Корпоративная платформа онлайн-курсов Lerna.ru (входит в состав Skillbox Holding Limited) провела исследование среди более 7000 представителей бизнеса России и СНГ и выяснила, что в 2023 году более 80% организаций выделяют средства на корпоративное обучение штата и в зависимости от размера компании и должности сотрудника тратят от 20 089 до 88 000 рублей на одного работника ежегодно.
В 2024 году более трети компаний (39%) планируют увеличить бюджет на обучение кадров, а каждая вторая (51%) направит его на развитие кадрового резерва.
Бюджеты на корпоративное обучение
По итогам третьего квартала 2023 года более 80% компаний России и СНГ инвестируют в корпоративное обучение кадров. Организации со штатом от 5000 человек выделяют бюджет на данную статью расходов в 100% случаев. Среди предприятий от 50 до 5000 сотрудников доля платящих за обучение варьируется от 79% до 93%, а в компаниях до 50 человек составляет 47%.
Однако, несмотря на высокие показатели включенности бизнеса в развитие корпоративного образования, каждый третий опрошенный специалист (35%) утверждает, что испытывает ряд трудностей с планированием бюджета на обучение сотрудников. Среди основных проблем чаще всего упоминаются ограниченность средств (33%), сложности в защите бюджета перед руководством (14%), трудности с выявлением потребности в обучении на длительный период (6%), а также с выбором методологии для планирования бюджета (6%).
Например, 11% компаний считает, что бюджет на корпоративное образование должен формироваться исходя из определенного процента от фонда оплаты труда, а 13% – от суммы выручки. Каждый пятый бизнес (21%) предпочитает выделять на обучение фиксированную сумму на одного сотрудника, которая в свою очередь зависит от размера организации и должности обучаемого.
Так на одного топ-менеджера компании ежегодно готовы выделять от 45 217 до 88 000 рублей – 55 442 рубля в среднем. На одного руководителя отдела – от 35 536 до 79 000 рублей – 44 254 рубля в среднем, а на одного рядового сотрудника – от 20 089 до 45 000 рублей – 22 845 рублей в среднем.
Планы бизнеса на 2024 год
На момент проведения исследования более половины опрошенных компаний (54%) уже определились со стратегий бюджетирования обучения на 2024 год: 39% из них планируют увеличить объем средств, вкладываемых в развитие талантов, а 45% сохранят его на прежнем уровне.
В первую очередь бизнес планирует инвестировать в образование руководителей департаментов – так ответило большинство респондентов (75%). Большое внимание будет уделяться сотрудникам отделов продаж (54%), топ-менеджменту (51%) и кадровому резерву (51%). В обучение IT-кадров будут вкладываться в 40% случаев, чуть реже – в финансистов (36%), бухгалтерию и прочую администрацию (36%), а также маркетинг (32%).
Виды обучения
Среди компаний, инвестирующих в корпоративное образование, становится наиболее востребованным гибридный формат обучения, сочетающий в себе онлайн и офлайн занятия, – его выбирает абсолютное большинство организаций (85%). Исключительно онлайн-курсы проходят сотрудники только 11% предприятий, а полностью офлайн – 4%.
При этом, согласно ответам респондентов, бизнес предпочитает комбинировать внутреннее обучение, разрабатывающееся внутри компаний, с внешним от провайдеров и выбирает такой подход в 82% случаев. Только к внутреннему обучению прибегает лишь 11% участвующих в опросе, а только к внешнему – 8%.
На внешнее обучение существенная часть бизнеса России и СНГ (42%) может выделить до 10% бюджета, тогда как четверть инвестирует свыше 50% средств. Чаще всего его используют точечно по необходимости (32%) и только в 9% компаний доступ к сторонним курсам от провайдеров есть более чем у 50% сотрудников.
В исследовании приняли участие более 7000 компаний, 70% из которых – представители российского бизнеса, 17% – Беларуси, 6% – Казахстана и 3% – Узбекистана, а также ряда других стран, со штатом менее 50 человек (17%), от 50 до 100 человек (12%), от 100 до 500 человек (30%), от 500 до 1000 человек (14%), от 1000 до 5000 человек (19%), от 5000 до 10 000 человек (3%) и от 25 000 человек (3%).