Первый день руководителя

Назначение. Вы так долго его ждали. И вот оно произошло! В голове куча вопросов: «Как воспримут бывшие коллеги вас в новом качестве?», «Как оправдать доверие начальства?», «Как построить работу так, чтобы следующая карьерная ступенька стала доступна?». В этой статье вы найдете несколько практических рекомендаций для тех, кто вырос в собственном коллективе и стал руководителем.

Первое, что вам нужно запомнить – все изменилось. Той системы отношений, к которой вы привыкли, больше не существует. Отношения нужно выстраивать заново.

Еще нужно понять, что относиться так, как раньше, к вам уже не будут. Нужно смириться с тем, что руководитель всегда, хотя бы чуточку, но гад. Даже самый хороший. Даже самый душевный. Хотя бы потому, что теперь ваша главная задача – сделать так, чтобы работали другие люди. И если вы проявите слишком много душевности, то люди сядут вам на шею и заставят выполнять свою работу, а если будете слишком строги, то демотивируете коллектив и снизите его эффективность. Ну и сама ситуация вашего назначения наверняка кому-то действует на нервы.

Откуда я все это взял? А вы попробуйте найти человека, который ни разу не обсуждал никого в курилках. Или сотрудника, а еще лучше, руководителя, которого ни разу не обсуждали в курилке. Исключения, конечно, случаются, но они больше подтверждают это правило, чем опровергают. И вряд ли вы станете исключением. В любом случае вас будут обсуждать в курилках. И далеко не всегда в позитивном ключе. Позитив нужно заработать. Поэтому все отношения нужно выстраивать заново. Какие именно и как – постараюсь описать дальше.

Ваш руководитель

Наверняка, руководитель, который назначил вас или пробил ваше назначение, питает некие надежды в отношении вас. И очень хорошо, если вы знаете – какие именно. В любом случае будет полезно еще раз подтвердить, чего от вас ожидают и почему именно вас выбрали для этой работы. Спросите об этом прямо.

Конечно, далеко не с каждым руководителем можно поговорить открыто и получить полноценное описание ваших целей. Но попытка того стоит. Сразу после назначения у вас есть пусть небольшая, но фора. Потому что именно сейчас можно и нужно задавать глупые вопросы. Все можно списать на нервы, переживания... Так что первая ваша задача в качестве руководителя – получить максимум информации о требованиях к вам и рабочих целях.

Ваши новые подчиненные

Наверняка, среди них есть люди, с которыми вы общались и даже дружили. Постарайтесь построить с ними новые отношения. Ведь они тоже питают определенные надежды, связанные с вашим назначением. Например, более лояльное к себе отношение, послабления... Помните: то, что среди равных называется приятельскими отношениями, между руководителем и подчиненными называется панибратство и приводит к очень печальным последствиям. Есть распространенное мнение, что «власть портит людей». Оно складывается из-за того, что руководитель вынужден иногда принимать непопулярные решения. И когда в зону действия этих решений попадают те, кто считал себя другом или приятелем такого руководителя, они сразу же переносят рабочие вопросы в плоскость личных отношений. В нашей культуре разграничение рабочих и личных отношений не работает. У американцев иногда получается, но тоже не всегда.

Как смягчить изменение вашего статуса для таких людей? В первую очередь, обязательно с ними переговорите. Лучше приватно. Смысл разговора должен сводиться к тому, что вы не хотели бы, чтобы ваши шаги в ближайшее время были истолкованы, как изменение личного отношения, но вы будете вынуждены относиться ко всем одинаково и судить о людях только по рабочим результатам. Не думайте, что такой разговор дается легко. Поэтому, если вам не нужны сложности, оставайтесь исполнителями.

Недоброжелатели

Другая важная категория сотрудников – это ваши недоброжелатели и люди, относившиеся к вам нейтрально до сих пор. От них можно ждать как откровенного саботажа, так и «холодной войны». Одна из самых больших ошибок новых руководителей заключается в том, что они начинают заигрывать с этими людьми, боясь, что те подорвут рабочий процесс, а вместе с ним и доверие руководства к новому менеджеру. Не стоит этого делать. Потому что они сразу же примут стремление наладить контакт за вашу слабость и начнут переваливать свою работу на вас. Чтобы обезопасить себя, научитесь ставить задачи таким образом, чтобы все детали были оговорены изначально. А для этого будет полезно изучить технологию целеполагания SMART.

Также в отношении этих людей не стоит сразу демонстрировать свою власть, раздавая наказания и выговоры. Требования к исполнению заданий должны быть одинаково строгими для всех. Помните, что обид и разочарований в коллективе избежать не получится, как и собственных эмоций. Все-таки, мы люди. Но советую взять на вооружение «правило вдоха». Когда вам хочется сказать человеку все, что вы о нем думаете, наберите в грудь побольше воздуха, и во время вдоха подумайте, а стоит ли это говорить. Чаще всего, оказывается, что не стоит. А если вы все-таки решите высказаться, у вас будет достаточно воздуха, чтобы это сделать:).

Вообще, в отношении всех сотрудников важно стать предсказуемо объективным. Люди должны как можно более точно знать, за что они могут получить поощрение, а за что взыскание. Тогда у вас будет больше возможностей регулировать рабочий процесс и отношения в коллективе.

Руководители других подразделений

Кроме высшего руководства и ваших подчиненных нужно вспомнить еще об одной важной группе ваших сослуживцев. Это руководители других подразделений вашей компании или учреждения. С ними тоже нужно налаживать отношения.

Для них вы пока еще человек новый, даже если они долгое время знали вас как исполнителя. От того, как они примут вас, будет зависеть выполнение ваших задач. Взаимодействие подразделений многое решает в организации. А оно базируется на том, какие рабочие отношения выстроены между руководителями.

Хороший способ – попросить у других руководителей помощи. Ведь она вам действительно нужна, а у них есть опыт руководства. Задавайте вопросы. Это поможет узнать тонкости своей новой профессии и наладить отношения в новом окружении. А если на совещании вы захотите выдать какое-либо предложение, то на первых порах, да и дальше это тоже будет полезно, обсудите его с равными по статусу коллегами. Так вы не позволите возникнуть репутации «выскочки», да и шансов у вашего предложения будет больше.

Еще один важный момент во взаимодействии с другими подразделениями – знание их регламентов. Основное количество корпоративных стычек происходит от того, что не только сотрудники, но и руководители подразделений, работающие в соседних кабинетах, просто не знают, какие именно возможности и ограничения есть у коллег. Поэтому, чтобы сделать легче свою жизнь, попросите других руководителей ознакомить вас с их внутренними правилами.

Сервисные подразделения

Еще одна часть коллектива, с которой нужно наладить контакт, – это сотрудники сервисных подразделений. Часто их считают «маленькими людьми», а на самом деле они играют важнейшую роль в функционировании организации. Например, вы вступили в конфликт с системным администратором, и весь ваш отдел рискует на день-другой остаться без почты. Не наладили контакт с помощником бухгалтера, и могут происходить очень неприятные задержки в оформлении документов. Ну а обидели помощника кадровика – и ваши сотрудники месяц ждут нужной справки.

Если вы выросли в коллективе, то знаете и этих людей и проблемы, которые регулярно возникают. Поэтому потратьте день на то, чтобы нарисовать карту взаимозависимостей вашего подразделения, и еще неделю, чтобы поговорить со всеми нужными людьми. Помните, что одна из главных функций руководителя – договариваться.

Если кратко резюмировать, то руководитель – это профессия, в которой дипломатичность и объективность играют очень важную роль. Надеюсь, что рекомендации, которые вы нашли в этой статье, помогут вам более эффективно начать свою карьеру менеджера.

Текст был опубликован на предыдущей версии сайта. Реанонсирован 21 мая 2018 года.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

Помнится, такая статья (и с таким же названием) была на Е-хе. К ней была дискуссия. Помню и свой комментарий в этой дискуссии.

Эта статья "овечка Долли" что ли? :)

Специалист, Москва

"А если на совещании вы захотите выдать какое-либо предложение, то на первых порах, да и дальше это тоже будет полезно, обсудите его с равными по статусу коллегами. Так вы не позволите возникнуть репутации «выскочки», да и шансов у вашего предложения будет больше."

Если и обсуждать такие вещи, то с людьми из другой компании (фирмы), а то получится "Спасибо, что подал идею! Заходи в мой новый кабинет, дружище!)" как в одном фильме было)

Генеральный директор, Москва

Хорошая статья, все правильно написано (по моему опыту во всяком случае)

Олег Анцев +639 Олег Анцев Руководитель проекта, Пенза

в эту тему очень хороший материал из фильма "Забытая мелодия для флейты". Когда главного героя (Л.Филатов) назначили руководителем. На мой взгляд, показательней некуда.

Управляющий директор, Москва
Хороший способ – попросить у других руководителей помощи. Ведь она вам действительно нужна, а у них есть опыт руководства. Задавайте вопросы.

Вот это .. А зачем его выдвигали, если надо учить и помогать?

Кто там его выдвинул? и этого туда же...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.