Как искать работу в незнакомом городе

Примерно месяц назад, в начале июля 2016 года, я приехал в Санкт-Петербург. Снял квартиру, немного обжился, сын поступает в местный вуз, у него все хорошо. А первое, что надо сделать мне, это, конечно, трудоустроиться. Как практик-управленец я выработал свой системный подход к решению этого вопроса, которым не грех и поделиться.

Давно я этим занимаюсь. Иногда результативно, иногда безрезультатно, но тем не менее, с каждым разом процессы совершенствуются. Некоторые мои наблюдения кому-то покажутся банальными, некоторые – новыми. Сразу скажу: в трудоустройстве, как и в любом деле, нужны стратегия и тактика.

Стратегия

Цель – получить работу, на которую захочется ходить. Спросите себя, чем вы хотите заниматься. Удовлетворены ли сегодняшним положением? Что хотите поменять в жизни? Может быть, в вашем опыте было что-то такое хорошее, связанное с работой и процессами в ней, что это было прям вот ваше. А потом по какой-то причине все закончилось и теперь вы в поиске того кайфа, которого больше нет. Это самое сложное, по-моему, – понять, чего хочешь. Но это очень важно. Потому с ответов на этот вопрос и нужно начинать.

Тактика

Конечно, сначала резюме. У меня их три. Одно как у всех: родился, учился, работал, опять учился, снова работал, вновь учился, еще работал, столько-то наработал. Опыт тут, тут, еще вот здесь, вот этого немножко, в этом суперспециалист, каких мало. А еще я speak English quite well и 少し日本語が話せます. Это первое.

Второе я называю «рабочее». Это типа эссе о моих трудовых подвигах на каждом рабочем месте. В нашем конкурентном мире сухие резюме с перечислением должностей, полномочий и достижений теряются среди сотен таких же подобных. Поэтому, чтобы тебя заметили, надо отличаться. И чем свободнее и интереснее резюме будет написано, тем выше вероятность, что на тебя обратят внимание. Но это мое мнение, не претендующее на вселенскую мудрость.

Третье резюме тоже как у всех, только на английском языке. На всякий случай, чтобы было. Для меня было бы здорово применять в работе язык, который я так долго и интересно учил в школе и институте и потом всеми силами старался держать на приемлемом уровне. Иногда описания вакансий встречаются на английском, и я в ответ с удовольствием высылаю резюме на том же языке.

Важные правила в составлении резюме

1. Не врите! Все вранье вычисляется на раз. Пишите, что было на самом деле. Никто не идеален, и в карьере каждого случалось какое-нибудь гов... Ну, вы поняли. Меня, например, выгонял с работы мой партнер-соучредитель. Так и написал в резюме. Ну, было... Что я теперь сделаю? Это мой негативный опыт, который очень эффективен и помог мне сформироваться как профессионалу, в отличие от позитивного, приобретая который, думаешь, что так и должно быть. А у вас есть такой? Пишите!

2. Постарайтесь написать резюме грамотно. Понимаю, это сейчас (по какой-то непонятной для меня причине) для многих непросто, но это надо сделать. Word подчеркивает ошибки, предлагает замену. После знаков препинания ставим пробелы и соблюдаем отступы, контролируем висячие строки. Это несложно.

3. Резюме надо правильно разместить. Основные сайты, которые я использую, superjob.ru и hh.ru. Мои резюме вывешены также на LinkedIn и еще сайтах на пяти... Количество сайтов играет на максимальный охват аудитории. Чистый маркетинг. Важно разместить резюме в разделах, соответствующих отраслям, в которые вы стратегически хотите попасть. Затем, в зависимости от того, где ваши резюме размещены, сайты будут вам предлагать подходящие вакансии. Но только те вакансии, которые посчитали подходящими сами сайты своими кремниевыми мозгами, поэтому не ленимся и делаем поисковые запросы. Причем не только в стратегически выбранных областях, но и в смежных, а еще лучше, вообще без указания области, так как рекрутеры и кадровики тоже люди, и могут поместить вакансию не в ту отрасль, которая вам нужна.

4. Резюме надо регулярно обновлять. Это можно делать автоматически, за деньги, а можно и вручную. На HeadHunter – каждые четыре часа, на SuperJob – каждый час. Найти вас в начале списка проще, чем на третьей странице, правда? Не забываем.

5. Когда видите подходящую вакансию, на нее надо откликнуться. И не просто ткнуть в кнопку «Отправить резюме», но обязательно написать сопроводительное письмо. Причем желательно, чтобы оно касалось вашего опыта именно в той сфере, которой касается вакансия. Текст должен быть небольшим, понятным и цепляющим, чтобы человек с той стороны заинтересовался вашим опытом. При небольшой практике получается на раз.

Резюме – это только половина дела. Не забудьте про нетворкинг. Это общение с друзьями в реале и в виртуале, в соцсетях, на форумах, где угодно. Если ищете работу, не забывайте сообщить им об этом. Помним про охват, да? Чем больше сетей, тем лучше. Опыт подсказывает, что для разных задач эффективны разные сети. Для меня, например, оказались наиболее эффективными Facebook и LinkedIn.

Не стесняемся общаться со знакомыми людьми в личке. Причем делать это надо аккуратно. Не стоит писать знакомым: «Слышь! Ты же типа директор. Возьми меня к себе, я классный!». Пишите максимально дипломатично. Люди вам ничего не должны. И это их личное дело, помогать вам или нет. Это важно. От этого в большинстве случаев и зависит результат.

Региональные особенности

Переходим к практике поиска именно в Питере. Но сначала один лайфхак: чем западнее, тем эффективнее в поиске работы LinkedIn. Там в основе тусуются хантеры и HR-специалисты разных уровней. Но там очень сложно задружить с человеком, если с ним вместе не учился и не работал. Практически невозможно. Выход – мобильное приложение. Там можно задружить с кем угодно вне зависимости от совместного опыта. У меня уже более 500 целевых контактов.

Итак, от теории – к практической части. Работу в Питере я стал искать за два месяца до переезда. Еще зимой сделал на хорошем бесплатном сервисе свой лендинг. Очень помогает как приложение к сопроводительному письму: «Традиционное резюме с возможностью скачивания pdf можно найти на сайте...».

На HeadHunter и SuperJob заинтересовавшие вакансии можно помещать в «Избранное», чем я и занимался два месяца. Конечно, вакансии на месте не стояли, все менялось. Тем не менее, когда я прибыл в Питер, у меня в «Избранном» было около двух десятков вакансий, разбитых по категориям: «Работа мечты», «Нормуль», «В голодный год». И стал я их последовательно прорабатывать: отклики на сайтах, поиск конторы «живьем», прозвон, визиты. Тут важно не лениться.

Как результат: на третий день после приезда я уже был на первом собеседовании, хотя договориться о встрече было непросто. Никто в офисах подходящих для работы компаний нас не ждет. Чтобы попасть в перспективные кандидаты, надо обязательно предварительно звонить, выяснять, как зовут менеджера, ведущего вакансию, и напоминать о себе. Надо узнать электронную почту рекрутера и ему послать свое резюме в личку, в WhatsApp – везде, куда получится. А потом еще контрольный звонок абсолютно не лишний: «Вы получили мое резюме на вашу вакансию?».

Пока обрабатываю только вакансии из группы «Работа мечты». До остальных еще не добрался. Результат: пока я переезжал, шесть вакансий уже закрыты или на стадии закрытия, четыре вакансии в оперативной разработке; прошел два собеседования, из которых одно – вполне удачно, но руководитель HR-службы ушел в отпуск и взял до августа паузу.

Дальше. В Петербурге очень много агентств по трудоустройству. В связи с чем я еще дома создал себе закладки со ссылками на сайты агентств, которые смог найти в 2GIS. Их около ста. Каждую неделю я эти сайты просматриваю, выбираю на них актуальные вакансии, рассылаю по ним резюме и сопроводительные письма. Плюс обновление профиля в LinkedIn: это для хантеров. Там ограничение по количеству символов, поэтому о содержании профиля кратенько: вот, я приехал в ваш замечательный город, готов с низкого старта сделать жизнь в вашей компании лучше, только позовите, я примчусь в соответствии с расписанием общественного транспорта.

Ну, и хватит, наверное. Кто дочитал до конца и кому интересны детали, спрашивайте! Удачи всем!

Расскажите коллегам:
Комментарии
Слушатель MBA, EMBA, Москва

Хороший обмен опытом. Без словоблудий.
Спасибо!

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

А почему не подыскали новую работу до того, как переезжать? Ведь это не было неожиданностью.

Наталья Черентаева пишет:
А почему не подыскали новую работу до того, как переезжать? Ведь это не было неожиданностью.

Поставьте себя на место работодателя. Есть несколько кандидатов в городе, и один, пусть даже самый эффективный (правда, с его слов), но за 6000 км... Кого бы вы выбрали?

Директор по закупкам, Москва

Прошло три месяца... И какой результат проведенной работы?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.

10% программистов крупных IT-компаний ничего не делают

По данным исследования, столько разработчиков лишь числятся в штате и получают зарплату, но при этом не приносят пользу компании.