Повышение эффективности системы вознаграждения

В этой небольшой статье я хочу обсудить вопрос эффективности разрабатываемой системы вознаграждения по результатам на основе целей и KPI (KPI – ключевые показатели эффективности). Для того чтобы система вознаграждения по результатам на основе KPI была эффективной, нужно разработать цели компании и провести их каскадирование. Цели, которые вы будете привязывать к системе вознаграждения, должны быть направлены на реализацию стратегии компании. Исходя из долгосрочных целей установите цели на год (тактические) и далее разложите их на более краткосрочные.

Кроме следования принципу SMART, при постановке целей нужно дать им правильное определение. В некоторых компаниях цели прописывают как функциональные обязанности или задачи, а нужно ― как результат выполнения той или иной функции с учетом влияния на достижение целей подразделения.

Что еще? Необходимо, чтобы для достижения поставленных целей сотрудники прикладывали усилия. Рекомендую подумать об эффективности системы, в которой все сотрудники почти всегда выполняют KPI на 100% и получают премии практически автоматически.

Кто должен разрабатывать цели: сам сотрудник или его руководитель? Если цели разрабатывает сотрудник, то повышается уровень его ответственности за их достижение, если цели разрабатывает руководитель, то плюс такого подхода в том, что он лучше свяжет их с целями подразделения. Поэтому я бы рекомендовала следующее: пусть сотрудник самостоятельно разработает свои цели, исходя из озвученных и понятных для него целей подразделения во взаимосвязи с его работой и функционалом, а потом уже обсудит и доработает их вместе с руководителем.

Сколько целей нужно разрабатывать? Можно определить до десяти целей, но потом выбрать пять-шесть самых важных из них, чтобы внимание и усилия сотрудника были сконцентрированы на самых важных.

По результатам проведенных исследований в компаниях, внедривших данную систему вознаграждения, росту ее эффективности способствует коучинг и получение сотрудником обратной связи от руководителя по выполнению целей, а также оказание поддержки в течение всего периода выполнения целей. Особенно в тех сложных ситуациях, на решение которых у сотрудника просто не хватает полномочий (влияния).

Неправильно разработанный дизайн (слишком маленькое вознаграждение) или условие, при котором сотрудник получает свое вознаграждение только за 100% выполнения цели или только при достижении нормы прибыли компании, также снижает эффективность системы вознаграждения.

Отсутствие целей компании, их декомпозиции до уровня подразделений и сотрудников, и установленное вознаграждение за выполнение функционала начинает снижать внутреннюю мотивацию работать качественно без дополнительного вознаграждения. Сотрудник начинает привыкать к тому, что за работу без ошибок, своевременное выполнение своих функций он должен получать премию, а не только оклад, и если премию по каким-то причинам не выплачивают, то сразу снижается внутренняя мотивация работать качественно.

Ситуацию можно сравнить с семьей, в которой родители за каждую пятерку платят ребенку 100 рублей, за четверку ― 50 рублей, а за тройку не платят ничего. Если он пропылесосил ― 100 рублей, помыл пол ― еще 100 рублей, сходил в магазин за продуктами ― 50 рублей. Уже известно, что такое воспитание не приводит ни к чему хорошему. Как только родители перестают платить деньги, ребенок перестает что-то делать.

Поэтому очень важно не нарушить баланс и понимание, за что сотрудник получает оклад, за что вознаграждение, а иногда достаточно только признания и благодарности от руководителя.

Таким образом, опыт компаний, внедривших данную систему, подтверждает, что система вознаграждения будет эффективной, если вы сначала разработаете цели компании и далее на их основе KPI – ключевые показатели эффективности, а потом уже свяжете с размером и условиями вознаграждения.

Кроме того, как показал опыт, успеха добиваются компании, которые обучили руководителей методам разработки целей и KPI. Вовлечение руководителей в процесс разработки целей и KPI позволяет повысить их ответственность за достижение поставленных целей, снизить возможное сопротивление.

Самый лучший вариант ― провести корпоративное очное обучение для руководителей по постановке целей, декомпозиции и разработке KPI, но если у предприятия нет финансовой возможности для проведения обучения внешними провайдерами, нужно провести такое обучение своими силами.

Другой вариант ― создать Практическое Руководство (пошаговую инструкцию) по разработке целей и KPI и разослать руководителям для самостоятельного обучения. Для этого вы можете использовать содержание и краткое описание разработанного мною руководства.

Но если вы уже успешно внедрили в вашей компании систему вознаграждения по целям и KPI, прошу кратко поделиться вашим опытом. Я думаю, это будет очень полезно для тех, кто сегодня занимается разработкой и внедрением данной системы на предприятии.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Печенкин
Руководитель управления, Москва

Если со стратегическим менеджментом в порядке, то и с целями будет Ок. Далее в производственный контракт либо сбалонсировано, либо декопозировано, либо и так и так. Сложности возникают на этапе контроля - нет системы учета, нет четкого источника данных, метрики противоречивы или на уровне чувств.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: чего ждут российские IT-специалисты от работодателей

Половина сотрудников в IT мечтают о гибриде, но большинство опрошенных вынуждены работать в офисе.

Предлагаемые в России зарплаты выросли на 25% за год

Быстрее всего зарплаты в 2024 году росли у водителей, сварщиков и промоутеров — в 1,5–2 раза.

90% работодателей готовы нанимать неопытных специалистов

Представители бизнеса считают, что перспективные кандидаты, готовые к обучению, могут стать настоящим активом для компании.

Половина россиян оказалась в состоянии выгорания к концу 2024 года

Наиболее распространенные симптомы выгорания — постоянное чувство усталости и раздражительность.