Учитесь слушать – три грубейшие ошибки в общении и как их избежать

Согласен с тем, что звучит как минимум подозрительно, когда кто-то говорит, что мы не умеем слушать. Да, мы слышим, но не факт, что слушаем. Задайте себе вопрос:

Насколько мне удается создать доверительную атмосферу в разговоре? Как часто мне удается быть на одной «волне» с собеседником?

Если ваш ответ: «да, часто, всегда» – поздравляю, вам можно дальше не читать.

Если у вас возникает чувство недопонимания, вы говорите на разных языках или в разговоре пытаетесь лбом «пробить» каменную стену, то предполагаю, что мои аргументы добавят уверенности в том, что нам все-таки есть чему поучиться.

По мере накопления опыта в навыках продаж или коммуникации у многих возникает иллюзия недосягаемого уровня профессионализма. Иногда, вопреки природе, начинает прорастать корона величия и собственной значимости. Приобретаемый опыт, тренинги по продажам и тому подобное, безусловно, позволяют повысить уровень навыков продаж, принося в жертву одно из важнейших качеств процесса общения.

Никого не хочу обидеть, но весь парадокс в том, что в первую очередь страдает именно умение слушать. Это не только мое заключение, это общепризнанный факт. Тому есть масса причин, и основные из них я изложил ниже.

Цель у этой статьи одна и очень простая – посмотреть на себя со стороны и убедиться в том, что мы не допускаем грубые ошибки в процессе разговора. Ну, а если допускаете, то вы будете знать свои зоны для улучшения. Давайте по порядку.

Ошибка номер один – знать ответы на вопросы, которые еще не прозвучали

Чаще всего, это происходит с теми, кто вынужден часто и много обсуждать одни и те же темы. Вы это уже слышали тысячу раз, и вы готовы предположить, что и на этот раз вы не узнаете ничего нового. Как следствие, вы, даже не слушая собеседника до конца, уже имеете ответ на его вопрос. Проблема в том, что ваши домыслы не всегда оказываются правдой. Вы думаете, что вы слышали то, что вам говорили, хотя слушали собственные мысли.

Что делать? Чтобы избежать этой ошибки, попробуйте найти новые ответы, которые вы еще не слышали. Для этого потребуются дополнительные вопросы, но они только улучшат взаимопонимание. Вы будете приятно удивлены, когда обнаружите новые ответы и идеи на привычные вопросы.

Ошибка номер два. Формулировать ответ на незаконченный вопрос

Возвращаясь к первой ошибке, многие в общении начинают формулировать свой ответ, еще не дослушав вопрос до конца. Наш собеседник пытается нам что-то объяснить, но мы уверены в том, что уже знаем, какие аргументы последует далее. Мы уже не слушаем, а обдумываем свой ответ. Ну, и на всякий случай, чтобы избежать ненужных вопросов и возражений, мы обрываем собеседника на полуслове своим готовым ответом.

Что делать? Для кого-то это покажется смешным, но быть услышанным – это наша социальная потребность. Перебивая человека, вы тем самым эту самую потребность оставляете нереализованной.

Дождитесь, пока ваш собеседник закончит мысль. Выдержите паузу. Можно досчитать до трех (желательно про себя). Это позволит вам сосредоточиться на ответе и прибавит вес вашему высказыванию. Пауза перед ответом имеет два волшебных свойства: добавлять важности вопросу собеседника и обдуманности вашему ответу.

Ошибка номер три. Отсутствие визуального контакта

В большинстве случаев, мы поддерживаем зрительный контакт, когда говорим, но когда начинает говорить собеседник, мы начинаем «блуждать». Делаем записи, наблюдаем, или, что еще хуже, что-то делаем. Как я уже говорил ранее, слушать – это не только слышать. В китайском символе «слушать» присутствует несколько слов: глаз, ухо и сердце. Другими словами, слушать, значит сопереживать. Быть внимательным к собеседнику, значит проявлять уважение к его мнению, и как следствие, получить новый качественный уровень общения.

Что делать? Постоянно поддерживайте визуальный контакт. «Читайте» собеседника: язык тела, эмоции, взгляд. Иногда они говорят больше, чем слова.

Не выступайте в роли провидца, не угадывайте ответы и поддерживайте визуальный контакт. Да прибудет с вами сила мудрого слушателя! Приятных собеседников и больше удовольствия от общения!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Александр Погодин +150 Александр Погодин Директор по продажам, Саратов

Александр - я тебя ''слышу''!!!
Уважение собеседника должно быть нормой...

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Лещев учит, как слушая своего собеседника, уметь его услышать
Всего 3 ошибки, маловато. Вероятно нужно ждать продолжение статьи - например, про барьеры коммуникации.
Риск-консультант, Санкт-Петербург

Прописные истины,но навык - это многократное повторение действия,доходящее до автоматизма и переходящее в привычку. Благодарю - хорошие формулировки.

Программист, Санкт-Петербург
Александр Погодин пишет: Уважение собеседника должно быть нормой...
Почему? Уважение - ''не милостыня''. Его (уважение) - не ''подают''. Если ничего не известно о ''собеседнике''? Или, - ничего, за что можно уважать? Только за то, что - ''собеседник''? Спасибо всем, кто ответит ''из уважения''.
Менеджер по обучению персонала, Москва

ИМХО качество общения напрямую зависит от проявляемого уважения к собеседнику. Это ''считывается'' на бессознательном уровне, и если мы не уважаем своего визави, отношений доверия и желания общаться не создать.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Сергей Ушаков пишет: Если ничего не известно о ''собеседнике''?
...то лучше сразу начать уважать. На всякий случай.
Программист, Санкт-Петербург
Владимир Волков пишет: Это ''считывается'' на бессознательном уровне
Спасибо, Владимир Олегович. Только что мы с Вами поучаствовали в небольшом эксперименте.
Сергей Ушаков пишет: Спасибо всем, кто ответит ''из уважения''.
Из 6 участников Сообщества, просматривающих это обсуждение, ответили мне только Вы, из чистого (без кавычек) уважения. Остальные 80% - не ''подали'' мне этой ''милостыни''. Еще раз, спасибо, Ваши слова не расходятся с Вашими делами, по меньшей мере - в этом обсуждении. С уважением, С. Ушаков
Менеджер по персоналу, Липецк

Почему только 3 ошибки?!!
А почему не обсудить еще 10 ошибок в общении, например:
1) отсутствие рапорта (например, присоединение по скорости или громкости речи)
2) отсутствие принятия позиции собеседника (да, согласен, понимаю, действительно и т.д.)
3) отсутствие техник пересказа, резюмирования, обобщения
4) неудобное расположение в пространстве во время общения
5) отсутствие уверенного поведения в процессе общения

И Т.Д, И Т.П.

Риск-консультант, Санкт-Петербург
Владимир Волков пишет: ИМХО качество общения напрямую зависит от проявляемого уважения к собеседнику. Это ''считывается'' на бессознательном уровне, и если мы не уважаем своего визави, отношений доверия и желания общаться не создать.
отлично сказано,продвинемся еще глубже:тот кто не уважает себя - тому трудно уважать других.Если вы не уважаете себя,то кто же вас уважать будет. С чего (или кого ) следует начинать?:)))
Риск-консультант, Санкт-Петербург
Сергей Соболев пишет: Почему только 3 ошибки?!! А почему не обсудить еще 10 ошибок в общении, например: 1) отсутствие рапорта (например, присоединение по скорости или громкости речи) 2) отсутствие принятия позиции собеседника (да, согласен, понимаю, действительно и т.д.) 3) отсутствие техник пересказа, резюмирования, обобщения 4) неудобное расположение в пространстве во время общения 5) отсутствие уверенного поведения в процессе общения И Т.Д, И Т.П.
Просто из уважения к Вам автор дает Вам возможность самовыразиться в высказываниях и дополнениях и таким образом реализовать потребность,о которой он пишет в статье. Ведь если бы он указал абсолютно все и не оставил Вам свободного места,как бы Вы могли это сделать?:))
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.