По моему наблюдению подростки, которые проявляют интерес к предпринимательству, самостоятельно находят учебные программы, на которых учат бизнес-мышлению. Это означает, что они в 14 лет формулируют собственный запрос на необходимые знания и навыки, изучают предложения рынка и делают выбор. В этом убеждает опыт нашего учебного проекта.
Значительную роль играет открытость и доступность источников информации. Ребята многое читают и быстро схватывают суть. Для этого им достаточно только небольших фрагментов, потому что они знают, где добирать необходимые знания. Мотивация получать дополнительную информацию у этого поколения подростков очень высокая.
То же самое происходит и в процессе обучения. Например, при создании проекта за советом и знаниями дети обращаются к сверстникам, потом – к преподавателям. Не скажу, что у родителей вообще не спрашивают, в конце концов психологическую поддержку семьи никто не сможет заменить, но профессиональные вещи современные дети обсуждают не с родителями. Различия между разными поколениями с каждым образовательным циклом становятся все более явными, и дети это хорошо чувствуют, но это не является потерей родительского авторитета.
Прежние установки не работают
Сегодня дети меняются в плане мотивации и ориентиров. У них высокая скорость реакции и восприятия информации, большая ориентированность на достижение успеха, сильнее развито критическое мышление. Дети видят суть образования совсем по-другому. Не у всех из них есть традиционная установка учиться в школе 10 лет, отсутствует уверенность, что школа или вуз способны обеспечить надежное будущее. Наоборот, они считают, что путевку в жизнь надо пробивать самостоятельно. Отсюда и более избирательный подход к образованию. Дети уже сейчас задумываются, как быть востребованными, как меняться в профессии.
Помогать друг другу
Меня искренне поражает, что дети становятся все более социально ответственными. Им не безразлично, что происходит вокруг. В моей последней образовательной группе количество благотворительных проектов, созданных учениками, составило 20%. Ребята обеспокоены экологией производства, взаимодействием с окружающими людьми, психологическим климатом и общественной справедливостью.
Например, мальчик столкнулся с травлей подростков на просторах сети. Он пришел к нам в класс с проектом платформы взаимопомощи подросткам, которые попали в такую же ситуацию, и готовы самостоятельно получить помощь онлайн. Это является более комфортным способом решения проблемы, ведь если тебя ведет мама к психологу – это сложный комплекс чувств и эмоций.
Вызов для взрослых
Как быть нам, взрослым, которые сопровождают их на этом процессе становления? Это очень серьезный вызов для каждого родителя и педагога. Мы должны стать настолько интересны своим детям, чтобы они сами захотели с нами общаться и быть друзьями. Взрослые не должны полностью адаптировать под себя детей, подгонять под социальные нормы, которые сформировали нас самих. Их нужно мотивировать по-другому: возможностями и интересом. Жизнь так быстро меняется, и часто наш опыт оказывается им уже не нужен. Давайте попробуем это признать и принять, что у наших детей мы тоже можем многому научиться.
Как быть с воспитанием?
Многие современные дисциплины в школьную программу сегодня не уместились. Чтобы готовиться к взрослой жизни, овладевать дизайн-мышлением, умением коммуницировать, навыкам предпринимательства и ведению проектной деятельности – помощи приходится искать у дополнительного образования.
Сегодня мы можем создавать зоны или особые среды, в которых детям комфортно расти и развиваться, изучать креативное мышление, предпринимательство, эмоциональный интеллект, адаптироваться к изменяющейся среде.
Еще мы можем помогать детям находить соратников и партнеров, близких по духу учителей и наставников. И если авторитетами для наших детей являются блогеры и спортсмены, предприниматели или рэп-исполнители, в наших силах этих людей позвать и показать им. Этим мы и должны заниматься.
Статья мне показалась несколько оптимистичной.
Не соглашусь с автором, что у современных детей более высокая скорость реакции и восприятия информации. Весь вопрос в качестве восприятия, да и скорость остаётся прежней. Сегодня время "клипового" мышления. Картинку увидел, а смысл не запомнил. Система образования дает о себе знать, ЕГЭ знаете ли... К тому же "дизайн мышление" с моей точки зрения, надутый выдуманный термин, а бизнес-мышление оно либо есть, ибо нет. Сколько угодно обучай, но бизнес это призвание
Цитата: "Еще мы можем помогать детям находить соратников и партнеров, близких по духу учителей и наставников. И если авторитетами для наших детей являются блогеры и спортсмены, предприниматели или рэп-исполнители, в наших силах этих людей позвать и показать им. Этим мы и должны заниматься" (конец цитаты).
По-моему, статью надо воспринимать как манифест некоей образовательной платформы, которая определила для себя стратегию выхода на подростковую аудиторию (см. выше). И в этом с коллегами можно не спорить - вполне себе путь.
Рассматривать статью как результат глубокого исследования феномена "отцы и дети" в разрезе дня - вряд ли стоит. Хотя, безусловно, в ней есть мысли, универсальные для всех времен и народов ("отцы" должны быть интересны "детям", "не надо адаптировать детей под свою гребенку" и пр.).
Но, к сожалению, многие утверждения в статье неоднозначны. Я, например, не уверена, что только сегодняшние дети не имеют "традиционную установку" на школу, радость от перспектив обучения в течение 10 лет и уверенность в том, что школа и вуз обеспечат их светлое будущее. Не хотим вспомнить всех "школяров" в исторической перспективе, начиная от античности? Те еще были оболтусы, и ничего, заложили нам основы философии, на которых стоим, и будут стоять все последующие поколения.
Молодежь, во все времена, прекрасна. И каждое новое поколение лучше предыдущего. Точка. Только выясняется это не "в моменте", а "после". А в моменте должно происходить максимальное взаимодействие поколений - и в семье, и в школе, и в бизнесе. Без барьеров и "специальных условий" для молодых, которые, якобы, отличаются от взрослых. Все проводимые в последние годы исследования развенчивают " теории об исключительности тех же "игреков". Они замечательно вырастают в "иксов", и все становится на круги своя.
Ежу понятно, что ребенок, который сначала научился искать инфо в И-нете, а уже потом - читать и писать, отличается от его дедушки, который освоил И-нет, чтобы угнаться за внуком. Но представление о хорошем и плохом у внука и дедушки вполне могут совпадать (неважно, где человека травят - на улице или в сетях; нормальные дед с внуком единым фронтом выступят против обидчиков).
Но поскольку на взрослых больше социальной ответственности, чем на молодежи, взрослым надо больше трудиться в пользу взаимодействия поколений. Чтобы находить "точки соприкосновения". Чем больше точек, тем шире общепоколенческая территория.
Святую простоту увидел я в тексте статье этой. Ну как можно объединить бизнес и социальную ответственность. Бизнес - это всегда конкуренция, которая зачастую противоречит какой-либо социальной ответственности. Да и какие еще блоггеры и рэпперы в качестве авторитета? Прекрасно ясен порыв автора о надежде на "лучшее", но придется просто работать, много работать, очень много работать. И будет не до каких-то высоких материй... Зоны "комфортного роста и развития" были лет 30 назад доступны всем, а нынешние доступны немногим...
Ирония судьбы. Взрослые, которые этому сами не обучались в школе должны научить этому детей по методичкам американских психологов. Школа - это не инкубатор стартапов и не конвейер будущих олигархов. У школы совсем иная функция - мировоззренческая, нравственного становления личности, а не капиталистического барыги. И использовать юношеский максимализм, взлет мысли, дерзость сомнения и попытки самоутверждения в каких-либо коммерческих целях - кощунственно и убого!
Хорошо сказано, присоединясь полностью!
Вообще-то тренд сменился. Судя по соцопросам, все больше детей не планируют заниматься СОБСТВЕННЫМ бизнесом, а хотят стать чиновниками и присосаться к какой-нибудь ГОСУДАРСТВЕННОЙ кормушке...
Мой ребёнок в 6 лет придумал бизнес-план. Хочет быть собственником, наймет директора. Идея классная. В России я с таким еще не встречалась. Учит иностранный язык с удовольствием, ведь надо будет по Европе поездить, опыта поднабраться... Обсуждаем с ним название, как будем раскручивать, где построим здание, чтобы была и транспортная доступность, и обширные площади. Какие будут инновации, в чем преимущество, кто наши потенциальные конкуренты. 1 раз в неделю будет работать писателем или вести канал. В плане и сопутствующий благотворительный проект. У меня в таком возрасте идей таких не было. Все очень по взрослому.
Моя племянница, 9 лет, хочет стать детским хирургом, получить Нобелевскую премию за таблетку от старости.
Думаю, идею присосаться к государственной кормушке внушают детям окружающие взрослые. Чтобы все дети хотели перекладывать бумажки, подчиняться четким инструкциям госслужбы и воровать? Ну уж нет: это совсем не детская мечта.
Отличные примеры.
Но есть несколько маленьких вопросов: