11 правил выживания рядом с боссом-нарциссом

Приход на работу в новую, тем более крупную компанию, ― это всегда стресс для новичка. Особенно, если он приходит на должность в верхних ступенях иерархической пирамиды. Помимо отладки коммуникаций с подчиненными и коллегами, новичка беспокоит вопрос взаимоотношений с «главным боссом», тем более, если он харизматическая личность и постоянно демонстрирует свои лидерские качества.

Такой босс при первом знакомстве часто поражает новичка скоростью, с которой он умеет сосредоточиться на том, что действительно важно в данный момент. Босс демонстрирует глубокую осведомленность в вопросах, имеющих принципиальное значение, способность моментально разобраться в самой сложной ситуации. Его отличает необыкновенная решительность.

Но вот проходит период адаптации для новичка и он начинает замечать, что его мнение, опыт и знания игнорируются боссом, а следом и коллегами. Ему все тяжелее находить аргументы для подчиненных, почему тормозятся проекты, над которыми работает подразделение. Все тяжелее и тяжелее вести конструктивный диалог с боссом. И новичок ловит себя на мысли, что ему не удается поддерживать с боссом постоянный контакт, а это может привести к необратимым последствиями для проектов и компании.

Новичок начинает понимать, что босс лишает их с коллегами инициативы и полномочий своим авторитарным методом управления, сильно переоценивает свою способность контролировать ход событий и недооценивают роль внешних факторов, полагает, что может диктовать свою волю тем, кто находится рядом с ним, партнерам, поставщикам и клиентам. Также босс верит в то, что все, чего достигло возглавляемая им компания, — это исключительно результат его гениальных усилий. Верит, что для этого достаточно одного его таланта и напористости.

Свою задачу босс видит в том, чтобы реализовывать собственное творческое видение. По его мнению, остальные сотрудники компании нужны исключительно для воплощения в жизнь существующего у него представления об идеальном предприятии. Он стремятся лично принимать окончательные решения по любым вопросам, связанным с деятельностью подвластной ему компании, что усиливает его желание контролировать всех и вся.

Нашему новичку нравилась его работа, и он не стал принимать поспешных решений ― писать заявление об уходе или разжигать конфликт, в котором он явно бы проиграл. Оценив ситуацию и взяв на вооружение успешные примеры коллег, которые давно работают в компании, составил для себя ряд правил общения с боссом.

Многие скажут, ну вот, очередные заповеди от доморощенного пророка. После ознакомления с правилами поведения с таким боссом, подведем и научный фундамент под все пункты. Чтобы наладить продуктивный контакт с боссом в подобной ситуации, рекомендуется:

1. На приеме у босса приготовьтесь провести на месте некоторое время; не спешите:

  • Обсуждайте важные для вас вопросы наедине, при личной встрече, без других участников, особенно если необходимо внести коррективы в ранее принятое решение;
  • Выбирайте момент, когда у него более свободное от других встреч время;
  • Не торопитесь излагать проблему, а дайте ему время самому собраться и побудить вас к этому жестом, взглядом или словом;
  • Не инициируйте окончание встречи, а дайте ему возможность самому сделать это.

2. Выражайте свои мысли спокойно и прямо:

  • Излагайте проблему четко, понятно, кратко, но не торопливо;
  • Всю информацию излагать необязательно, ограничьтесь ее минимумом в достоверном виде, особенно при ответе на вопрос;
  • Обязательно делайте ссылку на необходимость его помощи, консультации или совета.

3. Четко назовите себя и обозначьте свою роль:

  • Стройте свое поведение с ним как взаимоотношения ученика с учителем или ребенка с родителем;
  • При подготовке его встречи в чужом офисе всегда лично встречайте его и сопровождайте до места как VIP персону.

4. Избавьте его от расспросов; получите необходимую информацию от ближайшего окружения:

  • Не пытайтесь получить у него четкую информацию о сути интересующего вас процесса;
  • Не используйте терминов, которые ему могут быть не известны или не понятны;
  • Не задавайте вопросов требующих конкретных специальных знаний.

5. Сядьте, но не так близко, чтобы нарушить его личностное пространство, и не прикасайтесь к нему:

  • На совещаниях обязательно занимайте определенное вам место;
  • В кабинете никогда не садитесь, не спросив на то формального разрешения или не получив его;
  • Показывая документы, схемы, фотографии и тому подобное, держите дистанцию, не становитесь рядом, даже если требуется пояснения по сути документа;
  • Сопровождая его, держитесь сбоку и чуть сзади на расстоянии вытянутой руки.

6. Уточните, чего он ожидает, и чего ожидаете вы:

  • Если вас вызвали, то постарайтесь узнать причину, настроение, лимит времени встречи, список присутствующих лиц и так далее и подготовьтесь к определенному стилю поведения;
  • На совещаниях (в присутствии других) не пытайтесь предлагать и излагать решение проблемы или задачи, если только не поступит конкретная команда;
  • Не настаивайте на немедленном ответе на ваше предложение, возможно, вскоре оно будет подано как его собственное решение.

7. Позвольте ему выразить свои чувства:

  • Не прерывайте монолог, крик или ругань своими оправданиями, замечаниями и ответами ― их он как раз и не ждет;
  • Громко смейтесь над его шутками, даже если он вам сделает за это замечание;

8. Не следует спорить, критиковать, осуждать:

  • Никогда вслух не возмущайтесь его замечаниям или обвинениям в лживости, лени, некомпетентности и так далее;
  • Никогда вслух не ставьте под сомнение правильность его решения, приказа и указания;
  • Никогда не ставьте под сомнение четкость и понятность излагаемой им информации, не требуйте пояснений особенно в присутствии других участников совещания;
  • Помните, что совещание с его участием ― это та же планерка, где ваше мнение никого зачастую не интересует;
  • На совещаниях ничего не обсуждайте с соседом, так как это может быть воспринято как несогласие с его решениями.

9. Искренне ободряйте его:

  • Всегда давайте утвердительный и уверенный ответ на поставленную задачу и не выражайте сомнение в ее целесообразности или своевременности;
  • Небольшая лесть о его гениальном решении или своевременности поставленной задачи не помешает, даже если после этого будет выдвинуто обвинение в отсутствии инициативы.

10. Объясните ему свой план действий; дайте возможность выбора по малозначащим вопросам:

  • Доводя до него основной план своих действий, либо отчитываясь за проделанную работу, преднамеренно оставляйте малозначительную или заведомо известную информацию для его личного и публичного участия в обсуждении и принятии решения.
  • Выберите среди своих задач малозначительные и «нагрузите» его принятием решения по ним (путем получения его совета, консультации, утверждения вариантов решения);
  • В ожидании «разборок» по серьезным вопросам необходимо подобрать стороннюю острую, но малозначительную для вас тему, и вбросить ему информацию, обсуждение которой может забрать основную часть времени общего совещания.

11. Не оставляйте его без присмотра:

  • Необходимо регулярно лично встречаться, общайтесь с ним, ищите любой аргументированный повод;
  • Присутствие на всех его совещаниях обязательно;
  • Обязательно присутствие на «посиделках» с его участием до их полного завершения.

Переоценка человеком собственной значимости, физических и психических возможностей в психотерапии соответствует такому явлению, как мания или бред величия. По сути, это гиперкомпенсация и гиперзащита неуверенного в себе человека. Ядром этих нарушений является психологический феномен нарциссизма. Предложенные правила поведения, все выделенные одиннадцать пунктов, являются стандартными и дословными рекомендациями психиатров при контактах с такими маниакальными шизофрениками, и которые вы легко найдете в Интернете.

Нарцисс, как внутренне слабый человек, нуждается во внешних подтверждениях своей ценности любой ценой, требования особого отношения к себе и условий. То есть, чтобы его личность не развалилась окончательно, такому человеку каждый раз требуется подтверждение собственной значимости, внешняя сверхкомпенсация. Он требует больше, чем нужно, старается общаться только с теми, кто сообщает ему приятные новости.

Первый симптом ― это льстивое и молчаливое окружение босса, отсутствие критики действий руководства.

Другой симптом — это когда нарушается принцип линейного подчинения. Когда директор принимает обращения сотрудников среднего и нижнего звеньев «через голову» непосредственных начальников, то руководитель, «через голову» которого пришел подчиненный, полностью утрачивает авторитет.

Третий симптом — это нежелание или неумение делегировать подчиненным полномочия, особенно касающиеся принятия решений, недоверие и подозрительность, причиной чего является боязнь потерять власть. При этом лидер не знает, как это делать, не может отпустить ситуацию, потому что боится, что кто-то сделает хуже, чем он.

Боязнь потерять власть прослеживается в поведении многих больных нарциссизмом руководителей. Поэтому они сознательно или несознательно выстраивают систему управления компанией так, чтобы роль каждого сотрудника сводилась к минимуму, чтобы его можно было легко уволить, заменить другим.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
IT-менеджер, Новосибирск

Статья не однозначная, но хорошая.

''Отпустить'' ситуацию правда тяжело бывает, и принимать обращения через голову иногда тоже надо, но это ещё не значит ''нарциссизм''.

Пошаговая инструкция к поведению, или к увольнению, если хотите нормально работать, а не устраивать пляски с бубном.

Руководитель проекта, Новосибирск

Ничего себе как автор сыплет диагнозами! Поосторожнее бы такими терминами разбрасываться, и так много любителей диагнозы ставить где можно и где нельзя

Генеральный директор, Санкт-Петербург

На мой взгляд, подобные советы применимы к общению с любым босом, по крайне мере их часть (первые пять).

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Льстите, угождайте и предугадывайте желания босса - вот что мне прочиталось. Но эти советы стары как мир. Вопрос только, стоит ли Ваш босс того, чтобы Вы сами, по доброй воли превратили себя в подобострастного льстеца и подхалима. И чего после этого будете стоить Вы?

CIO, Казань

Интересная статья. Сталкивался с такими руководителями. У них в приемных постоянно много народа. Все хотят уединенности с боссом)))

Директор по развитию, Ижевск

Исходя из личного опыта могу сказать, что вне зависимости от верности поставленного диагноза, советы абсолютно адекватны.
Можно добавить рекомендацию № 12 (если самореализация важнее карьерного роста):
Избегать общения с людьми с такой симптоматикой. То есть если в работе Вы уделяете 50% своей энергии, а может и времени, тому, чтобы выстроить отношения с боссом таким образом, чтобы он иногда к вам прислушивался - зачем она вообще нужна?

Генеральный директор, Москва

В статье можно увидеть 3 части

1. Начальный период работы новичка

Пришел на новую должность, приступил к работе, появились трудности взаимодействия с боссом, начал думать, как их преодолеть. Нормальный ход. Все хорошо. Так должно и быть.

Но новичок находит на солнце пятнышки. ''Свою задачу босс видит в том, чтобы реализовывать собственное творческое видение.'' А чье видение ему надо реализовывать?
Или ''...босс верит в то, что все, чего достигло возглавляемая им компания, — это исключительно результат его гениальных усилий''. Как это новичок так быстро влез в мозги босса и все правильно понял про исключительность и гениальность? Не спеши...

2. Рекомендации.

11 разделов, в основном, полезные, если следовать им с умом, и не считать босса за дурака. Хотя есть такие ''Громко смейтесь над его шутками, даже если он вам сделает за это замечание'', что хочется считать их за шутку юмора автора.
Или ''Всегда давайте утвердительный и уверенный ответ на поставленную задачу'' - если это не тонкая ирония, из ''Операции Ы'', то тут можно до многого насоглашаться...

В целом список рекомендаций ориентирует на широкое применение манипулятивных практик. При этом, новичок готов сам прогнуться до невозможности, но при этом и босса серьезно прогнуть (причем, незаметно для него). Хотя находясь в такой позе, новичку о продуктивной содержательной работе можно будет забыть...

3. Симптоматика босса.

Автор смело провел диагностику (а где материалы обследования и анализов?) и выставил крутую оценку своему боссу, да еще типизировал ее - псих - маньяк - шизофреник (с манией бреда и величия) - но потом несколько сбавил темп и остановился на том, что в основном босс - сравнительно безобидный нарцисс, хотя и с ''гиперкомпенсацией и гиперзащитой неуверенного в себе человека''. Тут надо психотерапевтам учиться и учиться...

Да, есть соблазн полечить хотя бы одного босса, тем более, что некоторые боссы уже десятилетиями лечат целую страну, и ничего, справляются.

А в стальном - все хорошо.

Директор по рекламе, Казань

Проработала с таким ''нарциссом'' полгода. Уволил. Потому что не поехала на корпоративную пьянку. Работать было не тяжело, а крайне тяжело. Не потому что громадье задач. Потому что любое решение принималось только им, любое предложение по бизнесу нельзя было высказывать вслух, потому что, когда ты озвучивал это предложение у него в кабинете - он его уже знал (донесли подхалимы, которые следуют советам в этой статье). Работала главным маркетологом.

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Искренняя признательность автору за 11 пунктов! Распечатал, раздал сотрудникам. Включу приложением в должностную инструкцию:)))

Руководитель, Украина
Алексей Сергейчук пишет: Вопрос только, стоит ли Ваш босс того, чтобы Вы сами, по доброй воли превратили себя в подобострастного льстеца и подхалима. И чего после этого будете стоить Вы?
Отвечу словами одного мудрого человека, которого спросили, - Вы всегда даете много полезных советов другим людям, но сами не всегда им следуете? Мудрец ответил встречным вопросом, - Все люди индивидуальны как личности и с чего вы взяли, что то что подходит другому человеку, подойдет и для меня?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.