Как выяснилось, химические элементы таблицы Менделеева прекрасно подходят для проведения аналогий с менеджментом и создания дополнительных ориентиров.
В этом материале Хельга Паттарт-Дрекслер, руководитель департамента дополнительного образования для руководителей в WU Executive Academy, более подробно рассматривает отдельные элементы управления и объясняет, почему в периодической системе есть четыре агрегатных состояния и что на самом деле означает хороший менеджмент.
Так же как в химии, где вещество при определенной температуре и давлении принимает различные формы, или агрегатные состояния, все элементы в периодической системе менеджмента различаются в зависимости от того, каким образом руководитель приобретает навыки и какой опыт привносит в связи с этим. Это 4 агрегатных состояния управления.
1. Агрегатное состояние «твердое тело» - профессиональные навыки
Профессиональные навыки включают в себя все то, что приобретается в период получения основного или дополнительного образования. Правила, лежащие в основе знаний в конкретной области, всегда актуальны, независимо от отрасли, должности или даже культуры, в которой они применяются. Они поддаются проверке, определению, как правило, могут быть легко изучены или усовершенствованы.
- Корпоративный менеджмент (Cm), стратегическая компетенция (Sc), лидерская компетенция (Lc))
Чтобы успешно руководить компанией, необходим набор стратегических управленческих компетенций, переходящих от ориентации на чистую прибыль к «цели». Однако эти навыки включают не только классические области, такие как управление финансами, персоналом или производством. Корпоративный менеджмент по «принципу триединства» идет гораздо дальше: хороший руководитель всегда следит за социальным и экологическим результатами деятельности компании.
- Способность применять знания (Aak)
Обладать теоретическими знаниями в одной или нескольких областях - это одно. Быть способным применять эти знания на практике - другое. Тем не менее, поскольку эта способность настолько важна для получения возможности что-то изменить или сделать что-то новое на практике, это, несомненно, один из самых важных профессиональных навыков, которые должен иметь человек.
- Цифровая грамотность (Dl); (Навыки программирования (Pc)
Новые технологии и цифровые рынки оказывают все большее влияние на создание стоимости компании, организацию и бизнес-модель. Руководители, компетентные в области цифровых технологий, понимают взаимосвязи и могут вырабатывать на их основе соответствующие меры и стратегии. Это требует базового понимания программирования, чтобы следить за «общей картиной» и иметь возможность общаться со своими экспертами на равных.
- Компетенция управления изменениями (Cmc)
Единственная постоянная величина, существующая в нашем мире, - это непрерывные изменения: поэтому, способность, которая абсолютно необходима людям, - это умение уверенно и спокойно реагировать на изменения и новые влияния, а также использовать их позитивно для себя и в качестве основы для чего-то нового.
- Умение анализировать и интерпретировать (Ay и Int)
Умение мыслить логически и абстрактно - один из самых базовых навыков руководителей. Только так они могут докопаться до сути с точки зрения содержания, сформировать соответствующую картину реальности и сделать на ее основе правильные выводы.
2. Агрегатное состояние «жидкость» - методологическая компетенция
Методологическая компетенция описывает способность людей правильно и эффективно использовать соответствующие инструменты и методы, особенно когда речь идет о развитии себя и своей команды, успешном решении проблем и предоставлении возможности другим людям использовать свои сильные стороны. Значение методологической компетенции возрастает еще в связи с постоянным внедрением новых цифровых технологий. В современной трудовой среде появляется все больше и больше доступных инструментов и методов, которые необходимо освоить.
- Управление знаниями (Km)
Эта способность становится все более важной в компаниях, потому что она заключается в выявлении знаний о существующих рабочих процессах, их стратегическом объединении и генерировании знаний извне (о клиентах, поставщиках, внешних носителях ноу-хау и т.д.) и преобразовании их в новые продукты, процессы и бизнес-сферы.
- Самоуправление (Sg)
Умение руководить собой является необходимым условием для управления другими. Работа над своими собственными навыками и компетенциями и способность к рефлексии – это элементарные составляющие для руководителя.
- Компетенция развития команды (Tdc)
В будущем одним из наиболее важных лидерских навыков станет развитие и сопровождение команд. Поэтому руководителям также необходимы базовые инструменты, такие как умение самостоятельно разрабатывать тренинги и семинары, чтобы иметь возможность общаться с командой. На первом плане при этом должны находиться такие темы, как конфликты в командах, общее видение, взгляды и ориентация на сильные стороны.
- Компетенция компенсации некомпетентности (Icc)
«Мне не нужно все знать самому. Мне лишь нужно знать, у кого спросить». Разумное делегирование и распределение обязанностей вместо стремления выполнять все самостоятельно. Прочь от микроменеджмента навстречу грамотной организации рабочего процесса и управлению. à Наберитесь смелости заполнить пробелы!
- Делегирование полномочий (Ep), мотивация (Mo) и индивидуальное продвижение (Ip), анализ сильных и слабых сторон (Swa)
Фокус на сильных сторонах должен стать девизом. Если мы знаем сильные стороны и компетенции сотрудников, их можно продвигать именно в этих областях. Это, в свою очередь, оказывает положительный эффект на производительность и мотивацию коллег и самих сотрудников.
- Работа с новыми медиа (Me)
Открытость новым идеям принципиально важна в менеджменте. Это относится и к современным СМИ. Основной принцип здесь: я не должен быть в состоянии сделать абсолютно все, но я хорошо разбираюсь в том, что сейчас доступно, и понимаю, как одно связано с другим.
3. Агрегатное состояние «газ» - социальные компетенции
В отличие от профессиональных навыков, социальные компетенции менее осязаемы и, следовательно, им сложнее научиться. Основное внимание уделяется личностным ориентирам, качествам, индивидуальным способностям, навыкам межличностного общения. Все это вместе взятое составляет личность человека и помогает ему взаимодействовать с другими и достигать целей.
- Способность принимать решения (Dma)
Принимать решения приходится каждый день. Мелкие, незначительные и серьезные. При это очень важно знать контекст, а также принимать смелые решения, чтобы двигаться вперед. Аспекты, впоследствии оказавшиеся неверными, необходимо пересматривать и принимать новые решения.
- Эмоциональный интеллект (Ei) и эмпатия (Em)
Эмоциональный интеллект и эмпатия помогают нам лучше понять, что находится за рамками чисто когнитивного. Таким образом мы можем использовать социальные компетенции и коммуникативные навыки в нашей жизни для того, чтобы понимать других и реагировать на внешние воздействия, а также принимать иные ценности и взгляды, вместо того чтобы бороться с ними.
- Устойчивость к внешним воздействиям (Rs)
Устойчивость к внешним воздействиям - это способность человека справляться со стрессом или негативными внешними условиями и рассматривать их как вызов, а не как угрозу. Во времена тотального перенапряжения все большее значение приобретают проактивная форма устойчивости, гибкости (аgility), а также пассивность и спокойствие.
- Продвижение культуры конфликта (Cc) и ошибок (Ec)
Тот, кто готов к открытому столкновению, имеет шанс укрепить свои отношения с другими. Пристрастие к гармонии и избегание конфликтов не решают проблем. Наоборот, в таком случае есть шанс остаться «слоном в космосе» (от англ. „elephant in the room“ – «не замечать того, что очевидно»).
- Компетенция решения проблем (Psc)
«Если мы действительно понимаем проблему, нам больше не нужно решение» (Х. Гаттерер, Zukunftsinstitut/Институт будущего). Понимание и прогнозирование проблем, сосредоточенность на практических путях их решения.
- Готовность учиться (Rl)
Только те, кто открыты к изучению чего-то нового, имеют возможность развивать себя и свою команду. Поэтому очень важно покидать зону комфорта и пытаться найти свой путь в незнакомой местности. Принимайте вызовы и форсируйте их, вместо того, чтобы избегать!
- Способность давать обратную /прямую связь (Ffc)
«Слепые пятна» можно убрать только за счет получения обратной связи от других. Развитие личности и способность учиться на ошибках могут выйти на новый уровень с помощью получения непосредственной прямой, или «опережающей», связи ("Feedforward"). В данном случае фокус смещается на реализацию задач в будущем, а не попытки оглядываться назад.
- Кросс-функциональное мышление (Cft)
Выход из зоны комфорта, мозговой штурм и работа в команде. Добавленная стоимость здесь – это сумма различных точек зрения и подходов, выгодно отличающаяся от «бункерного» мышления.
4. Агрегатное состояние «плазма» - новые лидерские качества
В дополнение к трем классическим агрегатным состояниям порой при наступлении определенных экстремальных условий (как в химии) требуются особые лидерские качества. Это особенно характерно для нашего мира под названием VUCADD (изменчивого (volatile), неопределенного (uncertain), сложного (complex), неоднозначного (ambiguous), разнообразного (diverse) и динамичного (dynamic)). Эти качества, с одной стороны, помогают гармонично сочетать собственные профессиональные навыки, методологические и социальные компетенции, а с другой стороны подчеркивают тип мышления, необходимый для достижения оптимальных результатов на профессиональном пути.
- Открытость (Op)
Для руководителя уже недостаточно просто отстаивать собственное мнение. Осмысленно принимать сложные решения можно лишь в том случае, если учитываются различные точки зрения и опыт. Участие сотрудников в процессах принятия решений вдохновляет, способствует качественному улучшению сотрудничества и развитию открытой корпоративной культуры.
- Решительность (Cou)
Только если руководители достаточно отважны, тестируют что-то и конструктивно справляются со своими ошибками, сотрудники могут осмеливаться пробовать что-то новое и совершать ошибки. Смелость - основа для новых идей и инноваций.
- Способность фокусироваться (Fc)
Менеджеры должны мыслить масштабно и всегда иметь перед глазами общую картину, чтобы не потерять свои собственные цели в дебрях идей, существующих в нашем рабочем мире. Поэтому им необходима уверенность в ситуациях неопределенности и многовариантных решений.
- Жажда деятельности(Tfa)
В сложные времена решения необходимо принимать быстро, гибко и предусмотрительно: способность к быстрым изменениям (agility) - это главное. Слишком длительные размышления над идеями или откладывание принятия решений может нанести вред компании.
- Уважение (Ap)
Люди лишь тогда работают мотивированно, когда чувствуют, что их воспринимают всерьез, и когда руководство - образец для подражания.
- Способность к самостабилизации (Sa) и спокойствие (Se)
Руководители должны хорошо знать свои сильные и слабые стороны, чтобы искренними, настоящими. Они в ладу с самими собой, могут отказаться от ответственности, справиться с ошибками и использовать их для своего дальнейшего развития.
- Предпринимательство (Et), формирование разнообразия (Sd)
Руководители, готовые отказаться от ответственности, укрепляют предпринимательский дух своих сотрудников. Вовлекать в процесс и привлекать в качестве участников - вот ваш девиз. Получите максимум выгоды от многообразия и плюралистических подходов.
«Ирландский писатель Джордж Бернард Шоу однажды произнес фразу, которая как нельзя лучше способна описать современный менеджмент: «Единственный человек, который ведет себя мудро, - это мой портной. Он снимает новые мерки каждый раз, когда встречается со мной, в то время как все остальные всегда придерживаются старых стандартов, веря, что они все еще актуальны сегодня». То же самое относится и к хорошим руководителям: даже если, как и в периодической системе, существуют отдельные элементы, составляющие «хороший менеджмент», постоянные изменения неизбежны. «Все это особенно важно учитывать сегодня – в эпоху появления новых видов трудовой деятельности и цифровых преобразований», - заключает Хельга Паттарт-Дрекслер.