Четыре источника энергии для менеджера, или Как быть в тонусе

Почти в любой компании можно наблюдать ситуацию, когда сотрудник, еще недавно заинтересованный в достижении общих целей и предлагающий новые идеи, начинает вести себя так, будто отбывает повинность. Элементарные операции начинают занимать у него куда больше времени, чем раньше, ежедневная работа сводится к выполнению одних и тех же схем, инициатива и креативность сходят на нет. Расставаться с менеджером, потерявшим к деятельности в компании всякий интерес – не лучшее решение, когда дело касается редких и дорогих специалистов. А если в коллективе такое происходит не с одним, а с несколькими работниками, игнорирование источника проблемы может вылиться в тотальную дезорганизацию и нездоровый психологический климат. Следствие – текучка кадров и расходы на подбор и адаптацию персонала. Пытаясь разобраться в причинах, HR-специалисты бросаются внедрять программы повышения мотивации, пытаются «купить» лояльность премиями и бонусами. В большинстве случаев, без особого результата.

Самое очевидное объяснение кажется настолько простым, что его зачастую не рассматривают всерьез. Мы часто объясняем успех компетенцией, мотивацией и правильным распределением времени и приоритетов, совершенно игнорируя важнейший фактор – наш внутренний энергоресурс. Люди просто выдыхаются. После непрерывной гонки у них не остается сил, чтобы продолжить забег.

В действительности самочувствие человека, его физическое и психологическое состояние, выражающееся в достаточном количестве внутренней энергии (жизненных сил) является одним из ключевых факторов, влияющих на продуктивность и интерес к работе. Исследователи пришли к выводу о необходимости обучать сотрудников управлению своей энергией (цикличным процессом расходования и восстановления своих ресурсов), а не рабочим временем (линейным процессов). Идея заключается в том, что время, в конце концов, имеет свои пределы, тогда как жизненный тонус можно постоянно возобновлять.

Западные коллеги в процессе организационных изменений применяют инструменты energy-management, базирующегося на спортивной психологии, когда энергетическая целостность человека используется для достижения выдающихся результатов. Все больше крупных компаний, таких как Apple, Coca-cola, Google, Sony Pictures и Pricewaterhouse coopers, внедряют программы, позволяющие держать тонус своих сотрудников на высоте. «Бытующее мнение, что чем дольше работать, тем больше успеешь сделать, больше не актуально. Сегодня важно не то, сколько часов вы проводите на работе, а то, насколько эффективно используете имеющуюся у вас энергию», – уверен один из топ-менеджеров Ernst&Young.

В России подход к управлению внутренними энергоресурсами руководителей и коллектива как источника колоссальных возможностей для достижения целей получает развитие в практике тонус-менеджмента. Первыми на эту программу обратили внимание крупные банки («Уралсиб», «Связной Банк»). Суть методики заключается в том, что управлять надо не столько временем, чему учит столь популярная сегодня концепция тайм-менеджмента, сколько своим состоянием. В сутках всегда 24 часа, и то, что человек успеет сделать за одно и то же время, зависит именно от его состояния, а не от времени. На бытовом уровне каждый из нас интуитивно управляет уровнем своей энергией: если мы устаем от быстрого темпа ходьбы – сбавляем шаг, восстанавливаем дыхание и силы, и снова готовы ускориться. Специалисты тонус-менеджмента учат системному подходу, освоив который, человек способен решать все возникающие перед ним задачи и всегда находить для этого и силы, и время.

Четыре источника энергии, на которых можно подзарядиться

Исследователи разложили энергию человека на составляющие: физический, эмоциональный, интеллектуальный и смысловой (или сущностный) уровни. Будучи взаимосвязанными, эти энергетические уровни влияют друг на друга. При этом для каждого из этих уровней есть свои поглотители энергии, а есть приемы, позволяющие подзарядиться.

В основе всего – физическое состояние, которое зависит, главным образом, от правильного питания, физических нагрузок и правильной структуры дня. Для восстановления энергии на этом уровне требуется достаточное количество сна, определенный режим и сбалансированное питание (преимущественно белки и сложные углеводы), двигательная активность и цикличный характер работы – с паузами и перерывами каждые полтора часа.

Второй фактор – эмоциональный. Основной источник энергии этого уровня – чувство самоуважение и уважения к другим. В концепции тонус-менеджмента психологический микроклимат в коллективе подразумевает, что все сотрудники уважают себя и своих коллег. В таких условиях человек не оказывается в деструктивном состоянии, которое приводит к потере энергии. Поглотителями сил на эмоциональном уровне являются все негативные чувства: обида, зависть, чувство вины и сожаления. Много энергии тратится впустую, когда мы застреваем в ситуации выбора, не имея сил принять решение.

Третий уровень генерации энергии – интеллектуальный. Источник – творческое напряжение. Поглотитель – информационная перегруженность и многозадачность. У руководителей, чьи подчиненные заняты выполнением рутинных операций, не требующих творческого подхода, может появиться соблазн «пропустить» эту часть. Однако не стоит спешить. Управление интеллектуальными усилиями сотрудников может не только удерживать их энергию на высоком уровне, но и обогатить компанию решениями и рацпредложениями, которые вполне могут привести к сокращению расходов или увеличению продаж. Абсолютно в любом процессе есть место для оптимизации, и непосредственные его участники, если их поощрять, смогут многое об этом рассказать.

Наконец, четвертая составляющая нашего энергетического ресурса – сущностный уровень, связанный с пониманием человеком своей роли и своего места в организации, в понимании ее миссии и ценностей, ощущением причастности к команде. Качественная разница между коллективом, члены которого знают ответы на эти вопросы, и тем, где они даже не обсуждаются, может быть колоссальной. Управлять энергией на этом уровне сложнее всего, но именно он является ключевым. Именно здесь появляются ответы на вопросы «зачем, во имя чего я делаю что-то», «каким я хочу видеть свое будущее и будущее своих близких», «какова моя история, что я хочу в ней сохранить, а что необходимо изменить».

Тонус-профиль (совокупность четырех уровней энергии) руководителя или сотрудника, склонного к преобразованиям, выглядит следующим образом. Подвижен, выдвигает инициативы, живой в общении. Имеет достаточно сил, чтобы сохранять уважение к другим даже в сложных ситуациях. Имеет увлечения помимо работы, находит время на общение с семьей и друзьями, развивается и профессионально, и личностно. Такие люди, по выражению Криса Гарднера, «подгоняют восход солнца, чтобы скорее встать и заняться любимым делом».

Трехступенчатая система обучения

В целом программа тонус-менеджмента в ее корпоративном приложении представляет собой трехступенчатую систему. Первый этап: аудит энергии коллектива, включающий в себя исследование тонус-профиля организации (совокупного уровня энергии сотрудников, необходимого для достижения стратегических целей компании), исследование текущего уровня энергии отдельных сотрудников, а также определение уровня энергии, которого необходимо достичь сотрудникам для полноценного выполнения их функциональных обязанностей. Кроме того, на этом этапе важно выделить факторы, поглощающие энергии, которые необходимо устранить.

Вторая ступень – тренинг или индивидуальный коучинг, где сотрудники учатся управлять своим состоянием, а руководители – энергией своего коллектива. Третьим этапом по завершению обучения становится повторный аудит и анализ функциональных индикаторов.

Продолжительность и насыщенность обучающих программ зависит от величины организации и тех результатов, которых бы хотелось добиться руководству. Для крупной корпорации внедрение этой системы может и полгода, и год, а небольшой компании или частному лицу, желающему научиться держать себя в тонусе, может хватит однодневного тренинга, где он узнает методику управления состоянием и составит индивидуальный план.


Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Юрий Деев, Наталья Черентаева
Менеджер, Санкт-Петербург

Любопытная статья, интересно, когда в Россию придет такое веяние?

Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Юрий Деев пишет: когда в Россию придет такое веяние?
Вот еще статью до конца не дочитала, а такой вопрос уже возник)))
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России создали робота, который может заменить грузчиков и охранников

Робот способен поднимать 300 кг и тянуть за собой еще 500 кг.

Большинство российских компаний подняли зарплаты в 2024 году

Чаще всего поднимали оклады в среднем и крупном бизнесе.

Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Одежда по дресс-коду компании обходится россиянам в среднем 28 тыс. руб. в год

8 из 10 сотрудников компаний, практикующих дресс-код, покупают офисную одежду за свой счет.