Согласно опросу HeadHunter, только 3% сотрудников считают свою заработную плату достойной. Эта цифра – средняя по России, еще меньше – в Сибирском и в Уральском федеральных округах. То есть более 90% сотрудников своей заработной платой недовольны, и, по данным Superjob, у 45% сотрудников это основной катализатор смены работы.
Но какой должна быть зарплата, чтобы сумма, которая падает на банковскую карточку, вызывала удовлетворение? Например, лично у вас? Наверняка, эта цифра есть в голове. Но важно уметь ее уверенно обозначить работодателю или заказчику проектной работы. Важно знать, как обосновать свои пожелания, чтобы снова не оказаться в ситуации «меня не устраивает мой доход». Как это сделать?
Предлагаю договориться о вводных: вы мастерски владеете своим делом, и вы ищите или планируете искать работу по тому же профессиональному профилю. Рекомендации ниже не означают, что вас примут на работу или в проект. Бюджет на оплату труда компания может заложить меньше, чем вы просите, и это нормально. Данные рекомендации позволят уверенно и смело аргументировать пожелания по финансовым ожиданиям на собеседованиях или переговорах о разовом гонораре. Если точную сумму для себя вы еще не определили, рекомендации в статье помогут найти базовые ориентиры, которые помогут рассчитать свой оптимальный доход. Оговорюсь сразу: речь идет о доходе, который позволяет получать ваш труд и выполняемые задачи, не ваши личностные качества, оптимизм и вера в победу проекта.
Итак, что чаще всего вызывает затруднения, когда нужно озвучить заработную плату на собеседовании или в переговорах о вознаграждении за выполнение проекта? Во-первых, соискатель опасается прогадать и попросить меньше, чем планировала озвучить сторона, которая платит. Во-вторых, часть кандидатов, наоборот, боится напугать работодателя большой суммой и получить отказ.
В этой статье я бы хотела отойти от этого привычного описания причин несмелого и неуверенного ответа на вопрос, сколько вы хотите зарабатывать. Я не буду учить вас приемам работы со страхами и отстаивать свою точку зрения в открытом диалоге с работодателем. Статья посвящена другим вопросам:
- Как определить сумму, которую следует называть в ответ на вопрос «Сколько вы хотите?».
- Где искать аргументы, чтобы обосновать зарплатные пожелания.
1. Внимательно читайте описание вакансии
Вот например, реальное описание вакансии «бухгалтер» от 4 февраля 2017 года, взятое с одного из сайтов по поиску работы.
Задачи и требования:
- Ведение бухгалтерского и налогового учета.
- Подготовка установленной на предприятии отчетности.
- Ведение нескольких юридических лиц.
- Опыт работы на УСНО.
Заработная плата, предлагаемая работодателем, за выполнение данного функционала – 40 тыс. рублей. Город Новосибирск.
Если функционал вам интересен, вы планируете продолжать работу в этом направлении и ваша заработная плата меньше 40 тыс. рублей, в этой вакансии, как минимум, вас должен насторожить пункт «ведение нескольких юридических лиц». Если мы посмотрим внимательно на объявления со схожим функционалом, то найдем среднюю заработную плату по одному юридическому лицу от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. Предположим, эта вакансия предполагает ведение отчетности двух юрлиц. Тогда доход бухгалтера за выполнение такого функционала может быть от как 40 тыс., так и 60 тыс. рублей. Какую сумму запросить – 40 тыс. рублей или запросить чуть больше – решать вам. Но в данном случае два юридических лица – это отправная точка для выстраивания аргументации при обсуждении дохода на позиции, которую обозначает именно данная вакансия.
Давайте рассмотрим второй пример. Ниже представлен функционал на позиции «маркетолог», описанный в вакансии, открытой баром из Екатеринбурга:
- Пиар, продвижение заведения на рынке.
- Организация вечерних развлекательных программ.
- Обеспечение аудио-, видеоконтентом
- Работа с соцсетями, информационными сайтами.
- Создание в заведении атмосферы.
- Работа с персоналом бара по улучшению качества обслуживания.
- Анализ данных, подготовка аналитических отчетов.
- Организация и анализ исследований рынка, разработка маркетинговых стратегий.
- Своевременная отчетность.
- Разработка, реализация и анализ эффективности маркетинговых акций.
Доход, предлагаемый компанией, – 30 тыс. рублей.
Внутри данной вакансии, как минимум три должности: PR-маркетолог, контент-менеджер, HR-специалист. Как эйчару, мне не совсем понятно совмещение функционала в одной должности и требования к компетенциям предполагаемого кандидата, но это второй вопрос. Первый по-прежнему один – соотношение предлагаемого дохода и функционала трех специалистов в одном лице.
Доход всех трех специалистов, даже если ориентироваться на минимальную планку, находится в границах от 25 тыс. до 30 тыс. Поэтому, в данном случае, мы можем вести переговоры о сумме свыше 60 тыс. рублей. Может ли работодатель отказать и принять решение найти кандидата «дешевле» и «под развитие»? Да, конечно. Но напомню: наша с вами цель, научиться определять и аргументировать свои пожелания о доходе. И первый аргумент – это объем функционала. В данном случае можно продолжить вести переговоры с работодателем не только о другой заработной плате, но и о частичном изменении функционала.
2. Повышайте свою ценность как эксперта
Чем выше ваша экспертность, чем полезнее вы можете быть компании, тем выше средняя сумма дохода, которую вы можете запросить на собеседовании и переговорах о гонораре. Но мы говорим о той ценности, которую вы как соискатель представляете для конкретной компании. То есть вы можете быть суперэкспертны, но в рамках конкретной компании ваши знания и опыт будут неактуальными. Работодатель не поймет вашей ценности именно для него. Как следствие, ваши ожидания по доходу могут показаться завышенными.
Помните: если аргументацию, подкрепляющую финансовые ожидания, вы будете выстраивать из экспертности, все ваши знания и опыт должны подтверждаться. Они могут подтверждаться результатами проектов, которые вы вели и HR-оценкой компетенций. Попросите провести такую оценку эйчара на вашей текущей работе и обратитесь к внешнему консультанту. Их выводы помогут вам получить уверенность, что уровень развития ваших компетенций соответствует стандартизированным нормам.
Конечно, требования внутри компаний могут быть разными. Однако базовые навыки продаж, управления командой, ведения подбора персонала, переговоров и многих других компетенций в своей основе похожи, как и технология их оценки в разных компаниях.
3. Узнайте среднюю зарплату на вашем рынке
Средний доход на вашей специальности – еще одна важная точка уверенности, позволяющая выстраивать аргументацию. Поделюсь ресурсом, который поможет решить эту задачу. Если кто-то не знает, информация о средней по рынку заработной плате, с учетом территории и профиля работы, размещена в открытом доступе на сайте Федеральной службы государственной статистики www.gks.ru.
Сейчас, пожалуй, только Центральный федеральный округ и районы Крайнего Севера отличаются по доходу от других регионов, но и уровень цен там отличается. Помните об этом. Определяя свои пожелания, ориентируйтесь на среднюю сумму в том регионе, где планируете работать. А для поиска среднего значения в проектной занятости исследуйте региональные вакансии, размещенные компаниями интересующего вас уровня на сайтах по поиску работы и порталах для фрилансеров.
* * *
Даже если ваша аргументация идеальна, не факт, что работодатель, широко улыбаясь, сразу ответит: «Добро пожаловать в команду». Вы можете услышать: «Спасибо, обратная связь поступит на следующей неделе». Но, что бы вы ни услышали, у вас всегда есть право на выбор. Определитесь со своими финансовыми ожиданиями, говорите о них уверенно, спокойно и решите, в каких обстоятельствах вы готовы вести переговоры о другой сумме.
Хорошая статья. Без воды и по существу.
Александра, добрый день!
Вы абсолютно верно указали на часть критериев, по которым стоит аргументировать свою точку зрения при обсуждении уровня ЗП на рассматриваемой должности. Думаю, что к ним обязательно надо добавить следующие:
1. Условия работы (наличие вредности, сменности, удаленность рабочего места от транспортных магистралей при отсутствии корпоративного транспорта и т.д. серьезно ухудшают условия работы и требуют дополнительной компенсации работодателем).
2. Наличие материальной ответственности и системы штрафов (коллективная мат.ответственность способна серьезно уменьшить вашу зп, даже при идеальном выполнении вами своих должностных обязанностей...).
3. Наличие льгот и компенсаций, предоставляемых работодателем ( наличие служебного жилья, автотранспорта в личное пользование, беспроцентного кредитования в "кассе взаимопомощи", дотация на питание и т.д. - серьезные аргументы в сторону снижения минимальной планки ожидаемой ЗП).
Если посмотреть на функционал позиции «маркетолог», описанный в вакансии, открытой баром из Екатеринбурга, то многие позиции для исполнения требуют бюджета.
Об этом надо в первую очередь разговаривать, какой выделяется бюджет на все это, и кто и как им будет распоряжаться.
Ну а в части зарплаты, тут просто просится бонус в зависимости от доходов заведения, в конце концов для их повышения и должно все это делаться.
А непосредственно зарплата (оклад) здесь вообще может обсуждаться в последнюю очередь.
расписано по делу, но дьявол, как всегда, в деталях.
разумеется в описании позиции всего не скажут, только самое "вкусное". а неплохо бы знать:
1. возможность и частота переработок и как это компенсируется, а главное, как это оговорено в ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ, а не на собеседовании
2. из чего складывается зарплата. очень уж у нас любят платить оклад по минимуму даже не рынка, а едва не МРОТ, а все остальное премии и доплаты, которые хочу дам, хочу не дам, и как это оговорено в ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ, а не на собеседовании
3. бытовые условия. (причем это необходимо видеть собственными глазами, а не глазами кадровика или собеседующего)
4. что с отпусками и как это оговорено в трудовом договоре, а не на собеседовании.
5. каков реальный объем задач и как это оговорено в должностной инструкции и в трудовом договоре, а не на собеседовании.
есть еще масса, казалось бы, мелких вопросов, но на деле превращающихся в серьезную проблему. и опять же, как все это прописано в рукдоках. ибо абсолютное большинство наших работодателей живет по принципу "было бы обещано, забыть (или забить) недолго".
например функционал один, а через пару месяцев подсунут другой, посерьезнее, но без изменения в з/п, зато с условием или подписывай или катись колбаской. если же в трудовом договоре прямо прописан запрет на подобное действие, то это пусть и не стопроцентная, но все же гарантия от такого рода кидалова ибо с судом никто из работодателей связываться не захочет, себе дороже. то же касается системы штрафов (что само по себе противозаконно) за опоздания, к примеру. дурацкий, никому не нужный дресс-код, ограничения по времени тех или иных действий и т.п.
но самое главное, конечно же, структура дохода и возможные потери по инициативе администрации. и вот этого ни один рекрутер никогда не раскроет полностью. потому и прописывать надо и учитывать при расчете "минимальной планки"