моменты былой славы, покрасоваться...
Ах, как мы с ним по офису под ручку прошлись – я ему свои хоромы показывала. Оттаял мой дед. Посетовал, что, всвязи с военными действиями, его личная жизнь страдает – не может он больше в эту квартиру свою даму сердца приглашать, уж слишком «окопы» видимы.
Вот он, мой шанс! Личная жизнь! Прекрасно. Не говоря уж о том, что я искренне рада за деда, не меньше я рада за себя, ибо есть, за что зацепиться...
А дама сердца где живет? С кем? С дочкой, в спальном районе П, улица такая, дом такой-то. Отлично! Быстренько пишу коллеге записку, где прямо сейчас нужна двухкомнатная квартира. До чего же у нас профессиональная команда! Я глазом моргнуть не успела, как заходит в кабинет коллега и просто, как информацию, сообщает, что вот только что поступила такая славная квартира в районе П, их таких почти и не бывает.
И все. Вижу, интересно моему деду. Но нельзя же пережать, он же «самец», значит, и инициативу ему надо предоставить. Мое дело – наживку бросить и терпения набраться. Не долго ждать пришлось. С головой у него все в порядке было, он быстренько сообразил, как эта квартира на его личную жизнь повлияет, и сам выступил с инициативой. Ну, а я – только поддержала его.
Тут же поехали они с коллегой смотреть будущее жилье, даму сердца прихватили. Конечно, им понравилось! И, поскольку тут он был «главный», он быстренько принял решение «назло этому богатому» переехать. Что и было сделано. И получили вместо «окопов» оба мужика полноценную личную жизнь.
Также смотрите: