5 сложностей при смене работы, с которыми сталкиваются управленцы

Пандемия заставила многих собственников сократить штат компаний. И часто под удар попадали топ-менеджеры. Через какие трудности надо пройти управленцу, чтобы преодолеть сложности адаптации на новом месте? Вот пять основных.

1. Доверие со стороны собственника

Когда управленец приходит в новую компанию, у него есть некий кредит доверия от собственников или управленцев высшего уровня, акционеров, членов совета директоров. Но доверие это хрупкое, как лед, и любое поспешное и непродуманное действие или решение может стоить управленцу-новичку должности и карьеры. Настоящее прочное доверие основывается на результатах работы, строится постепенно, складывается годами.

В этом смысле новому управленцу тяжело вдвойне. Его, с одной стороны, выбрали из многих прочих, назначили на ответственную должность. А с другой стороны, его постоянно проверяют, внимательно следят за его решениями и действиями.

И это держит нового человека в напряжении: он все время под прицелом в прямом смысле, и это – дополнительный стресс-фактор.

Преодоление этого периода установления доверия требует от человека большого напряжения сил.

2. Конкуренция за влияние

Приходя в компанию, управленец попадает в «команду капитанов». В ней, естественно, высокая конкуренция за лидерство, влияние и бюджеты. В некоторых компаниях идет отчаянная борьба за выживание. Всегда кто-то должен быть виноват в недостаточно высоких показателях, сорванных сроках, ошибках планирования. И самые слабые управленцы выбывают.

В таких компаниях всегда кого-то заменяют: то начальника производства, то директора по продажам. В этом случае приход в команду новичка-управленца – это всегда страх сильного соперника.

Нового человека никто не ждет с распростертыми объятиями, он для всех угроза безопасности и стабильности. С ним борются, его пытаются подставить, выжить, выдавить. И в этом случае новому человеку очень сложно не быть съеденным «скорпионами в банке».

3. Формирование своей команды

Бизнес – это командный спорт с высокими ставками. В одиночку невозможно добиться высоких результатов, создать мощную компанию. Управленческий талант лидера, его организаторские способности проявляются только при наличии людей, которыми он управляет. Без команды управленец беспомощен, люди – его основной рабочий инструмент.

В новой компании у руководителя еще нет своей команды, ее только предстоит сформировать. А для этого необходимо увольнять засидевшихся лентяев, обучать и дотягивать слабых сотрудников, нанимать новых сильных специалистов, политически решать вопрос с неприкасаемыми (родственниками, друзьями, старожилами компании), которых, с одной стороны, уволить нельзя, а с другой – заставить работать невозможно.

И на каждом этапе могут возникать сложности. Увольнять неэффективных сотрудников тяжело эмоционально, и многие руководители стараются избежать неудобных увольнений. Но часто бывает, что делегировать это невозможно – никто не хочет делать тяжелую, эмоционально выматывающую работу.

Искать на рынке сильных специалистов сложно и долго. Для этого надо запастись терпением. На поиск и привлечение уходит от 3 до 6 месяцев. Если прибавить к этому еще 3 месяца на адаптацию, то получается довольно большой интервал времени – 6-12 месяцев на формирование своей команды. Обучение новых, недостаточно сильных или молодых специалистов с потенциалом, требует больших бюджетов. Обучение вообще штука долгая и дорогая.

По предварительным оценкам, у руководителя в новой компании, для формирования собственной, лояльной ему, верной, результативной команды уходит от 12 до 18 месяцев. И только после этого коллектив может выполнять действительно амбициозные задачи и добиваться высоких результатов.

4. Различие в бизнес-процессах

Каждая компания – это маленькое государство. Со своими законами, порядками, правилами (писаными и нет). Казалось бы, в бизнесе все должно быть стандартизировано: бюджет – он и есть бюджет, и составляют его везде одинаково. Но вот составляют, и тем более, исполняют, очень и очень по-разному.

Или, например, маркетинговый план. Для одних компаний маркетинг – это библия бизнеса, с него все начинается. А для других маркетинг – просто листовки напечатать. Во многом это специфика российского бизнеса – именно в российских компаниях так сильно отличаются бизнес-процессы, правила ведения бизнеса, концепции продвижения товаров и услуг.

В европейских компаниях все гораздо более унифицировано. Управленцы получают высшее образование в университетах, и их подход к управлению компаниями более осознанный, основанный на хорошей теоретической базе.

Российским управленцам теоретических знаний, как правило, не хватает. Основа их работы – это практика и еще раз практика, приобретенная в приближенных к боевым условиях. Именно поэтому каждая российская компания по-своему уникальна. И управленец, попадая в нее, прежде чем понять – куда ее двигать, что в ней менять, какие показатели улучшать, должен разобраться с тем, как эта компания работает. Как она устроена изнутри, каким образом в ней формируются решения, каким образом осуществляется контроль над исполнением этих планов.

И для того, чтобы постичь эту сложную механику отдельно взятой российской компании, управленцу порой требуется много времени.

5. Сопротивление изменениям

Еще одна проблема, с которой сталкивается управленец в новой компании, это сопротивление изменениям. Люди всегда стремятся идти путем наименьшего сопротивления, действовать по шаблону, использовать проверенные методики.

Любые изменения воспринимаются как стресс. Перестановки в графике работы, введение новых процедур, изменение алгоритма действий вызывают сопротивление на всех уровнях иерархии компании.

Бухгалтерия сопротивляется автоматизации и внедрению IRP, доказывая, что это увеличит нагрузку на уже работающих сотрудников и потребует расширения штата. Отдел продаж стеной встает против внедрения CRM, убеждая, что клиентской базы в старом добром Excel вполне достаточно. Мастер-цех на производстве будет отчаянно сопротивляться внедрению отчета о материалах в 1С.

И так – на всех уровнях иерархии компании, от линейных специалистов до руководителей высшего звена.

Поэтому управленцу в новой компании нужно быть морально готовым к этому активному сопротивлению. Ему, в прямом смысле слова, придется плыть против течения. А это, как известно, требует очень много сил и отнимает много энергии.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Удивительно,  но до сих пор есть компании, где нет срм. И, где действительно сопротивляются её внедрению. А, в остальном,  всё верно и ничего нового.

Аналитик, Москва

Был у меня случай в жизни, хуже не пожелаешь. Я сменил одного топа, но он не ушёл, он остался здесь же на некой консультивной должности. Просто, говорит, устал. Буду помогать, говорит. И вот такой его постонянный надзор и скрытый доклад наверх меня просто доконал. Такая вот "конкуренция за вилияние" с заранее проигрышным результатом.
А в остальном - всё верно отмечено.

Руководитель, Москва
Валерий Андреев пишет:
но до сих пор есть компании, где нет срм

Я думаю таких компания нет.. Есть компании, в которых нет программного средства с таким названием.. 

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Максим Часовиков пишет:
Я думаю таких компания нет..

Есть. За послелние 5 лет несколько видел. Причём,  в одних категорически не хотели внедрять срм. В других с трудом, в-третьих понимали и делали. Но, факт, что их там небыло по причине ненужности, со слов и руководства и пользователей. 

Руководитель, Москва
Валерий Андреев пишет:
Есть. За послелние 5 лет несколько видел

У них клиенты были? С ними взаимоотношения были? 

Начальник участка, Москва
Валерий Андреев пишет:
Максим Часовиков пишет:
Я думаю таких компания нет..

Есть. За послелние 5 лет несколько видел. Причём,  в одних категорически не хотели внедрять срм. В других с трудом, в-третьих понимали и делали. Но, факт, что их там небыло по причине ненужности, со слов и руководства и пользователей. 

В регионах таких полно. Есть кто купил ПО и не может толком настроить. Поскольку для того что бы настроить хорошо, надо приглашать бизнес-аналитика, а 200 000 -300 000р жалко. Типа, мы итак отдали за программу 15 000р нужно просто настроить еще за 5 000р. 
СРМ система это вишенка на торте, если не регламентированы базовые БП она будет мешать.

Генеральный директор, Тольятти
Максим Часовиков пишет:
Я думаю таких компания нет..

Уважаемый Максим,

Есть и много. Есть компании "одного клиента". Есть компании, работающие только на тендерах. Огромен пул "Управляющих компаний" в сфере ЖКХ. 

Розничная торговля легко обходится без СРМ.

Крупные производители (например в автопроме) строят для работы со своими дилерами нечто бОльшее, нежели СРМ.

СРМ нужна для упорядочения работы менеджеров по продажам с потенциальными клиентами. Там, где сделка случайна и инициируется покупателем  (розница по продуктам как пример), собирать данные каждого клиента слишком затратно. Максимум имеет смысл дать карточку постоянного клиента (хотя у меня глубокие сомнения в ея нужности). 

Управляющая компания в ЖКХ имеет кучу клиентов, которым она выставляет счета и собирает с них деньги. Иногда выполняет заявки. Я не вижу здесь места для СРМ в ея базовом смысле. Вряд ли в обслуживаемом доме появится потенциальный клиент, которого надо будет обихаживать, чтобы он стал плательщиком. Тут обычно в ходу другие техники "работы" - отключение электричества и затыкание слива канализации.

Второе обстоятельство связано с политикой продвижения продукции производителем. Если он работает через свой торговый дом, который и продает конечным клиентам, то СРМ будет уместна в торговом доме, а не на заводе.

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург
Максим Часовиков пишет:
У них клиенты были? С ними взаимоотношения были? 

И, были и, есть и, будут. Всё было в эксель. Но, когда КБ переваливает за 300, тяжеловато. И, вроде, как и думали. И, вроде, как и надо. Но, как и, кто это будет делать?

Алексей Уланов пишет:
СРМ система это вишенка на торте, если не регламентированы базовые БП она будет мешать.

Мешать она не будет, её задвинут в дальний угол и забудут. Да, регламенты нужны. И, только в ОП их может быть 10 и более. И, все они имеют отражение и место в срм.

Генеральный директор, Москва

Споры там, где не успели договориться об определениях. Одно из многих : 

"Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM) - это комбинация методов, стратегий и технологий, которые компании используют для управления и анализа взаимодействий с клиентами и данными на протяжении всего жизненного цикла клиента.

Статья, в целом, хорошая, но этот момент, за который зацепились (а в контексте статьи речь идет исключительно о CRM, как о программном средстве).

Отдел продаж стеной встает против внедрения CRM, убеждая, что клиентской базы в старом добром Excel вполне достаточно. 

не зная реальных потребностей и технологии продаж, трудно обсуждать. Может, и правда, достаточно? Это вопрос ROI. Его не так сложно "просчитать" для внедрения программной части CRM.

Недавно был "удивительный случай", когда я сам, "поборник автоматизации", объяснил одному руководителю, почему им не надо никакой специализированной CRM-системы.

В защиту же программных CRM-систем надо сказать, что они с каждым днём всё дешевле, а функционал - всё мощнее. Чаще всего внедрение даст очевидный эффект, но... см. выше - не кодом единым жива CRM. 

А по теме статьи написана исключительная книга - полезная, методичная и "прикладная": Первые 90 дней.  Где всё это (смена функционала ТОПа) отражено системно. Как раз для тех, кто думает, что смена функционала, это означает "плыть против течения". А вот и нет. 

P.S. Кстати, по моему, о CRM в этой книге нет ни слова :=) 

Менеджер, Москва
Валерий Андреев пишет:

Удивительно,  но до сих пор есть компании, где нет срм. И, где действительно сопротивляются её внедрению. А, в остальном,  всё верно и ничего нового.

Много компаний где нет СРМ. Продавцы не хотят делиться всей информацией с компанией. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.