Основать собственную компанию - это мечта многих, но осуществить ее удается лишь единицам. Что для этого нужно? Потрясающее трудолюбие, сила воли и любимое дело. Но создать компанию - это самый первый шаг и не всегда самый трудный. Сформировать команду, найти свою нишу на рынке, сформулировать принципы работы... Ошибиться в этих вопросах легко, а цена ошибки - потеря «своего дела». О том, как создать собственную компанию на одном из самых конкурентных рынков нашей страны и за 7 лет вывести ее в десятку лучших, мы беседовали с Анной Рыжковой, генеральным директором рекрутинговой компании «3R Recruitment Сompany».
Executive.ru: Вы основали свою компанию, когда вам было всего 22 года. Скажите, пожалуйста, вы начинали это дело с нуля или у вас уже были какие-то наработки?
Анна Рыжкова: Да, я действительно создала компанию, когда мне было 22 года, но думаю, что опыт удался в основном потому, что я начала работать с 17 лет. Я помню, что это решение сложилось, когда сдавала выпускные экзамены в ВУЗе (Как не комично звучит - я должна была стать специалистом по налогообложению).
Конечно, если бы я до этого нигде и никогда не работала, а только училась, это было бы чистым безумием и у меня бы ничего не получилось, а так я себя считала уже человеком опытным, с 5-ти летним стажем работы за плечами, знающим, чего я хочу, абсолютно зрелым. Нужно отметить, что пришла я в рекрутмент совершенно из другой сферы – из ИТ-бизнеса. Там за пять лет я успела пройти путь от секретаря до Key Account Manager и занималась продажами сложного оборудования иностранным клиентам.
Executive: А чем вас так привлек рекрутмент, почему вы не стали работать в ИТ-сфере?
А.Р.: За год до кризиса (летом 1997 года) я совершенно случайно оказалась в одном известном агентстве, и, войдя туда, вдруг поняла, что это именно тот мир, в котором я хотела бы жить. И когда консультант начал предлагать мне позиции, я попросила его оставить меня у них помощником, ассистентом, кем угодно, хотя по квалификации уже могла в своей отрасли претендовать на более высокие позиции. К счастью или сожалению, тогда с рекрутментом не сложилось. Но мысль, что рекрутмент это моё, засела у меня в голове.
Executive: Вам понравились ощущения…
А.Р.: Ощущения - да! Но и до этого у меня в жизни было несколько эпизодов, когда мне говорили, что у меня лёгкая рука на поиск работы для других людей. Я находила работу своим подругам и знакомым. Просто давала советы: иди туда, напиши то, скажи так. И все получалось! Я не знаю почему, может быть, я могу видеть в людях их главные достоинства, их склонности... Я даже не задумывалась об этом, но где-то после четвертого раза, когда у меня снова получилось, подумала, что в этом точно что-то есть. Потом был визит в агентство – это второй толчок.
А третьим и самым мощным стимулом стал кризис. Я потеряла работу, и мне никак не удавалось ее найти – многие иностранные ИТ-компании тогда сократили штат до генерального директора и бухгалтера, а в кадровые компании без опыта не брали. Полгода я сидела без работы, а потом мои знакомые решили открыть собственную компанию, связанную опять-таки с информационными технологиями, и позвали меня на продажи. В ответ я им предложила найти вместо себя нескольких человек, и таким образом попробовать свои силы в подборе специалистов. В течение трех месяцев я нашла им пять человек и предложила сделку: я буду осуществлять подбор персонала по аутсорсингу, а они помогут мне с собственным бизнесом. Вот с этого все и началось.
Executive: Но ведь вы не знали рынка, технологий….
А.Р.: Я была самоучкой, меня никто рекрутменту не учил; на первых порах я не представляла себе, что такое технологии, тенденции, что такое база данных и т.д., у меня даже не было мысли, что я должна себе найти знающего партнера. Я решила всё исследовать сама. И нашла ассистента, мы вместе с ней стали работать я искала клиентов и вела позиции, ассистент помогал мне в закрытии этих позиций. По сути дела, я всё время была одна, сама развивала компанию. Конечно, потом появились люди, которые помогали вести бизнес, брали на себя ответственность, но я старалась всё время быть на шаг впереди них, быть примером для них.
Вы знаете, сегодня, когда я слышу отзывы о своей компании, отзывы о работе консультантов, практически всегда мне кажется, что это отзывы о моей личной работе. И это говорит о том, что в компании прописаны технологии, прописаны отношения, есть общий взгляд на работу. Ценности компании известны каждому сотруднику, поэтому создаётся такое единение.
Executive: Вам доводилось самой проводить собеседование? На что вы обращаете внимание в людях?
А.Р.: Я вижу в людях их сильные стороны и строю бизнес, в первую очередь акцентируя внимание на талантах людей, с которыми работаю. Если я вижу, что человек отлично делает что-то и ему это нравится, я найду ему то место в структуре, где он реализуется на все 100%. Это что касается моей компании.
Раньше, когда я работала консультантом, я смотрела на пришедшего человека и сопоставляла его возможности и позицию. Меня интересовали достижения, цели или их отсутствие, темперамент. В целом, я старалась смотреть на человека шире, чем допускали рамки позиции. Этот поход я и исповедую при интервьюировании кандидатов, и передаю его своим консультантам: нужно быть всё время шире тех рамок, в которых ты работаешь, не нужно зацикливаться на каких-то определенных подходах и стандартах. Да, мы знаем многие методики, да, мы прошли не один тренинг, но кроме этого, мы – люди, которые умеют принимать самостоятельные решения, думать и задавать вопросы и, исходя из ответов, делать выводы о человеке, который к нам пришёл. Видя, что к нам пришел профессионал с большой буквы, мы не ограничиваемся двадцатиминутным интервью, чем, кстати, гордятся многие агентства. У нас для этого даже есть специальные переговорные: просторные и уютные, и самое главное - изолированные. Обычно мы смотрим на кандидата со всех сторон: оцениваем, какой он организатор, управленец, специалист, как и на каком проекте может работать. И на основании совокупности данных делаем предложение.
Чем мне нравится рекрутмент, так это тем, что мы можем помочь человеку найти себя. Ему должно быть, в первую очередь, интересно заниматься тем, чем он занимается, а опыт, знания и навыки приложатся.
Executive: Вы сразу решились делегировать полномочия или пришли к этому постепенно?
А.Р.: Постепенно, конечно же. Сначала было страшно просто от мысли, что я буду находиться в собственном кабинете, а сотрудники, мои коллеги за стенкой, будут что-то делать, при этом я физически не смогу узнать, что именно. Потом взрослеешь и понимаешь, как нужно мотивировать людей на результаты, осознаешь, что им нужен твой совет, твои поддержка и помощь, а вот твой контроль иногда и нет. Я за отношения партнерства и неважно между кем и кем: генеральным директором и ассистентом, генеральным директором и руководителем отдела, мужем и женой… Есть общие интересы, и каждый понимает, за что он отвечает, главное во время расставить некие приоритеты и понять, кто чего хочет.
Я, наверное, настоящим генеральным директором стала только года через три после основания компании. До этого я была просто консультантом, который работал с несколькими ассистентами, потом консультантом, который работал с несколькими консультантами, потом руководителем группы. Честно говоря, первые три года я вспоминаю с ужасом: это была работа на износ, на ноль, потому что, когда я это всё организовывала, у меня, по сути, был только один постоянный клиент, и то я не могла брать с него полную стоимость, потому что этот клиент был моим инвестором. Поэтому я изначально задавалась вопросом, если я «хороший садовник, то смогу ли организовать несколько садов и научить людей выращивать цветы так же хорошо, как это делаю я сама». Конечно, я рисковала, но потом поняла, что делать все не только самой, а с помощью талантливой сплоченной команды, в сто раз интереснее.
Executive: Вы всему учились на собственном опыте или получили потом профильное образование?
А.Р.: У меня довольно длительное время было странное чувство: мне хотелось, чтобы кто-то был рядом, кто-то, кто выше меня на голову и кто бы знал про этот бизнес все. И первое время я страдала от этой неполноценности, потому что все время все сама и сама. Потом, методом проб и ошибок, я поняла, что большинство консультаций и советов, в которых я нуждалась, мне могут компенсировать тренинги. Я учусь каждый год, сама себе определяю зону развития, а, когда знаешь, что тебе нужно, не так сложно найти места, где этому можно научиться.
Потом мне нравится, что я могу пойти на какой-то тренинг, где речь будет идти вообще не о моём бизнесе, прослушать его два-три дня, а потом взять это всё и переложить под потребности своей специфики, переосмыслив, как бы прочитав заново.
Executive: Нужно ли ставить перед собой амбициозные и на первый взгляд недостижимые цели?
А.Р.: Да. Вы знаете, я с самого начала знала, на кого хочу быть похожей. С одной стороны, это было очень амбициозно - равняться на известные зарубежные компании, но с другой – возможно, все получилось именно поэтому. Я всегда вижу, какой хочу быть через 10 лет, ставлю себе цель и маленькими шагами к этой цели иду. Недавно, кстати, прочитала об одном американском исследовании, которое проводили еще в 60-х годах. Отобрали 20 студентов и попросили их написать, как они видят себя через 10, 20 и 30 лет, а потом отслеживали их жизненный путь. 70% написали, что они пока не знают, кем они будут, но те 30%, которые написали, как они себя видят через много лет, добились, чего хотели, какими бы нереальными не были их цели.
Когда мне было 17 лет, моя мама спросила: «Аня, кем ты хочешь быть?», а ответила: «Директором». Я сама себя нацелила на этот результат, я просто чувствовала, что знаю, как надо это делать. Я всё время недовольна собой, я всегда знаю, что может быть лучше, это какой-то бесконечный процесс. Мне всё время мало того, что я сделала. Я очень рада, что мы входим в лучшие агентства Москвы, но пока у нас нет региональных представительств. Мне очень нравится, что нас уже 30 человек, но может быть и больше. Я всё время хочу находиться в состоянии весны, мне всё время хочется, чтобы у меня всё начиналось.
Executive: Но такая позиция подразумевает довольно высокий темп и большую нагрузку. А ведь есть еще и личная жизнь?
А.Р.: А меня только такой темп устраивает. Сейчас, имея двоих детей, я успеваю намного больше, чем тогда, когда их не было. Всё зависит опять-таки от того, что ты хочешь. Если ты хочешь, чтобы твои дети брали с тебя пример, учились, развивались, то и живешь соответственно.
И потом мне всё время есть с кем себя сравнить в худшую сторону. Я стараюсь уметь выстраивать отношения с людьми и объяснять им, как и что нужно делать.
Executive: А не хочется отдохнуть, расслабиться?
А.Р.: Мне кажется все те, кто занимается любимым делом, получают удовольствие от своей работы, поэтому и расслабляться не нужно. У меня есть видение относительно главных вещей в моей жизни.
У меня никогда не было мысли сидеть дома, я сразу начинаю болеть. Как будто энергия из меня уходит, я не могу реализовывать себя только с детьми, только дома, только на кухне, только по дороге в детский кружок. Мне кажется, что женщина рождена не только для этого, во всяком случае, я так чувствую. И отдых тоже люблю активный: горные лыжи, беговые лыжи, плаванье, йога.
Мне нравится Москва. Мне нравится этот ритм. Я приезжаю в другой город, и там мне не хватает московского безумия. Я люблю даже пробки, потому что успеваю позвонить в сто мест и решить кучу вопросов, что не удается сделать в офисе.
Executive: Какой вы видите свою компанию через 10 лет?
А.Р.: Я хотела бы, конечно, чтобы мы были сетевым агентством с региональными представительствами. Сейчас это моя основная цель и задача: нужно сделать мощный рывок, разработать до конца технологию… Я думаю открыть около сорока представительств в различных городах России, потому что только за этим будущее в нашей стране, если мы хотим говорить о нас, как о серьёзном игроке в области рекрутингового бизнеса.
Еще есть отдельный проект в Германии. Мы исследовали рынок и поняли, что большое число немецких компаний собираются сейчас выходить на российский рынок, и мы готовы осуществлять для них подбор персонала для тех представительств, которые они собираются открывать в России. Это не имеет никакого отношения к регионам, но если всё пойдёт хорошо, мы будем делать подобные инновационные проекты и в других странах.
Что касается приоритетов, мне хочется сохранить существующие отношения внутри компании, хочется, чтобы люди, приходя к нам, понимали, что они социально ответственны и что они делают некое благо. Нам всем в 3R Recruitment Company нравится менять жизнь людей к лучшему, участвовать в развитии, становлении карьер, помогать людям находить себя. Другими словами, сохранить принципы сервиса с человеческим лицом, где люди относятся друг другу с глубоким уважением и пониманием и стараются идти друг другу навстречу, хотя это очень сложно в нашем безумном мире.
Фото анонса: pixabay
Да уж, если есть талант - это большой плюс. Очень повезло, что она нашла себя. С таких людей надо брать пример
Вы, Анна, выбрали хорошую стратегию развития своего бизнеса - '[COLOR=blue]помочь человеку найти себя[/COLOR]'!'[COLOR=blue]В целом, я старалась смотреть на человека шире, чем допускали рамки позиции. Этот поход я и исповедую при интервьюировании кандидатов, и передаю его своим консультантам: нужно быть всё время шире тех рамок, в которых ты работаешь, не нужно зацикливаться на каких-то определенных подходах и стандартах.[/COLOR]' - Ваш подход импонирует мне, думаю он в полной мере позволяет раскрыть деловые и жизненные качества кандидата, понять психологические мотивы, его стремления и ожидания. На основании такого 'досье' можно предложить кандидату именно, то что он хочет, именно ту работу о которой он возможно мечтал и в большинстве случаев и клиент, и принятый работник останутся довольны!У Вас амбициозные и далеко идущие планы, потребуется не мало сил и времени, что бы их реализовать! Удачи!
Обратился к Анне с вопросом-просьбой: [COLOR=blue]'помочь человеку найти себя'[/COLOR], еще до выхода этой статьи, (ну или как минимум до ее обнаружения) пока ответа нет. Не дошел, наверное, или времени нет ...
Отправляла россыпью резюме по агентствам. Сразу можно выделить тех, кто отписываются при получении резюме. И сделать выводы о качестве работы тех, кто обращения игнорирует. Агентство 3R относится к последним. До представительств западных агентств им еще работать и работать...
:D :D :D :D :D :D :D :D :D :D :D
Ничего личного.
Агентство заточено на получение гонораров с клиентов, регулярно занимаются уловом голов (тупо переманивают типо спецов).
Не рассмотрели спеца, который был нанят в '''''''''''''' лидер ИТ ТОП листа на должность руководителя департамента.
Лупу купите, Анна.
Вы, Анна, выбрали хорошую стратегию развития своего бизнеса - ''[COLOR=blue=blue]помочь человеку найти себя[/COLOR]''!
''[COLOR=blue=blue]В целом, я старалась смотреть на человека шире, чем допускали рамки позиции. Этот поход я и исповедую при интервьюировании кандидатов, и передаю его своим консультантам: нужно быть всё время шире тех рамок, в которых ты работаешь, не нужно зацикливаться на каких-то определенных подходах и стандартах.[/COLOR]'' - Ваш подход импонирует мне, думаю он в полной мере позволяет раскрыть деловые и жизненные качества кандидата, понять психологические мотивы, его стремления и ожидания. На основании такого ''досье'' можно предложить кандидату именно, то что он хочет, именно ту работу о которой он возможно мечтал и в большинстве случаев и клиент, и принятый работник останутся довольны!
У Вас амбициозные и далеко идущие планы, потребуется не мало сил и времени, что бы их реализовать! Удачи!