Фойе WU Executive Academy в Вене заполнено людьми. Многие из них вынуждены стоять. Студенты и выпускники WU Vienna и WU Executive Academy, потенциально заинтересованные в том, чтобы стать предпринимателями, пришли посетить Entrepreneurship Café, чтобы получить полезные советы и обратную связь, а также вдохновиться новыми идеями во время «коротких бизнес-встреч» («speed dates») с 30 экспертами из сферы предпринимательства, маркетинга, поиска инвесторов, финансов, а также коммерции и юриспруденции.
По словам руководителя WU Entrepreneurship Center и координатора первого Entrepreneurship Café Рудольфа Дёмётёра (Rudolf Dömötör), идеи предпринимательства вдохновляют все больше и больше участников и выпускников MBA-программ – и интерес к данному мероприятию это подтверждает. «Entrepreneurship Café организовано не только для студентов бакалавриата и магистратуры WU Vienna, но и для выпускников MBA-программ. Программа вечера, а также взаимное общение может принести пользу всем участникам. MBA – несомненно идеальное время для того, чтобы определить новые направления для развития карьеры», - говорит Дёмётёр. Поэтому Entrepreneurship Café проводится в WU Executive Academy.
Между вступительным словом декана Барбары Штёттингер (Barbara Stöttinger) и короткими бизнес-встречами успешный предприниматель и выпускник WU Executive Academy Гаральд Трауч (Harald Trautsch) освещает тему «Карьера предпринимателя: практическое руководство», делясь с аудиторией ценным опытом. Философия Трауча: «Я всегда делал то, что мне нравилось.» Вслед за основанием компании-провайдера услуг прикладного программного обеспечения «Dolphin Technologies» и диджитал-агентства «Blue Monkeys», прошлой осенью он открыл фитнес-студию «CrossFit» во втором районе Вены, расположенную недалеко от рекреационной зоны Пратер и Кампуса WU. За это время он осознал, что существует определенная бизнес-модель, характерная для всех стартап-процессов: «Необходимо уделять внимание финансовой стороне вопросов, заниматься маркетингом, вести бухгалтерскую отчетность и руководить людьми». Трауч говорит, что не знал, как открыть фитнес-студию, но у него была идея и видение. «Мне просто был нужен компаньон с релевантным опытом». Самое важное, по его словам, - рассчитать отрицательный поток наличности настолько реалистично, насколько возможно, чтобы понять, сколько денег понадобится на стадии стартапа.
После небольшого перерыва, участники мероприятия перемещаются на 6 этаж WU Executive Academy, где во время 10-минутных встреч эксперты отвечают на их вопросы.
Один из экспертов – Сандра Тир (Sandra Thier). Три года назад она оставила должность телеведущей RTL2 News. С тех пор она основала и возглавила Diego5 Studios, Венскую компанию, занимающуюся видеопроизводством и объединяющую наиболее влиятельных ютьюберов. По словам Сандры Тир, необходимо использовать потенциал динамического изображения для позиционирования и продвижения себя на рынке, особенно это важно для молодых предпринимателей и стартапов: «Наша философия такова: «Если у тебя есть, что сказать, сними видео!» - объясняет она, добавляя, что привычки людей по использованию средств рекламы, меняются: «Сейчас видео-контент является золотым стандартом. Эта тенденция будет развиваться и дальше, учитывая то, что рекламные бюджеты все больше и больше направляются в сферу диджитал-медиа». Эксперт отмечает, что видео-контент особенно важен в случае с молодыми стартапами — и это также относится к раскрутке бизнеса, например, к этапу поиска инвесторов или самопрезентации во время краудфандинговых кампаний. «Вам необязательно тратить огромные суммы на продакшн,» - уверяет она аудиторию, - «более важна креативная идея и умение рассказать историю.»Кроме имиджевых и промо-фильмов для таких брендов как Samsung и L’Oreal, Diego5 также производит видео-ролики для привлечения инвесторов для таких стартапов, как Techbold и Greenmove.
Когда менеджеры становятся предпринимателями
В другой аудитории Оливер Чендеш (Oliver Csendes) делится советами с молодым специалистом, который размышляет, как можно воплотить его любимую профессиональную идею в бизнес. Почти год назад Чендеш сменил Андреаса Часа (Andreas Tschas) на должности CEO компании «Pioneers.io», представляющую собой площадку для привлечения инвесторов, чтобы поддержать ее структурное развитие и помочь масштабировать бизнес. Является ли управленческий опыт ценным активом для новоиспеченного предпринимателя? «На фазе роста – да, но на фазе стартапа, это не обязательно,» - говорит Чендеш. «Если опыт мешает открытости и видению новых перспектив, то он не будет способствовать раскрутке бизнеса. Напротив, опыт, помогающий выявлению бизнес-моделей и взаимодействию с людьми - преимущество. Определенный трудовой стаж также полезен для привлечения инвесторов.» В контексте масштабирования бизнеса, тимбилдинга и разработки производственного процесса, управленческий опыт будет плюсом, по словам эксперта. «Многие молодые предприниматели никогда этому не учились и никогда не проходили соответствующую подготовку,» - продолжает Чендеш.
Чендеш рассказывает о том, что недавно к нему обратилась женщина с одной очень распространенной проблемой. У нее было пять стартап-идей, и ей было сложно выбрать одну из них для последующей реализации. «В такой ситуации главное сосредоточиться не на идее, а на проблеме, которую вы пытаетесь решить,» - говорит эксперт. Он посоветовал женщине выбрать наиболее актуальную проблему – с тем, чтобы ее решение помогло привлечь больше клиентов. «В стартап-секторе люди зачастую ищут проблемные области, в которых они могут реализовать свою идею – это неправильный подход,» - говорит Чендеш. По его словам, вряд ли существует стартап, достигший успеха, реализуя идею, которая изначально привела к его созданию.
Команда + реализация = успех
За другим столом Дэниэл Хорак (Daniel Horak), управляющий партнер краудинвестинговой платформы CONDA, делится советом с молодым человеком в бейсболке. Он говорит: «Когда речь идет о финансировании и раскрутке стартапа, многим приходится непросто.» По его словам, важно «собрать обратную связь, обсуждая идею с другими людьми, в том числе с потенциальными клиентами, и делать это необходимо чем раньше, тем лучше, и настолько часто, насколько возможно». Наши идеи, добавляет он, являются результатом возникшей проблемы, с которой мы столкнулись или увидели. «Вам необходимо проверить, совпадает ли в действительности ваш опыт с опытом ваших потенциальных клиентов. В этом смысле ключевым становится умение внимательно слушать. Многие неопытные предприниматели склонны прятать голову в песок в ответ на критическое замечание». Одно из распространенных заблуждений, отмечает эксперт - убежденность в том, что предпринимательский успех - результат появления правильной идеи. «Предприниматели достигают успеха не за счет идей, а благодаря тому, что работают с правильными людьми и правильно реализуют свои идеи». Хорак считает совершенно необоснованным страх, что кто-то может украсть вашу идею, если вы поделитесь ей на ранних этапах. Он объясняет, что основание бизнеса – навык, который можно тренировать: «Не простым совпадением является и тот факт, что наиболее успешны серийные предприниматели. Нельзя все распланировать, но во многих случаях существуют бизнес-практики, которыми можно воспользоваться». Хорак советует молодым предпринимателям держать руку на пульсе и следить за рынком. Так, он некоторое время занимался криптовалютой и первичным размещением монет.
Свежие стартап идеи
Выпускники Винсент Гуммлих (Vincent Gummlich) и Филипп Хаманн (Philipp Hamann) получили несколько ценных советов. «Очень полезной оказалась информация о внутренних коммуникациях и аутсорсинге. Мы хотим привлекать внешних подрядчиков, насколько это возможно,» - объясняет CEO стартап-бизнеса mynextgarage.at Винсент Гуммлих. Филипп Хаманн говорит: «Я узнал много нового. Если вы слишком сосредоточены на своей идее, проблемы могут легко ускользнуть от вашего внимания. Вечер был прекрасен также с точки зрения нетворкинга: Дэниэл Хорак поделился со мной важным контактом». Филипп Хаманн сейчас планирует реализовать свою бизнес-идею: он хочет создать платформу для людей с пищевой аллергией.