Так называемые гибкие навыки или soft skills закладываются в детстве и формируются на протяжении всей жизни. Мы пользуемся ими в разной степени на всех этапах своей жизни. Но задумываться о них начинаем, как правило, при построении и развитии собственной карьеры.
Если говорить об IT-отрасли, то существует предубеждение, что айтишникам нужны, в первую очень, hard skills, а «мягкие» навыки – второстепенны. Однако, это не так, особенно в наше время. Для IT-специалистов они имеют важное значение практически наравне с профессиональными «жесткими» умениями. Ведь для создания любой программы и даже написания идеального кода, нужно уметь взаимодействовать с командой, подмечать клиентские потребности и эффективно распределять свои ресурсы в рабочее время.
Для чего гибкие навыки необходимы айтишнику
Сейчас многие говорят о важности эмоционального интеллекта, гибкости и адаптивности к изменяющимся условиям. Также особенно актуальны тайм-менеджмент, эмпатия и способность оставаться в балансе в любой ситуации. Эти навыки необходимо постоянно развивать и улучшать, чтобы идти в ногу со стремительно меняющимся современным миром. Ну и, конечно, стандартные умения, которые нужны сегодня абсолютно всем – это способность находить общий язык, слушать, слышать и доносить свою точку зрения. Рассмотрим подробнее эти навыки в разрезе задач и потребностей IT-специалистов.
- Коммуникация с командой. В IT-сфере работа в команде является неотъемлемой частью процесса разработки любого продукта. Хорошие коммуникативные навыки позволяют не только эффективно взаимодействовать с коллегами, но и четко выражать свои мысли и идеи. Эти гибкие способности учат нас слушать и уважать точку зрения коллег, а также в спокойном режиме решать возникающие проблемы и конфликты.
- Взаимодействие с клиентами. В IT, как и в любой другой отрасли, часто приходится общаться с клиентами, заказчиками и конечными пользователями. Наличие таких soft skills, как умение слушать и понимать потребности клиента, рассказывать о сложных технических концепциях простым языком и устанавливать хорошие отношения, помогают повысить уровень удовлетворенности клиентов и укрепить деловые отношения. Благодаря этому можно создавать более совершенные продукты, которые будут максимально закрывать клиентские потребности.
- Руководство проектами. Айтишники, занимающие руководящие позиции и принимающие участие в управлении проектами, как и любые руководители, должны обладать традиционными навыками планирования, организации, делегирования задач и управления временем. Эти soft skills помогают эффективно управлять проектами, оптимизировать рабочий процесс, снижать риски и быстро достигать поставленных целей.
- Улучшение клиентского опыта. Разработка любого программного обеспечения или продукта часто направлена на улучшение клиентского опыта. Поэтому IT-специалистам постоянно требуется анализировать потребности и предпочтения пользователей, улучшать дизайн пользовательского интерфейса, делать продукт более интуитивно понятным и удобным для использования.
- Развитие карьеры. Кроме технических навыков, развитие soft skills также играет важную роль в карьерном росте. Умение эффективно общаться, вести переговоры, презентовать свои идеи и решения помогают выделяться среди коллег и привлекать внимание перспективных работодателей.
Как оценить свои soft skills
Чтоб определить свои гибкие навыки, следует начать с анализа своего опыта, успехов и неудач. Постарайтесь вспомнить, какие качества повлияли на ваши результаты. Задайте себе вопрос, как вы ведете себя в нестандартных ситуациях. Подумайте, есть ли у вас страхи и переживания. Спросите себя, как вы взаимодействуете с коллективом на учебе или работе.
Для того чтобы объективно оценить свои «мягкие» умения, лучше всего попросить честную обратную связь от друзей, близких или наставника. Второй отличный способ – это подготовка и репетиция собственного собеседования. Можно потренироваться в кратком резюме своего прошлого карьерного опыта. Вспомнить о реализованных проектах – что вы сделали самостоятельно, а что в команде. Как вели себя в разных жизненных ситуациях, изменили ли бы вы свое решение в той или иной ситуации. Запишите себя на видео или на диктофон, понаблюдайте за тем, как вы говорите и ведете себя.
Как тренировать «мягкие» навыки и умения
Для того чтобы понять, как развить soft skills, для начала стоит определить свои сильные и слабые стороны. После этого можно воспользоваться специальной методикой для их тренировки. Для этого можно ориентироваться на модель 4К: коммуникативные навыки, координация, креативность, критическое мышление.
- Коммуникативные навыки отвечают за умение общаться, доносить свою точку зрения и понимать собеседника, аргументировать. Чтобы их развить, можно пройти курсы, почитать тематические книги или посмотреть обучающие видеоматериалы. Нужно больше общаться, вступать в дискуссии со знакомыми. Прочитали книгу или посмотрели фильм – подготовьте краткий пересказ для своих близких, получите от них обратную связь. Или запишите себя на видео для оценки.
- Координация или умение работать в команде. Для развития этого навыка чаще вовлекайтесь в групповые занятия и проекты.
- Креативность – умение нешаблонно мыслить, находить новые решения, чувствовать себя спокойно в изменяющихся условиях. Чем больше вы знаете, тем проще генерировать идеи. Поэтому читайте книги, изучайте мир, смотрите фильмы, в том числе документальные, открывайте для себя новые горизонты, изучайте новое.
- Критическое мышление, которое показывает способность анализировать информацию, искать взаимосвязи между фактами, отсеивать лишнее. Для его развития учитесь принимать решения, опираясь не на чувства и интуицию, а анализируйте ситуацию, используя методику «5W+H»: Что? Почему? Кто? Где? Когда? Как? Выполняйте задания на логику, проходите квесты, играйте в интеллектуальные игры, ищите новые способы решения обычных бытовых дел.
Воспользовавшись этими небольшими рекомендациями, можно существенно повысить уровень своих гибких навыков в кратчайшие сроки. И напоследок, важно подчеркнуть, что soft skills существенно дополняют и усиливают техническое мастерство IT-специалистов. Они делают нас более успешным и эффективным как в своей работе, так и во взаимодействии с другими людьми.
Читайте также: