Больше половины преподавателей (51%) и студентов (77%) считают, что генеративный искусственный интеллект окажет позитивное влияние на индустрию образования. Такой вывод содержится в совместном исследовании «Управление изменениями в образовании: генеративный ИИ» СберУниверситета и GeekBrains.
Исследование проводилось в феврале-марте 2023 года в виде глубинных интервью и онлайн-опроса. В выборку были отобраны около 800 – представителей вузов, ссузов, организаций ДПО и школ, подтвердивших, что знакомы с концепцией генеративного ИИ.
Согласно результатам исследования более трети преподавателей, студентов и слушателей программ попробовали инструменты генеративного ИИ. При этом доля «пионеров» его применения в образовательных проектах – довольно низкая (13% – у преподавателей и 10% – студентов и слушателей программ). В основном респонденты находятся в статусе наблюдателей технологического прогресса. Кейсы первого опыта внедрения генеративного ИИ в образовательные проекты в исследовании систематизированы.
В числе возможностей генеративного ИИ в образовании респонденты назвали: экономию времени (62% опрошенных преподавателей и 44% среди студентов и слушателей программ), а также повышение вовлеченности студентов в процесс обучения (67% преподавателей и 31% студентов и слушателей программ). Практически одинаковая доля преподавателей и студентов считают, что генеративный ИИ будет полезен в консультационной поддержке по вопросам обучения в режиме 24/7 (42% преподавателей и 36% студентов).
Контент, созданный с ИИ, может быть использован с разными целями, поэтому важно развивать навыки критического мышления. С этим солидарны респонденты. Преподаватели и студенты сошлись во мнении, что важно обучать основам факт-чекинга и внедрять в образовательные решения другие инструменты критического мышления. Без этого контент, созданный с помощью генеративных нейросетей, может отрицательно сказаться на способности студентов делать критические выводы, что подтверждают результаты опроса (57% и 52% преподавателей и студентов соответственно отметили, что есть риски снижения навыков критически мыслить).