Неудивительно, что в век психологии со всех сторон растет количество предложений разных психологических и около психологических услуг. И если к тренингам и «командообразованиям» всех сортов бизнес-публика давно уже привыкла, то расстановки, психоанализ и бихевиористский подход до сих пор еще остаются в качестве новинок. А ведь кроме них есть еще и индивидуальная психотерапия любого толка. Недавно разговаривала с двумя молодыми бизнес-леди, каждая из которых имеет наряду со своим парикмахером, еще и психоаналитика. Спрашиваю: «Зачем?». Отвечают: «Сейчас все имеют».
В общем — тоска. И очень грустно за профессию. Ведь даже если предположить, что все вышеуказанные услуги предоставляются реальными профи, что, к сожалению, далеко не так, то вопрос «зачем?» все равно остается. Зачем бизнесу все это?
Мы считаем, что незачем. Но это не значит, что бизнесу не нужна психология или психологические компетенции. Они все больше требуются в управлении, чем дальше наш бизнес вместе со всем человечеством движется в сторону новых способов организации социальной и личной жизни людей.
Именно поэтому мы решили, что надо определить то психологическое содержание, которое реально нужно для бизнеса. И мы выделили всего три области, впрямую влияющих на эффективность бизнеса. Эти три области таковы: интересы, доверие, коммуникация. Скажем для начала несколько слов о каждой, прекрасно отдавая себе отчет в том, что в глубину там можно продвигаться много и детально.
1. Интересы
С интересов начинается все: потребности клиентов, мотивация сотрудников, стратегия конкурентов.
Поэтому научиться выявлять, понимать и работать с интересами чрезвычайно важно. Это — основа основ. В любой бизнес-компании живет огромное количество разных интересов, и задача руководства — сопрячь их таким образом, чтобы выстроилась единая линия движения бизнеса и общий фокус на результат.
Очевидно что выстроить эти «магнитные силы» в одном направлении — и есть главная задача первого лица бизнеса. Но такие же по смыслу задачи стоят и по департаментам и отделам уже на своем уровне.
Поэтому работа с интересами — отнюдь не только прерогатива «верха», но необходимое условие достижения эффективности на любом уровне организации.
Главный результат, который должен быть получен здесь, — это баланс интересов сторон. И неважно, о каких конкретно сторонах идет речь. Говорим ли мы об интересах разных подразделений, или о балансе бюджетов между направлениям, или об инвестициях в развитие между проектами, нам стоит иметь в виду, что достижение некоего равновесия интересов всех стейкхолдеров есть залог стратегической устойчивости и эффективности нашего бизнеса.
Однако понятно, что любой баланс интересов возникает не сам по себе, а как результат работы по согласованию позиций сторон, что невозможно без наличия доверия и коммуникативных компетенций, о которых пойдет речь дальше.
2. Доверие
На этот важный элемент психологической реальности зачастую обращают слишком мало внимания. А ведь именно доверие к власти, руководству, партнеру, коллеге может стать — или не стать — платформой для решения всех бизнес-вопросов. Культуральная привычка к доверию западных менеджеров чувствуется сразу. Они будут проверять любой профессионализм «на входе», но потом дадут его носителю возможность делать свое дело.
В нашей же культуре ситуация иная. «Проверка на зуб» удивительным образом сочетается у нас с готовностью верить пиару. Любой кричащий о себе вызывает толпы последователей, но тихий профи часто остается незамеченным.
Доверие — штука чрезвычайно тонкая, и наукой практически не изученная. Только практика собирает крупицы опыта и способна передавать их понемногу.
Конечно, есть азбучные истины про то, что доверие надо заслужить, но как и чем — никто вам не скажет. Здесь играет все: и первое впечатление, и результативность, и манера, и пример… Все играет, но ничего не гарантирует.
Потому что доверие — как любовь. Также возникает из ничего и также пропадает непонятно почему. И управлять этим практически нет никакой возможности. Не случайно, по-видимому, что, как показало недавнее исследование журнала «Эксперт», в эти непростые экономические времена падает доверие владельцев бизнеса к своим топам, в первую очередь, по причине их нелояльности.
«Но как же быть?» — спросите вы. Ответ очень прост и очень непрост одновременно. Секрет в том, что так же как любовь надо холить и лелеять, поддерживать и подпитывать, доверием тоже надо заниматься. Стоит помнить об этом, ставить себе задачу думать про это, пытаться рефлексировать себя и свои поступки, не упуская из виду, что ваши подчиненные, коллеги или начальники все время дают вам сигналы о том, насколько они вам доверяют. И эти сигналы стоит пытаться ловить, чтобы в ту или иную сторону корректировать свое поведение в адрес своих визави.
3. Коммуникация
Из всех основ эта — самая очевидная. Тема делового общения довольно распространена и в обучениях, и в тренингах, и в литературе можно найти массу полезных советов про то, как надо общаться, отвечать на возражения, проводить деловые совещания, вести деловую переписку и прочее. И все это правда. Как правда и то, что без знания букв, вы не сможете читать или писать.
Однако, как не буквы создают речь, так и правила делового общения не создают бизнес-коммуникацию.
Потому что здесь начинают играть такие сложные психологические феномены, как позиционирование себя или взаимодействие подразделений. А это вещи совсем другого порядка.
Фактически коммуникация — это ответ на вопрос «как донести до людей то или иное содержание?».
А для этого надо уметь слушать и слышать, формулировать задачи и убеждать, спрашивать и направлять, поощрять и наказывать… И, если вы харизматичны, то во многом можете быть успешны за счет этой своей, так редко встречающейся, особенности, хотя слушать людей все равно придется научиться. Всем же остальным стоит осваивать сложные психологические умения и приобретать соответствующие компетенции шаг за шагом. Эти софт, как их называют, скиллз, на наш взгляд, совсем не софт. Потому что любой предметной деятельности люди учатся, а кто может научить понимать других?
Особая зона — разрешение конфликтов. Межличностных и организационных, позиционных и предметных, масштабных и локальных, за товар или за людей, между бизнесом и инфраструктурой. Конфликтов этих (противостояний разного рода) великое множество в любой компании. И готовых рецептов про то, как энергетику противоречий обратить в энергетику позитивного взаимодействия, конечно же, нет. А потому любые бэст прэктисы всегда очень условны, лишь весьма приблизительно похожи на то, что встретится вам. И придется искать решение самим.
Собственно это касается всех аспектов психологической реальности. С этой тонкой материей надо научиться справляться. И чем лучше это получится, тем успешнее и эффективнее станет ваша компания. Удачи!
Статья понравилась. Интерес, доверие, влюбить в себя. А умение общаться достигается не тренингом, а практикой. Практикой Личного общения глаза-в-глаза, практикой общения по телефону как теплой, так и холодной...
Цитата - Доверие — штука чрезвычайно тонкая, и наукой практически не изученная.
У меня есть книга про доверие, и из не следует, что все не так плохо:
доверие начинается с компетенции (например, врача нужного пациенту).
Цитата - "Три базовых для бизнеса навыка... Психологические компетенции, которые реально влияют на бизнес ...С интересов начинается все: потребности клиентов, мотивация сотрудников"
Не могу принять предложение автора о трех базовых навыка (увязанных с психологией).
Предпочитаю говорить не про одну функцию мотивации, а про весь процесс управления. А поскольку все функции управления пронизаны психологическими эмоциями, нужно знать как управлять этими эмоциями.
Тоже касается и клиентов - маркетинг пронизан психологией, потому нужно знать и психологию и "весь маркетинг", который психология пронизывает.
Цитата - "3. Коммуникация Из всех основ эта — самая очевидная."
Выдернутть функцию коммуникации из всех других - плохая рекомендация.
Тем более, что как коммуникация пронизывает все функции управления, так и все функции управления пронизывают коммуникацию.
Моя оценка публикации - отрицательная (но я не ставлю дислайки).
Я бы рекомендовал изучать не 3, 4. 5, а весь менеджмент и использовать его достижения в полном объеме. Тоже касается и психологии для менеджмента.
Блестяще, Светлана! Ни убавить, ни прибавить - компетентнейший анализ современного профессионала
Вера и доверие - "две большие разницы". Во второй части статьи автор, скорее, пишет о вере.
Интересы, доверие, коммуникации... какое отношение все это имеет к психологическим компентенциям?
А вообще статья полезная.
Странное утверждение - насчёт "никто не скажет". А книжку какую-нибудь почитать не пробовали? Например, Стивен Кови младший "Скорость доверия. То, что меняет всё" ...
Очень интересная и полезная статья, как впрочем все статьи автора. Тема поднята не простая и серьезность этой темы вполне автором обоснована.
Вопрос о доверии можно ставить только тогда, когда каждый научится понимать - интуитивно, логически, используя свой опыт общения с другими, или применяя различные знания по психологии - что за личность перед тобой? Насколько она способна быть искренней и в каких жизненных ситуациях. Тогда и о степени доверия можно делать вывод.
А что книга есть истина (догма)??
Вот кухонный аналитик без образование и знаний по психологии так же пишет о доверии. Ему нужно верить??
Автор, по моему, поступила СИСТЕМНО правильно. Она как бы выделила 1-й уровень декомпозици взгляда психолога на проблему управления.
И я, имеющий опыт более 25 лет управления компаний и некоторое образование по психологии, считаю что она права.
Разногласия возникают от того что доверие - интегрированный показатель. Вот я Вам могу доверять в одной области (знаний, компетенций, мнений ... ) и совершенно НЕ ДОВЕРЯТЬ в другой. А дальше формируется СОВЕРШЕННО не формализуемое и субъективное ОБЪЕДИНЕНИЕ всех моих "доверий". В результате такого объединения и получится что я либо Вас люблю, уважаю и ... или либо терпеть не могу и презираю (ничего личного).
И мне кажется что фраза автора "доверие - штука чрезвычайно тонкая, и наукой практически не изученная" (С) как раз относится к ИНТЕГРИРОВАННОЙ сущности "доверие".