Как спланировать новый карьерный виток

На современном рынке труда появляется много новых профессиональных специализаций. Обращаю внимание читателя: не только сфер деятельности, а именно узких специализаций, которые оформляются во вполне самостоятельные должности внутри компаний. Например, раньше HR-отделы приглашали кандидатов на позицию маркетолога. Сейчас – на позиции таргетолога, трафик-менеджера, SEO-специалиста, SMM-менеджера. И это далеко не полный перечень наименований должностей. Соответственно и требования изменились: от широкого запроса «разработать маркетинговую акцию» до «размещать таргетированную рекламу на площадке Facebook». Но кандидаты продолжают искать работу маркетологом и убеждать в том, что любой узкий маркетинговый функционал они обязательно быстро освоят.

Я хочу на реальных примерах из практики подбора персонала и карьерного консультирования рассказать, насколько важно при планировании нового этапа карьеры владеть знаниями о рынке труда, мониторить описание вакансий от топ-работодателей. И дам рекомендацию, как сделать новый карьерный виток успешным.

Начну с истории Марии. Ей 31, она уже семь лет работает специалистом архива и приняла решение стать дизайнером. Помните, я обращала внимание на то, что есть направления и есть специализации? Профессия дизайнера осталась на рынке труда, как название и сфера деятельности. Но на мой вопрос, каким именно дизайнером она хочет стать, наша героиня затруднилась с ответом.

После сорока минут нашей совместной работы у Марии в блокноте появился целый список специализаций, о некоторых из них она слышала в первый раз: дизайнер интерьера, дизайнер сайта, дизайнер открытых пространств… Если бы мы открыли на работных сайтах еще больше вакансий с заголовком «Дизайнер», боюсь одной страницы блокнота нам бы не хватило. Мария, мягко говоря, расстроилась от того, насколько она оказалась не готова к реальному рынку труда.

Второй наш герой запланировал карьерное повышение. Для этого он принял решение покинуть действующую компанию. Встретилась я с ним во время собеседования на позицию «Региональный директор». В его резюме были перечислены стандартные навыки: постановка задач, мотивация и контроль работы команд, контроль бюджета… А споткнулся он на вопросе о проектном управлении. И все бы ничего: допускаю, у него не было такого опыта. Самое печальное: в 37 лет у этого кандидата не было ни представления, ни знания, ни одной книжки в голове о проектном управлении. А этот навык уже не первый год стоит в требованиях ряда управленческих вакансий.

Эти кандидаты оказались не готовы двигаться в направлении, которое сами выбрали. Есть и такие соискатели, которые планируют переход на работу «поспокойнее» в отдел документооборота, и не понимает, что электронные системы документооборота рано или поздно вытеснят таких сотрудников. Такая вакансия бесперспективна!

Все это индивидуальные, но повторяющиеся истории. Поэтому дам пять рекомендаций, выполнить которые будет не так легко, но полезно. Они позволят увидеть и частично снять риск внезапной остановки на пути профессионального роста.

Перед тем, как совершать резкие действия – увольняться, записываться на собеседование – внимательно проанализируйте выбранное новое направление, задав пять вопросов.

  • Что позволяет говорить, что выбранная специализация и сфера останутся и укрепятся на рынке труда? Найдите аргументы.
  • Какие уже заметные тренды усилят востребованность выбранной специализации? Найдите конкретные примеры.
  • Какие рыночные ограничения могут создать препятствия сейчас, через год, через три года? Включите всю свою фантазию и поищите подтверждения в реальной практике.
  • Какой личный опыт вселяет уверенность, что вы справитесь с обязанностями в новой должности, по новой специальности? Сравните этот набор с требованиями к кандидатам в описании вакансий.
  • Какие свойства характера могут осложнить карьеру и успешность на новом этапе? Проанализируйте, как минимизируете риск, и подумайте, что скажете работодателю, услышав аналогичный вопрос.

Всю проделанную работу обязательно зафиксируйте, обсудите с консультантом по карьерному развитию, HR-специалистом и после этого перестройте план своего дальнейшего развития. Если вы выполните все рекомендации и внимательно проанализируете выбранное направление, ответы могут вас:

  • вовремя удержать от перехода на другую работу;
  • изменить мнение о выборе сферы и должности;
  • убедить, что надо продолжать двигаться в выбранном направлении.

Я вас уверяю: вы можете прийти к любому из этих выводов. И любой будет полезным, чтобы спланировать развитие карьеры без рисков или с минимальными рисками.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Москва

Александра, добрый день.

Говоря о планировании карьеры, практически 100% HRов обращаются к молодому кандидату. Наверное, все хорошо понимают, что за небольшим исключением (в основном, на ТОП-овые или специфические позиции) кандидатов старше 40...45 лет уже мало кто из современных работодателей рассматривает. Почему бы Вам не описать алгоритм действий для этих кандидатов, ведь именно они обладают максимальным опытом и практическими знаниями, позволяющими работать на ступень-две выше существующей позиции, но не имеют такой возможности в силу негласной установки большинства работодателей на ограничения по возрасту((

Кстати, знаете, как легко определить свои карьерные возможности в той или иной компании? Просто посмотрите на её сотрудников... и вы поймете, как долго вы сможете в ней проработать! С некоторых пор, я больше доверяю компаниям, где работают разновозрастные сотрудники, где проводили на пенсию не одного и не двух ветеранов, где люди с ограниченными физическими возможностями - обычное явление...

Сделайте доброе дело, Александра!?

Адм. директор, Санкт-Петербург
Константин Столяров пишет:
С некоторых пор, я больше доверяю компаниям, где работают разновозрастные сотрудники

Опыт - сын ошибок трудных...

А тем более опыт кандидатов старше 40-45!

С учётом надвигающегося повышения пенсионного возраста - HR-ам предстоит много работы по трудоустройству зрелых и перезрелых кандидатов!

Советы в общем-то классические...

Олег Анцев +639 Олег Анцев Руководитель проекта, Пенза
Константин Столяров пишет:
Почему бы Вам не описать алгоритм действий для этих кандидатов, ведь именно они обладают максимальным опытом и практическими знаниями, позволяющими работать на ступень-две выше существующей позиции, но не имеют такой возможности в силу негласной установки большинства работодателей

Константин, от Вас хороший посыл. Тут только одно - говорят что сытое брюхо к учениям глухо. Я про то, что даже способный HR не пробьет эту стену - какой заказ будет у "работодателя"(словечко идиотское), такой и будут выполнять. Там где корона за потолок задевает (а таких"дателей" 99%), будут петь под их дуду - иначе "а за что я плачу деньги", и "не нравится увльняйтесь, очередь выстроена из желающих". HR ничуть не отличается от обычного "винтика".

Системные изменения могут начать происходить при достижении некоей критической массы. При этом должна возникнуть ситуация "верхи не могут, и низы не хотят". Пока верхи все устраивает. Масса низов стремится к увеличению, например осенью на hh.ru было 27 млн.резюме, сейчас уже почти 35 млн. Верхи очень все устраивает, т.к. можно снижать планки зарплат - до бесконечности. Пацаненок с серьгой в ухе, у которого папа чиновник, помогший ему открыть бизнес, говорил кадровичке, что вообще можно не платить , и ОНИ будут работать. ОНИ - это инженеры. Так что надежд нет на изменения. Это допотопный феодальный капитализм. За 45 только в охранники, если кто сможет, и если говорить о найме. Пусть ты хоть трижды умудренный опытом.

Оказалось чушью то, что в нас воспитывали мамы и бабушки - учись , работай честно, не гонись за деньгами, тебя увидят,заметят, дадут больше возможностей. Молодые, кто это читает - если талант есть - уезжайте на фиг отсюда, никогда в России вы не станете профессионалами. Потому что чтобы стать специалистом, это надо долго растить в себе. Вырастите - и все, после 45 лет будете в одном месте. Инженеры - уезжайте пока молодые. Здесь вы будете метаться между призванием и безденежьем, между шараханьем каждые 5 лет в экономике и своими требованиями роста, между оборонкой и торговлей помидорами после очередного пшика от государства.

Аналитик, Москва
Олег Анцев пишет:
вообще можно не платить , и ОНИ будут работать. ОНИ - это инженеры.

инженеГры

Олег Анцев +639 Олег Анцев Руководитель проекта, Пенза
Константин Комшуков пишет:

инженеГры

очень точно подмечено.

Начальник участка, Москва

Коллеги, спасибо, что поддержали тему!

Сейчас от HR много статей на темы, актуальность которых сомнительна, не говоря уж о практическом применении... Даже создается впечатление, что для авторов важен сам факт наличия публикации на ресурсе, а не решение конкретных проблем конкретных людей! Это грустно!

С повышением пенсионного возраста при сохранении действующей системы подбора кадров мы окажемся на краю социальной катастрофы, и сейчас я не вижу способов её предотвратить.

Бежать из страны - удел слабых (это во мне социалистическое воспитание наружу рвется))). Думаю, что сам, кардинально изменив свою жизнь в возрасте "за 45", не останусь "у разбитого корыта" и в 55, и в 65... Но такие "приспособленцы" - далеко не все! Нахрена нам тогда такое государство, которое видит в людях только налогоплательщиков, не заботясь о том, с чего они эти налоги будут платить?

Вот и Александра не отвечает((

Олег Анцев +639 Олег Анцев Руководитель проекта, Пенза
Константин Столяров пишет:
Бежать из страны - удел слабых

Вот только с этим не согласен. Если способен настроить жизнь в любой точке мира - это как раз удел сильных.

Олег Анцев +639 Олег Анцев Руководитель проекта, Пенза

Статьи писать - мастаки хаэры. И вакансии составлять тоже.

На фоне дикого паденья,

развала полного страны,

надменные "творят" творенья,

как будто съели белены .


Случайно ткнул в первую попавшуюся вакансию, вот такая "красота":

Обязанности:

  1. Организация автотранспортной составляющей производства:

- составление и ведение бюджета;

- подбор, обучение и оптимизация персонала;

- обеспечение обслуживания клиентов согласно подписанным договорам;

- контроль качества обслуживания клиентов, решение проблемных ситуаций;

- оптимизация рабочих процессов и затрат;

- ведение отчетности по топливу.

  1. Организация прачечной части производства

- составление и ведение бюджета;

- подбор, обучение и оптимизация персонала;

- обеспечение и контроль качества работы;

- обеспечение производства необходимыми запасами хоз. Средств и ТМЦ;

- оптимизация рабочих процессов и затрат.

  1. Контроль складского учета

- ежедневный контроль складского учета;

- ежемесячная инвентаризация;

- обеспечение бесперебойного поступления новых ТМЦ.

  1. Организация общехозяйственных работ по производству (уборка, работоспособность инженерных систем, безопасность и т.д.).
  2. Обеспечение и контроль техники безопасности, пожарной безопасности.

Требования:

Прежде всего мы ищем кандидата требовательного к себе, готового работать в режиме многозадачности, не боящегося и умеющего выполнять задачи самостоятельно.

  1. Высшее образование
  2. Знание 1С, Outlook, Office
  3. Знание первичных бухгалтерских документов
  4. Опыт работы на руководящей должности обязателен
  5. Опыт работ с АТП или логистикой обязателен

Условия:

  1. На испытательный срок Оклад 40 000 + премиальная часть 5 000, после испытательного срока Оклад 50 000 + премиальная часть 10 000
  2. График работы: ненормированный рабочий день
  3. Оформление согласно ТК РФ
  4. Испытательный срок 3 месяца

Никто не хочет в подобном поработать? Требовательность к себе выработать, за сорокет? И всё в одном пункте - 1. ...А ведь тоже наверняка статьи пишет.

Начальник участка, Москва
Олег Анцев пишет:
Константин Столяров пишет:
Бежать из страны - удел слабых
Вот только с этим не согласен. Если способен настроить жизнь в любой точке мира - это как раз удел сильных.

Ну, если смотреть с этой стороны, то - да!

...а пример вакансии - чУдный! Мне кажется на фоне общего обнищания основной массы населения, сейчас аппетиты работодателей будут расти еще больше, а зарплата - падать. Радует только то, что "HR", как прослойка между собственниками и наемным персоналом, постепеннон вымывается, передавая свои функции линейному менеджменту и разного рода автоматизированным системам подбора.

Нет худа без добра!))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.