Сила руководителя - в контактах

Эрминия Ибарра, Марк Хантер

Эрминия Ибарра — профессор, заведующая кафедрой организационного поведения международной школы бизнеса INSEAD (Фонтенбло, Франция); ведет программу для менеджеров, переходящих на высшие руководящие должности. Ее последняя книга «Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру» вышла в русском переводе в 2005 году. Марк Хантер — журналист, преподаватель INSEAD, где ведет курсы по коммуникациям, автор книги «The Passions of Men. Work and Love in the Age of Stress» (Putnam, 1988).

Как правило, поднимаются по карьерной лестнице люди, которые хорошо знают свое дело и умеют добиваться результатов от подчиненных. Когда же в один прекрасный момент они выходят за пределы своего отдела и сталкиваются с проблемами бизнеса в целом, то не сразу понимают, что важнее всего не освоить методы системного анализа, а научиться налаживать связи и поддерживать отношения. Встречи с людьми, которые заинтересованы в их проектах или могут принять участие в них в будущем, — не пустая трата времени, отвлекающая от «настоящего дела», а самая что ни на есть главная работа, суть их новых обязанностей.

Большинство новоиспеченных начальников считают выстраивание связей с «нужными» людьми делом малопочтенным, мол, в лучшем случае такое общение — это внешне самый пристойный способ использовать человека в своих интересах. Неудивительно, что лишь единицы легко заводят знакомства, — большинству новичков непросто преодолеть это предубеждение. Но ведь деваться некуда: либо человек обзаводится полезными связями, либо его ожидают сплошные неудачи: его или не продвинут на руководящую должность, или он не будет ей соответствовать.

Наблюдая за тем, как руководители берутся за выполнение этой пугающей их задачи, мы поняли, что есть три вида социальных сетей: рабочие, личные и стратегические. Первые помогают в текущих делах, вторые нужны для личностного развития, третьи — чтобы выходить на новые направления бизнеса и на людей, которых хорошо бы привлечь к новым проектам.

Рабочие связи

Руководители должны поддерживать хорошие деловые отношения со всеми, от кого в какой-то мере зависят результаты работы, — это и есть их рабочая социальная сеть. Многие могут похвастаться огромным числом деловых знакомств, ведь в рабочую сеть попадают не только подчиненные и начальники, но и коллеги по цеху, авторитетные сотрудники, которые могут заблокировать или, наоборот, поддержать проект; клиенты и др. Людям, работающим вместе, нужно притереться друг другу — и тогда между ними появится взаимное доверие. Задача эта не так проста, как кажется, но хотя бы понятно, с кем надо «дружить». В свою сеть нужно включать всех, кто может выполнять работу и кто нужен для успеха дела, — критерий, определяющий принадлежность к рабочей сети, совершенно однозначен.

Ошибка большинства руководителей — во всем полагаться на людей, с которыми они изо дня в день работают плечом к плечу. С ними хорошо решать конкретные задачи, но не прокладывать стратегический курс. Ведь даже неформальные рабочие отношения завязаны на краткосрочные цели. Потенциал рабочей сети зависит от взаимопонимания и взаимного доверия ее членов. Но любые, даже самые крепкие рабочие отношения вряд ли помогут менеджеру выйти на новый уровень — ведь эти контакты ориентированы на нынешние проблемы.

Личные связи

Когда новоиспеченный руководитель наконец понимает, что зацикленность на своем отделе до добра не доведет, он начинает искать близких по духу людей на стороне. И тут ему становится ясно, сколь несовершенны его представления о бизнесе и неразвиты социальные навыки, в частности, что он мало чего знает о других профессиональных сферах. Из-за этого ему трудно найти общий язык с людьми, с которыми он не связан ежедневной работой. Нужно обязательно расширять свой кругозор, для этого стоит вступить в профессиональную ассоциацию или клуб, например. Именно так и формируется сеть личных знакомств.

Многие менеджеры недоумевают: зачем тратить драгоценное время на всю эту суету, раз прямого отношения к работе она не имеет? Все просто: новые люди могут вас кому-то отрекомендовать, открыть перед вами новые горизонты, чему-то научить и помочь советом. Благодаря личным знакомым человек не только развивается сам, но и обрастает стратегическими связями.

Чаще всего друзей мы заводим вне работы: мы ищем тех, с кем у нас есть что-то общее. А уже они могут связать нас с нужными людьми, и в этом смысле личные социальные сети обладают немалым потенциалом. А ценность наших контактов определяется тем, через сколько человек мы можем выйти на того, кто нам нужен.

Стратегические связи

Когда молодого руководителя, прежде управлявшего небольшим отделом, назначают на более высокую должность, ему приходится перестраиваться — учиться думать стратегически. Какую лепту в общее дело внесет лично он, во многом зависит от того, как он выстроит отношения с другими руководителями и какое место займет в стратегической сети с ее разветвленной системой связей и обмена информацией.

Оказывать влияние на множество разных — с точки зрения профессии, положения, опыта, целей и мотивации — людей может тот, кто предлагает идеи для всей компании, а не только для своего отдела. Чтобы «продавать» эти идеи руководству и добиваться своего, нужно вступать в коалиции и нажимать на все доступные рычаги.

Настоящий лидер отличается от заурядного руководителя тем, что знает, куда идти, и умеет собрать под свои знамена нужных людей. Перетянуть на свою сторону влиятельных сотрудников, окружить себя преданными последователями, нутром чувствовать обстановку, сводить между собой нужных людей — все это неотъемлемая часть его работы. Но не каждый новичок понимает это. По мере карьерного роста кто-то, осознавая свою усиливающуюся зависимость от других, старается и других сделать зависимыми от себя.

Люди, виртуозно налаживающие стратегические связи, не просто воздействуют на свое окружение, но активно формируют его: отбирают и переводят на ключевые должности своих подчиненных, находят новые источники финансирования, при приеме на работу оказывают протекцию нужным людям и даже производят перестановки в советах директоров ради преуспевания бизнеса. Молодому руководителю непросто обзаводиться стратегическими связями — это отнимает много времени и сил, а его и так едва хватает. Но возмездие за подобную близорукость настигает в самый неподходящий момент — когда в работе их подразделения происходит сбой. Тут-то им и надо призвать помощь извне, но они, как правило, пытаются самостоятельно спасти положение, и понятно, что во время аврала им совсем не до «праздного» общения. Фокус в том, чтобы не замыкаться в своей рабочей сети, а постепенно добавлять новые звенья и превращать ее в стратегическую.

Просто делайте это

Отношения с людьми нужно холить и лелеять, иначе они зачахнут. Это настоящая работа, иногда довольно тяжелая. Что же делать, чтобы она приносила и удовольствие, и пользу? Измените свои установки. Часто руководители отмахиваются от проблемы: «У меня и так дел по горло». Кто-то считает, что выезжать за счет знакомств неприлично. Как бы то ни было, если начинающий руководитель не понимает, что выстраивание отношений с людьми — один из ключевых моментов новой работы, он не уделяет этому достаточно времени и сил и, значит, рубит сук, на котором сидит. Умение завязывать и поддерживать связи, относясь к людям с уважением, а не манипулируя ими словно пешками в своей игре, — вопрос здравого смысла и интуиции. Многому можно научиться, присматриваясь и прислушиваясь к тем, кто особенно одарен этим талантом.

Налаживайте связи в организации через «внешних» знакомых. Завязать стратегически важные знакомства совсем не просто, ведь не всегда есть «естественный» повод для общения с человеком из другого отдела, если он к тому же занимает более высокое, чем вы, положение. Когда нет общей задачи или предлога для встреч, создайте их сами.

Не жалейте время на общение. Если молодой руководитель не научится передавать часть своих обязанностей подчиненным, он всегда найдет уважительную причину, чтобы увильнуть от общения, официального и неформального, с коллегами из других подразделений, ведь действительно это отнимает время у работы. Но чем реже мы тренируемся в каком-то деле, тем хуже оно нам дается. Так образуется порочный круг.

Постоянно обновляйте свои связи. Если вы создали большую базу данных деловых знакомств, постоянно пополняете свою телефонную книжку, это еще не значит, что у вас есть разветвленная социальная сеть. Многие начинают именно с этого, но дальше дело стопорится — поддерживать знакомство по телефону оказывается трудно. Поэтому большинство спохватывается, только когда гром грянет и нужный человек понадобится, что называется, позарез. А вот виртуозы общения действуют иначе. Они хватаются за любую возможность напомнить о себе, получить или дать совет знакомым.

Чтобы снять хороший урожай, нужно неустанно возделывать почву. То же самое и в отношениях с людьми. О нас не забывают, пока мы на виду и на слуху. Не бойтесь лишний раз попросить о небольшом одолжении, сами проявите инициативу — сведите между собой людей, которые, на ваш взгляд, могут пригодиться друг другу. Делайте хоть что-нибудь — не важно, что именно. Главное, не давайте заржаветь вашим связям, заставьте людей поверить, что знакомство с вами полезно им.

Чтобы создать надежную социальную сеть, нужно не столько уметь, сколько хотеть этим заниматься. Когда первые усилия не приносят быстрых результатов, у многих опускаются руки. Затем следует поспешный вывод: эта работа — не для них. Но на самом деле тут не нужны особые врожденные таланты, необязательно быть и сверхобщительным экстравертом. Это — навык, и он нарабатывается постоянной тренировкой.

Нельзя стать настоящим лидером, не выходя за пределы своей рабочей сети. Подающему надежды руководителю предстоит сплести собственную стратегическую сеть, включить в нее людей, которые не имеют отношения к его профессии или бизнесу и не работают в его компании. Такой переход — от работы по специальности, приносящей быстрые практические плоды, к столь эфемерной деятельности, как общение, — мало кому дается легко. Приходится переосмысливать свои задачи и выстраивать отношения в соответствии со своим новым статусом. Молодому руководителю предстоит осознать, что в новой роли он просто обязан формировать широкий круг знакомств, а значит, этой работе он должен посвятить столько времени и сил, сколько нужно, чтобы получить отдачу.

Сокращенный вариант статьи из «Harvard Business Review – Россия», Октябрь 2007

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.