Как закрыть вакансию с помощью рекрутера-фрилансера

На рынке HR-услуг сейчас много пишут и говорят о чудодейственных способах подбора персонала в соцсетях, по рекомендациям, с помощью видеоинтервью и т.д. Но это работает лишь для малой части задач подбора в бизнесе: поиске топ-персонала и очень редких специалистов. Между тем, для любого бизнеса основную сложность и расходы представляют собой массовые вакансии с зарплатой до 60 тыс. руб., где для выбора подходящих кандидатов нужно потрудиться и грамотно организовать поток. Продавцы, менеджеры по работе с клиентами, секретари, кассиры и т.д. Это тот боевой отряд, который общается с вашими клиентами, партнерами и своими руками делает ваш бизнес. Особенно тяжело приходится малому и среднему бизнесу, у которых нет своих HR-служб и бюджетов на агентства.

В чем же сложность? Работники с зарплатой до 60 тыс. руб. очень слабо или вообще никак не откликаются на вакансии, размещенные на работных сайтах, делая их совершенно бесполезными для решения ваших задач по поиску. Спрос на таких кандидатов, особенно на локомотив любого бизнеса – продавцов, так велик, что, только выложив резюме на работном сайте, работник получает 10-20 звонков с приглашениями на работу каждый день и каждые 3 тыс. руб. и две станции метро от дома здесь играют свою роль. Зачем в такой ситуации что-то искать и откликаться самому?

Через соцсети и по рекомендациям продавцов в бутик обуви или швей на производство также не набрать, как и бесполезно ждать откликов на работных сайтах. Самостоятельно подбирать линейный персонал таким способом можно только в том случае, если к работному сайту с открытой базой резюме у вас прилагаться работник, который будет активно и адекватно искать ваших кандидатов, обзванивая их по резюме. А если это вахта и поиск работников на производство – здесь нужны дополнительные компетенции по поиску в тех городах-донорах, где находятся ваши потенциальные кандидаты.

Решение таких задач для малого и среднего бизнеса быстро перестает быть томным, ведь для выбора нужен поток, а альтернативы его создания, при отсутствии бюджета на КА или штатного рекрутера, всего две: покупать базу резюме и садиться на обзвон самому или нанимать рекрутера-фрилансера.

Плюсы работы с фрилансерами

1. Быстрый найм. За несколько часов можно получить 20-50 откликов на свой проект, разместив его на площадке фрилансеров. А потом выбрать по определенным профессиональным критериям и отзывам нужного исполнителя.

2. Проектный режим работы. Бизнесу удобно иметь внешнего подрядчика, который приходит тогда, когда есть задача, при этом он знает бизнес, включен, но не несет для вас других затрат, кроме оплаты по факту сделанной работы.

3. Низкая цена услуг.

Услуга

Уровень зарплаты искомого кандидата, руб.

Стоимость услуг при работе с московским фрилансером по подбору персонала, руб.

Стоимость услуг при работе с удаленным фрилансером (проживающим в регионах РФ), руб.

Подбор «под ключ» руководителей высшего звена

150 000 – 300 000

40 000 – 75 000

30 000 – 50 000

Подбор «под ключ» руководителей среднего звена

80 000 – 150 000

30 000 – 40 000

20 000 – 30 000

Подбор линейного персонала «под ключ»

50 000 – 100 000

20 000 – 35 000

15 000 – 20 000

Первичный отбор, предварительное общение с кандидатом и предоставление «лонг-листа» по линейному персоналу

50 000 – 100 000

10 000 – 20 000

7 000 – 10 000

Подборка резюме по формальным требованиям

50 000 – 100 000

5 000 – 10 000

2 500 – 5 000

Подбор продавцов-консультантов в бутики и магазины

25 000 – 45 000

15 000 – 25 000

7 000 – 10 000

Подбор неквалифицированного персонала (вахтовый метод, водители, официанты, охранники и т.д.) не только в Москву, но и по всей России

10 000 – 25 000

2500 – 3 000

1 000 – 2 000

Данные актуальны на 2014 год.

Минусы работы с фрилансером

Выгоды такого подбора ощутимы, но нужно понимать, что аутсорсинг не всем подходит. Подбор персонала – это проект, требующий определенных компетенций не только в исполнении, но и в аналитике, постановке задачи, оценке ситуации, контроле и координации исполнителей. И ключевые функции управления проектом могут провисать из-за желания сэкономить. Здесь так: чем больше мы экономим, тем больше функций остается нам.

Давайте подробно разберем по этапам задачи управления подбором, чтобы понять, что мы готовы делегировать и на чем готовы сэкономить:

Этапы подбора по вакансии

Функции исполнителя (что можем получить от рекрутера- фрилансера)

Функции управления (что должны выполнять мы сами, за счет чего экономим)

Постановка задачи на подбор, определение требований к кандидатам

Ничего

Оценка функционала и ключевых требований, которые будут разумны и достаточны на этапе поиска кандидата. Важный проверочный вопрос по требованиям, которые хочется внести в заявку: как это требование помогает бизнесу? (Например, знание английского языка у секретаря). Часто на этом этапе наши желания подменяют пользу для дела

Проверка задачи и аналитика рынка

Сбор данных о количестве подобных вакансий и резюме в интернет, подготовка выборки

Аналитика, выводы и решение о том, сколько платить кандидатам, как позиционировать доход и оклад в объявлении речевого скрипта на этапе телефонных переговоров. Например, при подборе продавцов-консультантов в ТЦ важен буквально каждый рубль, важно попасть в рынок аналогичных объявлений, правильно спозиционировать переменную часть

Позиционирование вакансии для кандидатов

Предлагает формальные критерии отбора, по которым будет производиться первичный отсев резюме и презентацию вакансии, цель которой – привлечь кандидатов

Проверяет и согласовывает критерии отбора и презентацию. Важно правильно построить адекватную систему отбора, и не искать сразу космонавтов по телефону. На каждом этапе проверяются свои критерии

Процесс организации потока кандидатов

Создает поток: делает необходимые размещения, отбирает резюме, делает активные звонки, проводит встречи в скайпе

Оценивает эффективность воронки, обращает внимание на ошибки, при необходимости корректирует фокус фрилансера. Важное правило – если на каждом этапе (отобрано резюме, позвонили, скайп, встреча) отсеивается больше 70% – нужно разбираться и искать ошибку

Выбор финалистов на уровень заказчика

Обсуждает критерии выбора финалистов

Оценивает эффективность оценки по согласованным критериям, обращает внимание на ошибки, при необходимости корректирует фокус фрилансера. Ключевая ошибка: вы по-разному понимаете коммуникабельность, активность, уверенность в себе кандидатов, на первом кандидате понятийный аппарат важно установить общий

Выбор итогового кандидата

Сбор рекомендаций, комментарии, плюсы и минусы по итогам проведенных интервью

Всецело – зона ответственности заказчика. На этом этапе всегда полезна краткая стажировка, ничто так не помогает увидеть кандидата в деле, как само дело

Исходя из этой таблицы, становится понятно, что работа с рекрутером-фрилансером в большинстве случаев – это работа руководителя проекта, к которой надо быть готовым. Надо быть готовым решать задачи управления, понимать законы жанра, изучать рынок, иметь желание построить работающую систему. Такой вид сотрудничества хорошо подходит для профессиональных заказчиков, у которых большой объем вакансий и свои развитые системы контроля.

Малому и среднему бизнесу стоит ориентироваться на более дорогих рекрутеров, готовых взять на себя большую часть задач управления проектом и хорошо с ними справиться, слышать и понимать с полуслова.

Работая более 12 лет в подборе персонала и больше пяти лет с рекрутерами-фрилансерами, помогая заказчикам выбирать исполнителей и управлять их работой у нас на бирже, я могу с уверенностью сказать, что они есть и их немало. Нужно просто не полениться и ответственно отнестись к выбору такого партнера для своего бизнеса. Кстати, на основе данных в таблице можно составить модель вопросов для оценки компетенций фрилансера перед тем, как поручить ему ваш заказ. Успехов вам в вашем бизнесе!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Президент, председатель правления, Екатеринбург

Спасибо, Ольга.
В статье есть аналитика, есть конкретные советы. Прослеживается желание предостеречь предпринимателей от ошибок и показать реальное положение вещей.
Полезная статья.

Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

Только есть нюанс. Фрилансер-HR - это, как правило..., Гуманитарий. Да, хороший психолог, аккуратный документовед. но ..Гуманитарий!

Даже штатный кадровик никогда не подберёт Коммерческого Директора или даже линейного нач-ка отдела продаж (т.к. надо ЗНАТЬ технологии ''изнутри'').

Ну если только ...швей и другие рабочие вакансии подбирать таким потоковым методом:-)

HR-директор, Москва

Елена, спасибо! Экономичный подбор персонала - очень актуален для малого и среднего бизнеса. Сотни магазинов и торговых центров, которые сбиваются с ног, пытаясь привлечь персонал и в первую очередь продавцов. Пробуют разные варианты и без понимания вопроса - часто разочаровываются в услугах подрядчиков. А ведь здесь, как и в любом вопросе, всегда есть не только свои плюсы, но и ограничения, о которых мало говорят и вообще не пишут. Нельзя получить услугу за 10 000 рублей, которая стоит 100 000 рублей, но можно решить определенные, нужные именно тебе задачи.

Решили поделиться своим опытом - у нас больше 3500 рекрутеров-фрилансеров, которые каждый день удаленно закрывают вакансии по всей России. И концентрация вопросов велика, не только донесения до клиента правил работы, но и развитие возможностей и обучение самих фрилансеров. Сложная тема. Интересен будет опыт коллег, которые столкнулись и получили свой опыт. Спасибо!

HR-директор, Москва

Татьяна, спасибо за важный подмеченный момент. Безусловно - в первую очередь мы говорим про простые задачи подбора: персонал с зарплатой до 60 000 рублей. Здесь вероятность ошибки - кратно меньше.

Сложные вакансии - тоже можно, но я и подчеркиваю в статье - это должен быть особый фрилансер и цена на услуги его будет выше. У нас много фрилансеров по подбору, которые занимаются только подбором ИТ-специалистов, инженеров или руководителей. Как правило, это бывшие HR-директора или руководители отделов, которые находятся в декрете или просто выбрали свободный фриланс стилем своей жизни. Здесь важно оценивать опыт фрилансера, отзывы, внимательно беседовать про предмет - обязательно. Как и в отборе любого другого партера по бизнесу, никакого волшебства.

Президент, председатель правления, Екатеринбург

Мне знакома Ваша практика в профессиональном аспекте. Именно еще поэтому понравилась статья. Не сомневаюсь, что многие будут благодарны.
И еще. Личное. Вы - красивая девушка и такая умница!!! Респект!

HR-директор, Москва

Елена, спасибо за ваш отзыв о моей практике и теплые слова! Крайне приятно делать дело, которое вызывает подобный отклик. Честно говоря, я ожидала получить больше каверзных вопросов и сомнений по поводу услуг фрилансеров :-)

Менеджер по персоналу, Москва

Ольга, статья безусловно полезная и достойная руководителя фриланс-сайта.

Директор по продажам, Москва

Добрый день! Очень полезная статья именно для меня , только открыли малый бизнес и нужны продавцы ) как можно связаться по этому вопросу с Вами ? Спасибо )

HR-директор, Москва

Юлия, написала вам в личку. В форуме предоставление контактов модератором не поощряется. Рады будем помочь!

Директор по продажам, Москва

Ольга, спасибо Вам )

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
5
Игорь Семенов
Скажите, используются ли при ремонте материалы и если да, то кто их покупает - вы или ваш  ИП-под...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как россияне проведут новогодние каникулы

Каждый шестой россиянин хочет на праздники уехать в место без связи и интернета.

Исследование: сколько бизнес тратит на Новый год

Треть российских компаний потратит более 500 тыс. руб. на новогодний корпоратив.

Каждый шестой россиянин позорился на корпоративе

При этом 82% опрошенных считают предновогодний корпоратив важной традицией и ждут мероприятия с приятным предвкушением.

Треть компаний увеличат затраты на обучение сотрудников в 2025 году

Самые большие суммы компании готовы инвестировать в обучение топ-менеджеров.