Экспаты – это красная тряпка для многих российских менеджеров. Говорить спокойно об иностранцах, которые работают в организации, удается немногим. Конечно, топ-менеджеры-иностранцы обычное явление в местных филиалах международных компаний и к ним там, кстати, относятся гораздо лояльнее, чем к приглашенным специалистам в российских корпорациях.
Почему у нас так не любят экспатов? Один из раздражающих факторов – это, безусловно, зарплата. Точно не знает никто, но все сотрудники уверены, что шеф-экспат получает намного больше, чем его русский коллега. А делает иногда в разы меньше. Второй фактор гораздо более интересен: многие экспаты вызывают негативное отношение к себе потому, что навязывают свои правила в чужом монастыре. Приходя работать в компанию, менеджер-иностранец часто не задумывается о том, что он должен выучить русский язык, принятые у нас правила поведения, ему это не нужно и он заставляет окружающих жить и работать по его правилам. Плюс часто имеется в наличие еще и некоторое пренебрежительное отношение к местным менеджерам. Любви и уважения коллег и подчиненных эта манера поведения не приносит. Кроме того, многие иностранцы не скрывали, что приехали просто зарабатывать легкие деньги в эту «дикую Россию». Так было в 90-х годах, сегодня все немного иначе, но стереотип уже сложился и сломать его непросто. И к любому иностранцу до сих пор относятся с предубеждением.
За десять лет рынок изменился, и экспаты изменились тоже. В начале 2000-х гг. приглашать иностранцев на работу было модно. Каждая крупная компания или считающая себя таковой должна была иметь в штате иностранца, а лучше нескольких. О квалификации экспата, о том, чем он реально сможет помочь компании не сильно задумывались, главное, чтобы был. Иностранцы охотно ехали в Россию зарабатывать быстрые и бешеные деньги, ехали на полгода, год. Сегодня многие компании пересмотрели свое отношение к иностранцам, поняв, что не все экспаты хороши, иногда наши лучше. С этим согласна Ирина Курганова, директор департамента по развитию бизнеса кадровой корпорации Manpower: «Разумеется, спрос на экспатов десять лет назад был гораздо выше, чем сегодня. Это связано, прежде всего, с тем, что в России стало формироваться новое поколение менеджеров, способных возглавить разные направления бизнеса. Как правило, сегодня западных специалистов приглашают в такие сегменты, как промышленность, FMCG, строительство, гостиничный и ресторанный бизнес».
Екатерина Горохова, генеральный директор Kelly Services, продолжает: ««Нельзя сказать, что российских работодателей сегодня сильно привлекают иностранные работники, скорее, в России есть определенные профессии и индустрии, где среди наших работников нет экспертов определенного уровня или специализации. Раз их нет, приходится искать за рубежом. Если говорить о квалифицированных специалистах, то, в большей степени, экспаты привлекаются для производств, где требуется редкая производственная экспертиза, либо знание определенных технологий. Яркий пример – химическая промышленность. Нередко зарубежные специалисты занимают позиции финансовых директоров, и вообще топ-менеджерские позиции, на которых ощущается нехватка отечественных профессионалов».
Количество приглашенных специалистов уменьшилось, а вот их качество улучшилось. Кроме того, многие международные компании, открыв в нашей стране филиалы, стали направлять сюда топ-менеджеров из головных офисов. Эти специалисты приезжают сюда ради работать, а не отдыхать, потому что от показателей их деятельности в России зависит их дальнейшая карьера на родине. Как сегодня относятся в России к экспатам?
Рекрутинговая компания Antal Russia опросила 200 менеджеров среднего и высшего звена, чтобы понять, что они думают о своих иностранных коллегах.
Действительно, появившаяся несколько лет назад тенденция замены иностранных сотрудников местными укрепляется. 42% опрошенных подтвердили, что их компания ищет замену иностранным коллегам.
Однако компании все еще не могут отказаться от помощи зарубежных профессионалов. «Многие компании по-прежнему охотно приглашают иностранных специалистов для курирования разных направлений бизнеса в России. Это продиктовано, прежде всего, тем, что приглашенные специалисты имеют больше опыта в налаживании бизнес-процессов, а также внедрении новых стандартов контроля качества» - замечает Ирина Курганова.
Игорь Шехтерман, управляющий партер, глава практики Executive Search, RosExpert: «Количество экспатов сократилось в кризис, когда компании пытались пережить его с минимальными затратами. Начиная с 2010 года спрос за иностранных топ-менеджеров вернулся на докризисный уровень. Российский бизнес вновь активно нанимает иностранцев, особенно в крупные производственные холдинги, многим из которых предстоит реструктуризация и технологическое перевооружение. Иностранные специалисты гораздо лучше знают современные технологии производства».
Более 60% опрошенных признались, что кризис не повлиял на количество иностранцев в их офисе, а 16% утверждают, что у них стало даже больше иностранных коллег. При этом половина опрошенных менеджеров подтвердила планы своей компании нанимать иностранных менеджеров в ближайшие полгода.
«В случае, когда требования к позиции включают международный опыт, компания, скорее всего, будет охотнее рассматривать экспата, - комментирует Ольга Демидова, менеджер рекрутинговой компании Antal-Laurence Simons. - Работодатели понимают, что иностранные менеджеры привозят с собой специфическую экспертизу, как в области общего управления, так и в более узких областях: технологиях или новейших разработках в разных индустриях».
По данным исследования чаще всего иностранцы занимают позиции директорского уровня, позиции руководителей отделов, руководителей проектов и партнеров. При этом 23% опрошенных менеджеров среднего и высшего звена утверждают, что количество иностранцев в коллективе по их мнению не должно превышать 10%, а 40% респондентов считают, что 5% экспатов вполне достаточно.
Екатерина Горохова рассказывает: «Есть два основных типа иностранных работников, приезжающих на работу в Россию: одни приезжают подметать и строить, другие – использовать свои уникальные знания и опыт. Первые, соответственно, приезжают за заработком, вторые – слишком разные специалисты, чтобы можно было выделить для них единый мотивирующий фактор. Можно выделить и третий тип – рабочие (синие воротнички) и специалисты из стран ближнего зарубежья. Эта категория людей, несмотря на связанные с их оформлением сложности, высоко ценится российскими и западными работодателями – такие работники обычно дисциплинированы, не злоупотребляют алкоголем, и в целом заинтересованы в своей работе и в ее сохранении».
У иностранных менеджеров, по мнению респондентов, есть несколько преимуществ: опыт ведения бизнеса в развитых странах, западный стиль управления и прогрессивный подход к решению задач, а также образование западных вузов. Среди минусов респонденты чаще всего упоминали недостаток российского опыта, непонимание особенностей местного менталитета и ведения бизнеса в России, дороговизну экспатов и трудности оформления их как сотрудников. Ирина Курганова комментирует: «За последние 2 года количество экспатов в России значительно сократилось. Это связано, прежде всего, с кризисом и периодом нестабильности, который переживала наша страна. Как правило, приглашение иностранных специалистов обходится компании достаточно дорого. Случается так, что компания оплачивать не только проживание самого экспата, но и всех членов его семьи, которые вместе с ним вынуждены переезжать в другую страну».
«Иностранные сотрудники имеют ряд преимуществ, однако необходимо понимать, что привлечение менеджера-экспата не станет для компании решением всех задач. Мне кажется, что российские компании начали осознавать, что иностранный менеджер — это не дорогая игрушка или волшебник, а сотрудник, при правильном использовании опыта которого можно получить большую отдачу»,- говорит Михаэль Гермерсхаузен, генеральный директор Antal Russia.
Об уровне компенсации экспатов ходит множество слухов. 78% респондентов опроса Antal Russia считают, что их иностранные коллеги получают более высокие зарплаты, чем местные профессионалы на аналогичных позициях.
Отчасти это утверждение соответствует истине. Основной причиной высоких заработков иностранных специалистов был «перегретый» рынок труда, который мы наблюдали до конца 2008. Дефицит кандидатов провоцировал рост зарплат как у иностранцев, так и у местных специалистов. Конечно, если компания командирует своего сотрудника в Россию, помимо зарплаты ему предоставляется солидный соцпакет — оплата жилья, обучения для детей, компенсация поездок домой и т. д. Однако сегодня экспатов привлекают в Россиию не только деньги. Игорь Шехтерман: «Финансовая мотивация, безусловно, присутствует, но иностранных топ-менеджеров гораздо больше привлекает другое. Работая в западных компаниях, они вынуждены двигаться в заданной системе координат. Именно возможность реализации сложных проектов, запуск бизнеса с нуля и другие амбициозные задачи на российском или украинском рынке привлекают иностранных топ-менеджеров».
Размер компенсации зависит от востребованности того или иного специалиста, эксклюзивности его опыта, навыков и знаний, а также наличия аналогичных профессионалов на местном рынке труда. Если иностранный кандидат уникален, то компенсация действительно может быть впечатляющей. Но в целом уровень зарплат и бонусов иностранных и местных сотрудников отличается не очень значительно, а иностранные менеджеры становятся более гибкими при обсуждении финансовых аспектов предложения о работе.
«В последнее время как в России, так и в странах Центральной Азии очень актуальна практика привлечения специалистов с большим опытом работы, хорошим образованием и сильной мотивацией из активно развивающихся в последние десятилетия стран: Китая, Малайзии, Индии. Размер их компенсации сопоставим с уровнем зарплат и бонусов местных менеджеров и специалистов», - говорит Гульмира Шакуова, старший консультант рекрутинговой компании Antal Kazakhstan.
Но есть и несколько иные данные. Ирина Курганова: «Разумеется, заработная плата экспатов выше, чем у их российских коллег. Уровень оплаты труда сильно зависит от сегмента. В среднем иностранные специалисты получают на 25-30% больше, чем их российские коллеги. И хотя финансовый аспект имеет далеко не последнее значение, но и опыт работы на таком рынке, как Россия, ценится за рубежом и является «весомой строчкой» в послужном списке управленца». С этим соглашается и Игорь Шехтерман: «Ориентировочная минимальная прибавка в 30% связана, прежде всего, с переменой места жительства, определенными рисками. При этом, следует отметить, что данное правило действует не только для топ-менеджеров, приезжающих на работу в Россию, но и для российских топ-менеджеров, которые, например, едут работать в Украину».
Благодарим компанию Antal Russia за предоставленные материалы
Фото: pixabay.com
В принципе, всё верно, но по существу ничего нового в статье не сказано. Просто озвучена текущая ситуация, а где же ответ на вопрос: ''нужны ли они нам?''
Главным и ключевым достоинством т.н. «экспатов» на абсолютно любом рынке является отличное, хорошее или хотя бы удовлетворительное (в зависимости от должностного статуса и функциональных обязанностей таких сотрудников) знание данными специалистами национальных особенностей той страны и того сектора деятельности, из которых и приглашают работать в Россию. Т.е. их задача в первую очередь заключается в том, чтобы играть роль своеобразного полноценного моста между российским бизнесом, работающим в первую очередь в области внешнеэкономических связей, и иностранными компаниями, правила игры в которых, равно как и принципы организации бизнеса которых данные специалисты знают хорошо. Равно как и являются вхожими в круг общения и круг деловых интересов менеджмента соответствующих организаций или в целом по сектору.
И самое главное, - помимо общего знания того, как строится бизнес за рубежом, что позволяет российским компаниям выходить на иностранных партнеров сравнительно без проблем, а также избегать «подводных камней» в области оформления специфической документации, - эти специалисты дают компаниям то, что не может дать ни один российский специалист. В том числе и из числа эмигрантов, работающих или живущих за рубежом длительное время. А именно, - знание законодательства, местных обычаев, международных обычаев, связей, правил ведения бизнеса и т.д. Российские кадры данной информацией полноценно и даже неполноценно не владеют. Это одно слово, что юристы и экономисты, менеджеры и маркетологи. Сколько бы они ни работали в отрасли. Остаточные советские кадры еще что-то могут, но таких – единицы. А в общей массе – необходимых и достаточных знаний и практики у людей нет. А раз своих специалистов такого уровня нет, то приходится набирать «экспатов». Мера вынужденная, дорогостоящая, но оправданная.
В компании они всегда строго делают свое дело, на которое их берут. Даже если внешне кажется, что они ничем не занимаются, т.к. их функции могут быть скрытыми от основаного массива сотрудников и даже близких коллег. А что до остальных сотрудников, то они могут шипеть и плеваться сколько угодно, поскольку в том, в чем они превосходят «экспатов» на российском рынке, «экспаты» с точностью до «наоборот» превосходят их на западных рынках, что для компаний в данном случае является более серьезным, чем внутренний рынок страны происхождения. Для обеспечения чего их и берут в компанию. И это следует понимать. Равно как и учитывать деятельность «экспатов» в компаниях, направленную на обеспечения эффективных быстрых связей между российским и западным бизнесом по принятым в мире схемам. И именно поэтому им часто нет необходимости учить русский язык. Они ведь работают с западными рынками, их функции в этом. А что происходит на уровне России, - их не касается. Их функция в данном случае, – организационная, обеспечительская и коррекционная, - ориентирована на зарубежье и на контакты с ним. В том числе и в рамках формирования внутренних структур в компании, способных работать с зарубежьем по принятым наиболее эффективным схемам.
Что же касается попыток «экспатов» внести изменения на западный манер в российских организациях по направлениям, которые они возглавляют, то причина этого также очевидна. При переходе между космическими кораблями во время стыковки «Союз-Аполлон» наличествовал некий переходный шлюз для разных типов переходных стыковочных люков. То же самое правило распространется и на «экспатов», которые формируют и представляют собой подобный переходной шлюз в российских компаниях как в своем лице, так и в лице возглавляемых ими подразделений. Чтобы контакты с иностранными партнерами проходили гладко по принятой в мире или существующей в данном виде бизнеса схеме, без того, чтобы требовалось большое число различных согласований и заверок в неприспособленных для работы с западными партнерами российскими административно-менеджерскими структурами, лишенными подобного «шлюза». Что позволяет многократно ускорить процесс обмена информацией и принятия решений, а также контроля за совершением операций.
Это – то, что касается «экспатов» в области внешнеэкономической деятельности и адаптции с их помощью российского бизнеса под принятые во всем мире «правила игры» на нужных рынках или в определенных секторах экономики или внеэкономической деятельности. Т.е. мера вынужденная, оправданная и обоснованная, поскольку ничего лучше для решения своих проблем в недостающем и неудовлетворительном кадровом составе по уровню собственный российский рынок специалистов предложить не в состоянии.
И третий момент – «экспаты» в областях российской экономики, не связанных с внешнеэкономической деятельностью. Здесь важен в первую очередь их практический опыт работы, знания и умение построить систему опять-таки по западному образцу. Наиболее характерный пример того, - розничные и оптовые торговые сети, а также интернет-бизнес. Поскольку в данном случае, а также в любых иных областях, полностью или частично копируемых в России по организации с Запада, проще взять на работу готовых иностранных специалистов, с наличествующими у них необходимыми знаниями и опытом работы на время формирования нужной структуры и запуска ее в дело (а также на время отладки), чем самостоятельно, с полуграмотными российскими специалистами, консультантами, менеджерами и т.д. пытаться что-то создать на западный монер, руководствуясь лишь отрывочными сведениями о том, как этот процесс в принципе организован и функционирует за рубежом. Т.е. «экспаты» нужны на время создания проекта, на время его адаптации и отладки, а затем в них появляется нужда, когда проект через какое-то время необходимо развивать дальше, когда приглашается уже следующее поколение «экспатов», которые и вносят в него необходимые изменения.
Последнее, правда, не всегда бывает успешным, поскольку не известно, какой по качеству «экспат» попадется компании. Равно как и справится ли он с тем, что за время «безэкспатья» наваяют в компании его российские коллеги. Что до промежуточного периода деятельности, то с незначительными коррекциями в деятельности организации и с текущим ведением проекта обычно сравнительно успешно справляются и российские специалисты, «нахватавшиеся» что-то от своих западных коллег за время их присутствия в компании или в других организациях по роду деятельности. Их функция в данном случае является сугубо поддерживающей и обеспечительной, когда работа дорогостоящего «экспата» в компании становится уже «временно не нужной».
Что до общего положения дел с «экспатами» на российском рынке, то она характеризуется тем обстоятельством, что российский рынок на сегодняшний день выработал и выбрал все возможности для своего развития. Поскольку известно, что для определенного типа экономики характерен и определенный тип рынка, рыночных услуг, продуктов, техник продаж и организации рыночной, финансовой и экономической деятельности. Все более новое и прогрессивное из того, что может существовать в других, более развитых странах, оказывается дорогим, заумным, ненужным и невостребованным. Поскольку существующий рынок прекрасно обходится и без этого.
Т.е. ни в чем новом просто нет потребности, т.к. возможности для внедрения нового либо существенно ограничены и экономически не выгодны, либо просто не имеют под собой рыночных оснований. Еще более такая сиутация усугубляется в кризис, на депрессивной экономике, при наличии бюджетного дефицита и т.д. Тем более, в условиях импортозависимой экономики. Что и демонстрирует сегодня российская действительность.
А в условиях такого рынка функция «экспатов», как было указано выше, теряется. Для предприятий достаточными оказываются функции поддерживающих обеспечительных российских менеджеров. От которых ничего большего и не требуется. При том, что стоит экономическому развитию (или хотя бы притоку экспортных денег) в стране возобновиться вновь, как приток «экспатов» в состав кадровых специалистов снова увеличится. Потому что бизнес нужно будет развивать дальше, чтобы обеспечивать дальнейшее усвоение поступающих в экономику страны денежных средств. Что своими силами и потугами отечественных доморощенных и полуграмотных специалистов достичь невозможно (и более того, часто своими дилетантскими прожектерскими идеями они разрушают уже готовый, сравнительно успешно действующий бизнес). Тем более, на уровне «шлюзовых» адаптаций «российский бизнес – западный бизнес». И тем более, на уровне сугубо западных рынков, их юриспруденции, обычаев, правил работы и т.д.
Вот, собственно говоря, для чего нужны в России, да и в других странах тоже, «экспаты» в бизнесе. При том, что компания «Antal» (и Ко) снова оказалась на «высоте». Как не умели люди ничего, так и продолжают и дальше не уметь. Дилетантизм полный. В чьем бы лице он ни озвучивался. Хоть российских участников, хоть иностранных. По делу традиционно - ничего.
Николай Ю.Романов
Какие сталинские времена, какие иностранци ? Братец историю учите.
Пару раз работал с экспатами. И оба раза они запороли проекты, которые просто по определению нельзя было запороть. Но им удалось. Молодцы!)
Многие из ''экспатов'' в 90 е годы целенапраленно работали на подрыв экономического и оборонного потенцала, стояли у истоков приватизации и конверсии оборонных предприятий. И чего там, к нам в основном едут те кто не востребован на родине, а вовсе не специалисты по развитию и получают огромные зарплаты за те же функции что и местные отсюда и негативное отношение.
Экспат - руководитель среднего звена это действительно в основном ''прокладка'' между инвесторами и местными. Он окружает себя англоязычными сотрудниками которые в свою очередь являются ''прокладкой'' между ним и персоналом. В основном это девушки надо же совмещать приятное с полезным. Местные женщины в жизни экспатов это вообще отдельная тема, при таком женском внимании тут в каждом просыпаются задатки героя любовника.
Вобщем, я считаю что надо лучше обучать свой персонал и менеджмент и приглашать экспата только в том случае когда это действительно необходимый специалист.