Управление здоровьем персонала – одна из важнейших задач HR

Опрос руководства ряда европейских компаний, проведенный BusinessWeek European Leadership Forum, доказал, что компаниям скорее нужно ставить приоритетом благополучие своих сотрудников, нежели заботу о клиентах. Интересно, что концепция развития людей является самым важным фактором, влияющим на успех бизнеса. Руководители компаний сообщили, что наличие способных, инициативных служащих-профессионалов более ценно, чем знание потребностей клиентов. Компании могут сделать клиента счастливым, только если их сотрудники окружены заботой и уважением. Если быть точными, то в конечном итоге именно служащие отвечают за отношения с клиентами и представляют ценностное предложение вашей организации. По данным британской страховой компании BUPA, люди с крепким здоровьем в среднем на 20% эффективнее, чем люди со слабым здоровьем. К последним можно отнести до 30% сотрудников коллектива, которые испытывают стресс, недостаток сна, страдают от плохой диеты и гиподинамии.

В современных условиях многие аспекты производственной деятельности негативно сказываются на здоровье персонала: это и постоянный стресс, и недосыпание, и плохая экология, что особенно актуально для крупных городов, но главное — это цейтнот. Недостаток личного времени не позволяет сотрудникам своевременно проходить обследования и обращаться за медицинской помощью, уделять внимание спорту, отдыху и здоровому питанию. Интересные результаты дало исследование «Российско-Американского сотрудничества в области профилактики». При анализе ответов на вопрос о барьерах профилактики было выявлено, что основная причина низкой эффективности профилактических вмешательств связана с отсутствием средств (76%) и времени (68%).

В ситуации, когда у сотрудника не хватает времени, работодатель должен сам управлять здоровьем своих работников. Для этого HR-ы западных стран уже достаточно давно пользуются технологией Health management, которая становится все более актуальной и в России. По словам советника генерального директора САО ГЕФЕСТ по корпоративной политике, соучредителя клуба «HR-пространство» Евгения Соколова, в самом общем виде Health management (управление здоровьем) включает в себя две составляющие. Первая – это всестороннее исследование медицинских рисков, цель которого состоит в том, чтобы выявить и ранжировать по значимости факторы, негативно сказывающиеся на здоровье сотрудников. Иными словами, специалисты изучают производственные процессы и обращают внимание HR-ов на все острые углы: стрессогенные точки и другие аспекты, негативно сказывающиеся на здоровье персонала. На этой стадии изучается статистика по наиболее частым заболеваниям, устанавливаются их причины и последствия, проводится стресс-аудит. Далее по результатам исследования составляется план превентивных мероприятий, которые необходимо провести, чтобы снизить заболеваемость. Превентивные мероприятия охватывают все сферы, так или иначе сказывающиеся на состоянии здоровья сотрудников. Это не только регулярные медосмотры и вакцинация, но и корпоративный фитнес, программы, стимулирующие отказ от курения, здоровое питание, а также эргономика и экология офиса.

Чтобы мотивировать сотрудников заниматься своим здоровьем, необходимо, прежде всего, увязать карьерный рост и экономическое благополучие с состоянием здоровья. Во многих западных компаниях давно стали нормой премии сотрудникам, которые воздерживаются от курения и ведут здоровый образ жизни. Страховая компания Humana Inc. провела опрос среди своих сотрудников с целью выяснить, употребляли ли они табачные изделия в предыдущие двенадцать месяцев. Те, кто воздерживался от курения, получали ежемесячную прибавку к жалованию в размере $5. А компания General Mills Inc. ежемесячно вычитала у курильщиков $20 из пособий по болезни. Борьба с курением характерна не только для американских компаний. Например, японская Triumph International предложила своим работникам компенсацию в размере $240 за отказ от курения в рабочее время. В одной из российских компаний генеральный директор предлагал $500 каждому, кто отказывался от вредной привычки, с тем условием, что если сотрудник вновь начинал курить, его штрафовали на $1000. В США, Израиле, Японии если сотрудник в течение года не отсутствовал на работе по болезни, он может получить оплаченное приглашение на двоих в первоклассный ресторан либо чек на определенную сумму на обслуживание в лучших медицинских учреждениях. Таким сотрудникам (при наличии определенного стажа) предоставляются ссуды с пониженной процентной ставкой, производится оплата их медицинской страховки или 50% оплата медицинской страховки для членов семьи. Практикуется перечисление на пенсионный счет работника дополнительной суммы по итогам года и снижение ее, если работник в этот период отсутствовал в связи с заболеваниями.

Важную роль играют не только бонусы, но и различные мероприятия, направленные на внедрение идеологии здорового образа жизни на предприятии. «Очень сложно отследить действительно ли человек отказался от вредной привычки или он спокойно продолжает курить во внерабочее время, действительно ли он серьезно занимается фитнесом или посещает спортзал «для галочки». Важно создать цельную идеологию здорового образа жизни», — отмечает директор по персоналу управляющей компании холдинга «Сафари кофе» Ванда Баранова. На формирование такой идеологии работают не только внутренние брошюры и плакаты, но и корпоративные спортивные мероприятия: выезды, соревнования, фитнес. «Для НR-a подобные мероприятия – это очень выгодный ход, поскольку позволяет убить двух зайцев сразу. Мы не только стимулируем сотрудников к здоровому образу жизни, но и работаем на team-building», — рассказывает Ванда Баранова. По словам специалистов в области HR, основной камень преткновения при реализации подобных программ — узкий бюджет. «С одной стороны, эффективность подобных превентивных мер очевидна: лучше сегодня вложить средства в превентивные мероприятия, чем завтра потерять вдовое больше на больничных. Но суровая правда жизни состоит в том, что изыскать средства на дополнительные бонусы сотрудникам в рамках скудного HR-бюджета не так просто», — характеризует ситуацию руководитель регионального направления проекта HRM Александр Лагутин. По его словам, с точки зрения финансирования, большим полюсом для HR-подразделений может стать реализация программ Health management совместно со страховыми компаниями и фитнес-клубами.

Комментарий эксперта: возможности страхования в сфере управления здоровьем персонала

Сирма Готовац, член Правления компании «Ренессанс Страхование»:

Избежать дополнительных финансовых затрат на администрирование системы управления здоровьем персонала можно с помощью страхования. Сегодня ведущие страховые компании не ограничиваются простым прикреплением сотрудников клиентов к поликлинике, а предлагают в стандартном пакете услуг эффективные комплексные программы Health management.

Надо отметить, что улучшение здоровья сотрудников, то есть медицинская эффективность добровольного медицинского страхования (ДМС), выгодна как работодателю, так и страховщику. Первый получает повышение производительности труда, работоспособности, лояльности сотрудников. Второй – снижает свои расходы на оплату лечения. Именно поэтому программы Health management получили широкое распространение и пользуются большой популярностью в Европе и Америке.

С помощью страхования сегодня можно успешно решить большую часть задач по управлению здоровьем персонала. Работодатель и страховщик могут еще на стадии заключения договора разработать совместную программу мотивации сотрудников к ведению здорового образа жизни. Суть таких программ заключается в том, что, если по истечении года статистика показывает реальное повышение уровня здоровья застрахованных, предприятие-работодатель получает скидку на страхование на следующий год, а сотрудники – бонусы. Задача страховщика в рамках такой программы – это санитарно-просветительская работа, консультации и тренинги по профилактике заболеваний и отказу от вредных привычек, создание индивидуальных протоколов ведения застрахованных и выработка комплекса мер и рекомендаций, в том числе по питанию и физическим нагрузкам для каждого сотрудника, контроль их соблюдения. Кроме того, страховая компания обеспечивает профилактические осмотры и необходимую вакцинацию персонала предприятия.

Эффективной такая работа может быть только в том случае, если страховая компания обеспечивает предприятию рациональный подход в оказании медицинской помощи, который может быть реализован с помощью системы офисных врачей. Составленный таким врачом план лечения, экономит время клиента и сводит к минимуму риск самолечения, повышая эффективность оказываемой медицинской помощи. Офисный врач аккумулирует статистику и может оценить, к каким заболеваниям предрасположен коллектив, и даже, на основании анализа и опыта обслуживания клиентов со схожими характеристиками, предугадать это заранее. На основании этой статистики, которая отображается в Карте здоровья компании, опции программы ДМС адаптируются под специфические потребности клиента. Это так называемые Tailor made программы – адаптированные под клиента. В пакет услуг ДМС, например, может быть дополнительно включено санаторно-курортное обслуживание или комплекс оздоровительных мероприятий.

Большую роль в управлении здоровьем коллектива играет борьба со стрессом, который, как известно, может быть причиной многих заболеваний, например, гипертензии и других тяжелых сердечных заболеваний. В пакет услуг ведущих страховых компаний сегодня обязательно входит телефонная линия психологической поддержки персонала. По желанию клиента на предприятии может быть проведен стресс-аудит, который с помощью тестирования выявляет «слабые» стрессогенные места, дает анализ общей картины психологического климата в коллективе и инструменты по его улучшению. При реализации программ психологической поддержки персонала повышается производительность труда, персонал в меньшей степени отвлекается на свои проблемы, снижается абсентеизм. Грамотная психологическая поддержка улучшает атмосферу в коллективе, является мощным мотивационным фактором, проявлением заботы работодателя о своих сотрудниках и снижает риск конфликтных ситуаций.

Все перечисленные возможности страхования в сфере Health management большей частью касаются медицинского аспекта факторов оздоровления – самой дорогостоящей и сложной в администрировании задачи. Пытаться решить ее самостоятельно для работодателя бессмысленно, тем более, если в предоставляемый им сотрудникам соцпакет входит ДМС.

Фото: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Хорьков, Лев Соколов
Студент, Нижний Новгород

Мне очень понравилась статья, мне часто приходится видеть, как Частные предприниматели жертвуют здоровьем ради работы. И все мои попытки уговорить их сходить на массаж, наталкиваются на стену под названием 'Нет времени' хотя мне много раз делали массаж и после этого как на крыльях летаешь. Беда в том, что человек забыл на, что способно его тело. Он его использует тока, чтоб ходить передвигаться выполнять нормативный обьем работы. Используют свое запущенное здоровье на выполнение текущих задач. Хотя если бы занялись здоровьем, то смогли бы намного больше успевать.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Стресс-аудит рулит! :D

Студент, Нижний Новгород

Мне очень понравилась статья, мне часто приходится видеть, как Частные предприниматели жертвуют здоровьем ради работы. И все мои попытки уговорить их сходить на массаж, наталкиваются на стену под названием ''Нет времени'' хотя мне много раз делали массаж и после этого как на крыльях летаешь. Беда в том, что человек забыл на, что способно его тело. Он его использует тока, чтоб ходить передвигаться выполнять нормативный обьем работы. Используют свое запущенное здоровье на выполнение текущих задач. Хотя если бы занялись здоровьем, то смогли бы намного больше успевать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Зумеры выгорают чаще, чем представители других поколений

Из-за этого они каждую неделю пропускают задачи, эквивалентные одному рабочему дню.

Максимальный размер больничного будет увеличен

В 2026 году работники смогут получать до 6 800 руб. в день в случаях временной нетрудоспособности.

За отказ нанимать людей с инвалидностью работодателей будут штрафовать

Для должностных лиц штраф составит от 20 до 30 тыс. руб., для компании – от 50 до 100 тыс. руб.

75% россиян предпочтут премию новогоднему корпоративу

При наличии альтернативы — премия или новогодний корпоратив — только каждый пятый работающий выберет праздник.