Одна из самых неприятных бесед, которые сотруднице приходится вести на рабочем месте – это разговор, в котором вы сообщаете начальству о своей беременности. Ход такого разговора не регулируется никакими нормами, и все же на этот счет существует множество неписанных правил плюс немало противоречивых советов от семьи, друзей и коллег.
В зависимости от того, где вы работаете, может возникнуть потребность обсудить потенциальные риски (например, вредные условия производства), или вопрос особых условий труда в связи с беременностью.
Тема содержит в себе массу «подводных камней», поскольку касается и организационных вопросов, и медицинской неопределенности, и потому такой разговор приносит массу дискомфорта женщинам во всех отраслях экономики.
Кристен Джонс, доцент кафедры менеджмента в Университете Мемфиса, утверждает, что, согласно исследованиям, сообщение о беременности на раннем сроке может значительно укрепить репутацию женщины на рабочем месте. Если сотрудница долго скрывает свое положение и окружающие начинают сами о нем подозревать, они могут счесть ее замкнутой и неискренней. Если же она делится с коллегами раньше, они видят ее в более дружественном свете.
«Это усиливает доверие, способствует прозрачности; это представляет вас более честными, – продолжает Джонс. – Боссы и коллеги как будто говорят: «О, так ты нам доверяешь! Ты не обязана была говорить мне об этом, ты могла бы и промолчать – ведь твоя фигура еще не изменилась».
Однако почти 80% выкидышей происходят в первом триместре, поэтому многие женщины предпочитают молчать до 13-й недели беременности.
Кэти, маркетолог, которая попросила не называть ее фамилию, говорит, что у нее случился выкидыш до истечения первых восьми недель. К тому времени ее сотрудники еще не знали о ее беременности, и потому, когда Кэти позвонила менеджеру с просьбой дать ей несколько выходных для восстановления, он ответил без сочувствия, на которое она рассчитывала.
«Я буквально истекала кровью и плакала в ванной от безумной боли, а он ответил: «Ты можешь работать из дома, ведь ты нам нужна», – рассказывает она. – Я не сообщила ему, что у меня выкидыш. Возможно, прояви я больше открытости и честности, все было бы иначе».
Решение открыться также зависит от индивидуального комфорта и личных отношений между руководством и сотрудницей, говорит Мередит Бодгас, главный редактор журнала Working Mother Magazine. «Если вы считаете, что вам трудно будет рассказать о выкидыше – который, увы, еще может случиться, – то, вероятно, стоит подождать до 13-14 недель, – добавляет она. – Но если ваши отношения с менеджером комфортные и доверительные, то вы можете сразу поставить его в известность».
Бодгас отмечает, что слишком многие женщины нервничают, пытаясь выбрать «идеальную линию поведения». Когда она впервые пришла рассказать менеджеру о своей беременности, она начала разговор прямо с этой большой новости: «Я беременна, срок 10 недель».
«Моя стратегия – сразу расставлять все точки над i, – говорит она. – Cкажите прямо то, что они должны знать. Не стоит ходить вокруг да около: «Видите ли, я всерьез ценю эту работу...» Это заставляет руководителей нервничать, задаваясь вопросом, куда ты уходишь».
У некоторых женщин возникает соблазн обсудить эту тему по телефону или электронной почте, но Бодгас рекомендует личную встречу. Это дает человеку время отреагировать и снижает вероятность недоразумений. «Если ваш начальник обычно без понимания относится к предстоящим изменениям в работе коллектива, то личная встреча защитит вас, поможет верно истолковать его мимику и жесты, должным образом оценить его реакцию, – говорит она. – Кроме того, если вы сидите прямо через стол от него, он с меньшей вероятностью сделает что-нибудь, что вам не понравится. Он будет следить за тем, чтобы отреагировать адекватно, поздравить вас. В этом случае маловероятно, что он заставит беременную женщину плохо себя чувствовать».
Эшли Уомбл, специалист по некоммерческому продвижению и директор по связям с общественностью, вместе со своим боссом разработала план действий на время своего отсутствия. Поскольку ее коллектив был небольшим, а сама она относительно недавно работала в компании, она хотела пообещать менеджеру, что в случае необходимости сможет быть доступна для решения экстремальных вопросов. «Мне известно, какую трудность для работодателя представляет длительное отсутствие сотрудника, – признается она. – Я работаю в некоммерческой организации, и там каждому работнику приходится делать все сразу. Я «ношу много шляп». Я знала, что моим коллегам будет трудно, когда я буду в декрете».
Джей Старкман, генеральный директор Engage PEO (компания специализируется на аутсорсинге персонала для малого и среднего бизнеса), рекомендует руководителям по своей инициативе общаться с беременной сотрудницей как до, так и во время декретного отпуска. По пути они могут помочь ей запланировать, когда (и как) она вернется к работе. «Возвращение – событие эмоциональное, – поясняет он. – Хороший работодатель должен понимать, как в связи с этим чувствует себя сотрудница».
Уомбл полагает, что такие активные разговоры могут открыть важный путь для общения между сотрудницей и работодателем: «Я думаю, что об этом незаслуженно мало говорят. Очевидно, что подавляющее большинство матерей в нашей стране работают, поэтому им нужен отпуск. Мы признаем необходимость декретного отпуска, и, конечно, он существует; однако обсуждение этой темы все еще вызывает неловкость».
Источник: Джулия Карпентер, CNN Business, перевела с английского Елена Леонтьева.
Фото: pixabay
А если работница от начальника беременна, эксперты знают, как ему об этом сообщать?)