Что теряет специалист, избегая публичности

Нужно ли специалисту (менеджеру или технарю) заниматься самопродвижением? О личном бренде сейчас говорят со всех сторон. Едва ли не каждый гуру маркетинга и брендинга уже успел отметиться публикацией или книгой по теме, как превратить себя в бренд. Агентство Grayling, журнал Inc называют силу личного бренда одним из главных коммуникационных трендов 2017 года.

Но у этого тренда, как водится, существует и обратная сторона. Под соусом «личного бренда» подается масса малосодержательных, отнимающих время и деньги тренингов, мастер-классов. В почту и браузер сыплются сотни рекламных предложений. В том же Facebook в популярном сообществе для IT-специалистов и предпринимателей доля постов о самопиаре составляет чуть ли не треть. Это отрицательный эффект «перегрева». Некачественный подход к самопродвижению и тренеры-теоретики создают вокруг этой темы репутацию «развода», очередного инфобизнеса, с которым нормальному IT-специалисту лучше не иметь дела. А это усугубляет без того легкомысленное отношение к продвижению себя, которое сложилось у большой части квалифицированных технических профессионалов. Еще со времен СССР такого рода деятельность считается потерей времени и уходом от насущных задач.

Что же делать технарю с «личным брендом»?

  • Ничего не делать, точнее, не развивать его целенаправленно. Это легко, но тогда упускаются ощутимые плюсы, о которых будет сказано дальше.
  • Идти в кильватере своей компании и размещать публикации / комментарии в ее блоге, например, на том же Хабре. Отличный вариант, но сам специалист может остаться незамеченным в тени корпоративного бренда.
  • Целенаправленно заниматься самопродвижением. Но как раз этот вариант, при его очевидности, многим кажется тернистым или бесполезным.

Мы спросили у своих коллег и знакомых из технической среды, почему они не пишут статьи, не выступают на конференциях? Мотивы оказались разными, но совсем не «железобетонными».

Корпоративные мотивы:

  • Ожидаемое сопротивление работодателя. Специалист думает, что его шаги по пути самопродвижения будут восприниматься руководством как нарушение корпоративной этики и завуалированный поиск новых предложений, а, значит, – как намек на повышение зарплаты.
  • Ухудшение отношений с коллегами, которые могут счесть самопродвижение признаком выскочки, и с непосредственным руководителем, у которого могут возникнуть подозрения, что подчиненный собирается его подсидеть.

Однако, на наш взгляд, самопродвижение специалиста выгодно и ему самому, и компании, в которой он работает. В ситуации, когда компания не занимается регулярным маркетингом, профессионал сильнее продвигает корпоративный бренд, чем сам продвигается за счет его силы. Расширяя собственную известность, специалист тем самым увеличивает количество обращений в свою компанию, улучшает ее имидж, снижает у клиентов эффект послепокупочного синдрома (сомнения в правильности выбора поставщика). На открытом информированном рынке он сформирует у потенциального покупателя адекватные ожидания о сотрудничестве с брендом. Конфликт интересов между сотрудником, продвигающем себя, и его работодателем отсутствует, хотя может возникнуть взаимная неудовлетворенность результатом. Даже когда специалист с хорошим имиджем приносит компании заказы и участвует в формировании прибыли, может сложиться неустойчивое равновесие, недостаточная удовлетворенность текущим состоянием дел у разных сторон.

Личностные и экономические мотивы:

  • У человека низкая самооценка, хотя по факту это мегаспец. Он уже раньше пробовал что-то публиковать в интернете, но не получил ожидаемой реакции. Даже напротив: покусали комментаторы. И поэтому «чур меня».
  • Это может быть просто неуверенность в целесообразности публичности. Специалист может обладать подходящими для строительства личного бренда качествами и иметь положительный опыт самопродвижения, но ощущать при этом, что находится у потолка своей компетентности («А хочу ли я этого? У меня и так достаточно заказов, я вынужден отказывать»).
  • Это может быть интроверт, испытывающий страх даже при одной мысли, что он должен выставить на всеобщее обозрение свои мысли и опыт. Усилия, необходимые для преодоления этого препятствия, могут оцениваться им как слишком затратные или даже невозможные. А предполагаемое улучшение дохода на 10-20-30% не рассматривается как достойная компенсация психологических усилий.

Приведем несколько аргументов, чтобы рассеять и эти сомнения. Рост заработка на 10-20%, возможно, недостаточная компенсация предстоящего стресса от публичности. А сто, двести или триста процентов? А если, чтобы увеличить доход на 10-20-30% вам вообще не придется испытывать дискомфорта? Можно ведь лишь немного повысить публичность, осуществив действия, которые вообще не увеличат (или незначительно увеличат) ваше общение с людьми.

Может быть, вы так сильно загружены работой, что даже отказываете новым людям и компаниям, которые к вам обращаются? Позволим себе предположить, что они вам не интересны в первую очередь потому, что не предполагают существенного увеличения прайса на ваши услуги. Вы уже хорошо известны в «определенных кругах». Но для того, чтобы стоить дороже, нужно получить известность в новых «неопределенных кругах»...

Вы уже пробовали увеличить свою публичность, но результат вас разочаровал? Если это было несколько лет назад, то за это время ваши компетенции сильно развились. За десять лет можно стать специалистом даже «с нуля». Кроме профессионального, вы наверняка приобрели богатый жизненный опыт. И еще, важно! Вы можете предпринять очередную попытку в компании опытных профессионалов. Как во всем остальном, главное в самопродвижении – это принятие решения и регулярные целенаправленные действия по его реализации.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

День добрый!

Как нужно заявить о себе, что бы на вас обратили внимание и проявили интерес в процессе самопродвижения?

Менеджер, Санкт-Петербург

Самая доступная площадка - интернет. Для начала нужно выполнить несколько банальных действий:

- обзавестись аккаунтами в соцсетях (вконтакте, фейсбук),

- зарегистрироваться на популярных профессиональных площадках (e-xecutive.ru в их числе),

- зарегистрироваться на профессиональных форумах,

- вам пригодится блог, это может быть ЖЖ,

- наличие собственного сайта будет плюсом.

И конечно - писать, писать, писать.

Дело в том, что известность в интернете приобретается в первую очередь благодаря текстам. Пресловутый контент. Часто профессионалы в специфичных вопросах не чувствуют в себе писательского таланта, поэтому можно/нужно начать с участия в обсуждениях, в форумах, или в комментариях статей (с чем я, кстати, Вас и поздравляю). Дальше - больше, и как говорится "дело пойдет".

Мне вот повезло с коллегой, я здесь благодаря Борису Ишкину.

Генеральный директор, Украина

Статья интересная, но в ней не указана целевая аудитория.

Самопродвижение (или проще PR) действительно нужны людям из шоу - бизнеса, художникам, политикам, бизнес - тренерам, аудиторам, бизнес - консультантам, адвокатам, и другим лицам, которым известность помогает зарабатывать деньги. А для подавляющего большинства наемных сотрудников это пустая трата времени или поднятие собственной самооценки. Единственное исключение - это подготовка к переходу в категорию лиц, которые перечислены вначале.

P.S. Ответ на заголовок статьи "Что теряет специалист, избегая публичности" - не теряет, а приобретает драгоценное свободное время. Наемному сотруднику 95% свободного времени лучше потратить на повышение собственных компетенций, здоровье, семью и хобби. А 5% можно и на цели, указанные в статье (это не приоритетная задача). Вначале нужно стать высокопрофессиональным специалистом, а уж потом заниматься пиаром. А у нас большинство начинают делают ставку на пиар до того, как стали проффи. Поэтому мы и вынуждены читать много бреда в интернете.

Менеджер, Санкт-Петербург

Здравствуйте, Юрий.

Спасибо, за ваши замечания. К сожалению, текст действительно грешит пробелами. Но при подготовке, эти (и многие другие) вопросы мы с Борисом обсуждали. Многое сократили посчитав очевидным. Я постараюсь дополнить здесь в комментариях, может быть не "в один присест". Надеюсь и коллега поучаствует.

Начну с того, что Вы абсолютно правы в последовательности: профессионал - известность. То есть целевая аудитория - настоящие профессионалы своего дела. Мы при подготовке материалов все время крутимся в треугольнике терминов профессионал-специалист-менеджер, стараемся показать, что менеджер - это управленец, специалист - это человек "прикладной" профессии, а профессионал - статус отражающий две характеристики. Первая характеристика профессионала - человек зарабатывает указанной специальностью, практикует, вторая - имеет высокую компетентность (знания, умения, навыки). По некоторым распространенным оценкам это 10 тысяч часов или 10 лет. Возможно если заменить в названии статьи "специалист" на "профессионал" целевая аудитория станет более ясной.

Но не все так просто, тут я хочу подчеркнуть, что в статье мы "специалиста" и "менеджера" как бы объединили. В первом же вопросе указали "(менеджеру или технарю)", возможно получилась трансляция самоощущения. Работаем в IT и постоянно приходится управлять техническими вопросами или инженерным коллективом. И именно поэтому я с Вами не согласен в том, что самопродвижение нужно только людям из шоу-бизнеса. Понятно, что им оно крайне необходимо, это их качественная характеристика. А вот с программистом - не очевидно. И мы стали изучать наших коллег и знакомых. И увидели, что при системном подходе специалист начинает получать бонусы от своей известности (публичности). Есть яркий пример - фриланс, в инете масса материалов в стиле "сначала фрилансер работает на имя, потом имя работает на фрилансера". В общем все банально.

А как же считает наемный сотрудник? Именно так как Вы написали - "это пустая трата времени или поднятие собственной самооценки". Вот с этими утверждениями мы и хотим "поработать". Например: профессионал с заниженной самооценкой не отстаивает правильные решения, а мог бы фирме принести больше денег. Профессионал не публикующий свои наработки перестает расти, так как его знания не подвергаются внешней оценке, он начинает скатываться к состоянию "сельской учительницы". И так далее.

Директор по продажам, Москва

Привет всем.

Считаю, что для начала не только необходимо быть специалистом и каким то специалистом теоретиком, а именно специалистом практиком. Более того, необходимо заниматься бизнесом. И не просто быть наемным сотрудником (даже если и очень высокооплачиваемым), а иметь параллельный свой бизнес или несколько (пусть даже и не очень большие), но со стабильным и возрастающим доходом месяца от месяца.

По моему мнению, это необходимо для того, что бы никогда и ни от кого не зависеть. Ни материально, ни в процессах какого либо мнения или суждения.

Само-пиаром никогда не занимался, да и просто не вижу в этом абсолютно никакого смысла. Соглашусь с Юрием Петровым, что пиар наверное необходим - людям из шоу - бизнеса, художникам, политикам, бизнес - тренерам, аудиторам, бизнес - консультантам, адвокатам, и другим лицам, которым известность помогает зарабатывать деньги.

Другим самодостаточным специалистам это не нужно. На них отлично работает сарафанное радио. А это эффективнее любого само-пиара, абсолютно бесплатно, для и в доходах отбоя не будет. Проверено на себе. И ни секунды об этом не жалею.

Небольшая ремарка - один мой знакомый (по понятным причинам не называю его имени) занимался само-пиаром достаточно долго. Получилось. Но проблема в том, что он всегда был наемным работником (да и действительно ценным специалистом с отличным заработком), но к сожалению не был ничем подстрахованным. Здесь я имею в виду - материальную сторону (подчеркну - именно стабильно финансово). А как мы все понимаем - сколько людей столько и мнений. И в итоге ему не раз приходилось чуть ли не оправдываться, а в некоторых случаях и оправдываться за свои суждения и высказывания перед своими подписчиками, да и просто оппонентами кто давал комментарии под его работами и т.д. В итоге, он потерял даже работу.....

Далее, он удалил все свои бесчисленные аккаунты во всех соц.сетях и стал работать на себя. А так уже продолжается ни один год. И забыл про любой свой пиар как страшный сон.

ИТОГ: Ничего специалист не теряет. Просто делайте свою работу на отлично, зарабатывайте и никакой и никогда пиар Вам будет не нужен. Кому необходимо, Вас и так найдут или на Вас выйдут. Сами всегда предложат интересные проекты. Вам останется только рассматривать и принимать в работу самые интересные и перспективные. И если договоритесь и интересы совпадут, то будите работать и будите узнаваемы без PR.

Спасибо.

Директор по развитию, Москва

Привет! Для It специалиста не нужно самопродвижение, оно нужно творческим личностям, которые готовы выступать публично, держать аудиторию, человеку, который вступил на путь самопродвижения должно быть это интересно, должно быть интересно общаться и коммуницировать с людьми, он должен быть безмерно талантлив, нужно сильно любить людей и жизнь, быть интересным, уметь заинтересовать любого, обладать энергетикой.

Руководитель группы, Москва
Юрий Корнилов пишет:
я с Вами не согласен в том, что самопродвижение нужно только людям из шоу-бизнеса

У меня есть два знакомых педагога, которые не работают в школе, а зарабатывают исключительно репетиторством. Одна - репетитор по математике, другой - репетитор по английскому.

Репетитор по английскому ведет аккаунты на темы английского языка в соцсетях и на ютубе.

Репетитор по математике не могла сначала понять, зачем ему это надо: если для своего удовольствия, то неужели у него столько свободного времени, чтобы вести многочисленные аккаунты? А если для привлечения клиентов - то разве есть в этом необходимость? У нее и без единого аккаунта клиентов на уроки по математике столько, что уроками занята вся рабочая неделя с пн по вс с сентября по май. Достаточно было зарегистироваться на нескольких специальных сайтах для репетиторов.

После более глубокого анализа ситуации стало очевидно, что у репетиторов по математике и по английскому языку разная конкуренция. На город, в котором живут эти репетиторы, приходится 70 репетиторов по математике и свыше 200 репетиторов по английскому.

Имхо, активное самопродвижение нужно специалистам, работающим в атмосфере высокой конкуренции.

Юрий Корнилов пишет:
Профессионал не публикующий свои наработки перестает расти, так как его знания не подвергаются внешней оценке, он начинает скатываться к состоянию "сельской учительницы

Почему? Я работала врачом, и у меня было много вполне грамотных коллег. Из них одни любили публиковать в журналах интересные клинические случаи, а другие просто пообсуждают в ординаторской с тремя коллегами и не заморачивались публикациями. А профессиональный уровень был одинаковым.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.