«Билайн университет», международная рекрутинговая компания Hays и Team Training int. опросили 580 респондентов — коучей и представителей российских и зарубежных компаний, ведущих свою деятельность в РФ. Выяснилось, что 55% сотрудников, обращавшихся за помощью к коучам, остались довольны результатом. 38% оценивают свои ожидания как почти оправдавшиеся. Только 4% считают, что их ожидания от коучинг-сессий не оправдались совсем.
Что ждут сотрудники от коучей
62% сотрудников прорабатывают с коучем личную эффективность, 30% решают карьерные вопросы, 28% развивают навыки по работе с командой, 21% решают вопросы коммуникаций и 17% работают с базовыми управленческими навыками.
59% сотрудников ждут, что коуч поможет им по-новому взглянуть на проблему и найти другое, неожиданное решение. 50% обращаются к коучу с надеждой, что коуч будет задавать вопросы, которые помогут продвинуться в решении проблемы. 35% ожидают, что с коучем можно будет обсудить разные решения и послушать мнение стороннего человека. 33% рассчитывают, что коуч даст обратную связь о сильных и слабых сторонах, о текущей ситуации, еще 33% думают, что найдут новые пути для развития себя и своего бизнеса.
90% опрошенных профессионалов готовы рекомендовать коучинг как инструмент развития своим коллегам и подчиненным.
60% говорят, что коучинг повлиял на общую осознанность — понимание себя, 48% стали лучше понимать свои сильные и слабые стороны. 24% говорят, что коучинг хорошо повлиял на реализацию проектов, где респонденты — лидеры команды. 21% отмечают улучшение коммуникаций с другими подразделениями, 20% — с собственными сотрудниками.
60% компаний отмечают, что при выборе коуча для них обязательно наличие бизнес-бэкграунда (опыта работы в бизнесе и крупных компаниях). 52% опрошенных компаний говорят, что для них важна подтвержденная сертификация у коучей, которых они привлекают. 50% смотрят на наличие собственного управленческого опыта и 38% обращают внимание на психологическое образование.
37% опрошенных сотрудников имеют право воспользоваться услугами внешних коучей. 54% говорят, что в их компаниях есть внутренний коучинг. Однако 15% не знают, имеется ли в компании такая опция.
49% опрошенных сотрудников говорят, что в их компаниях есть возможность выбрать себе коуча из нескольких кандидатов. 56% профессионалов попадают на коучинг по собственному желанию, 22% — направляются после обсуждения плана развития и итогов года, для 14% коучинг назначается представителями компании, 8% начинают коучинг после прохождения оценки.
Как работают компании с коучами
- 47% опрошенных компаний работают с внутренними коучами;
- 30% — привлекают внешних коучей;
- 23% сотрудничают с коучами обоих типов;
- 50% компаний оплачивают своим сотрудникам работу с внешними коучами.
Для чего используют внешних коучей
- 84% внешних коучей привлекаются корпоративными клиентами для индивидуального коучинга руководителей: работа по запросу руководителя или всей компании с выявленными сложностями и проблемами.
- 59% проводят индивидуальный коучинг в рамках программ развития лидеров.
- 51% по заказам корпоративных клиентов проводят индивидуальный коучинг для помощи в адаптации к новой должности и карьерный коучинг.
- 34% привлекаются для повышения эффективности управления и сопровождают значимые проекты (проектный коучинг).
- 33% помогают выстраивать командную работу (коучинг команды под одним руководителем).
- 30% проводят индивидуальный коучинг членов кадрового резерва, а 2% — для sales-коучинга и повышения продаж.
Для чего используют внутренних коучей
49% работают и с сотрудниками, и с внешними (частными) клиентами. 47% работают с сотрудниками компании. 9% работают с внешними частными клиентами и еще 9% только прошли обучение и пока еще не практикуют коучинг.
- 85% внутренних коучей работают с личной эффективностью (тайм-менеджмент, принятие решений, эмоциональный интеллект, управление изменениями, стресс, баланс, выгорание).
- 53% работают с командой (цели, ценности, правила взаимодействия).
- 51% работают по коммуникациям с руководителями, с коллегами и т. д.
- 50% решают по запросам карьерные вопросы (личный бренд, повышение, ротации, уход из компании).
- 44% работают с базовыми управленческими навыками (постановка задач, планирование, делегирование, контроль, мониторинг, обратная связь).
Как работают внешние коучи
62% современных внешних коучей называют себя фрилансерами (у них свое ИП, ООО или статус самозанятого). 36% — это наемные работники, но в качестве совмещения оказывают коучинговые услуги. Только 16% — это сотрудники консалтинговой/тренинговой компании, которые оказывают коучинговые услуги от ее имени.
20% компаний, которые привлекают опрошенных внешних коучей к своим задачам, — это частные предприниматели (компании до 10 человек), 18% — компании до 100 человек, 16% — от 101 до 500 человек, 15% — компании с численностью до 1000 сотрудников.
49% опрошенных внешних коучей являются представителями ICF (International Coach Federation). 14% — это члены Национальной федерации менторов и коучей, 6% представляют АПКБК. Остальные международные федерации представлены в минимальном количестве — 1-2 опрошенных.
При этом целых 30% коучей не являются действующими членами ни одной коучинговой федерации или организации. У 46% нет сертификации в коучинге (например, АСС, РСС или МСС от ICF и других организаций).
У 44% опрошенных коучей есть сертификация АСС ICF. 27% являются обладателями сертификатов PCC ICF.
83% в качестве обучения прошли программы, сертифицированные международными ассоциациями, позволяющие работать коучем внутри или вовне компании. 21% обучались на курсах, позволяющих применять навыки коучинга в компании. 20% получили МВА или прошли длительное обучение. Еще 17% сами изучали тему и доступные материалы.
Как работают внутренние коучи
37% опрошенных внутренних коучей работают в компаниях численностью свыше 15 000 человек, 19% — в компаниях от 1000 до 5000 человек, 17% — в компаниях от 101 до 500 человек.
92% внутренних коучей — это сотрудники частных компаний, 7% — частно-государственных компаний и только 1% работают в государственных компаниях.
Наибольшее количество внутренний коучей — 32% — работают в компаниях телекоммуникации и связи. 13% — это медицина, фармацевтика, аптеки, 9% — информационные технологии, системная интеграция, интернет, еще 9% — это финансовый сектор и 8% — продукты питания.
Большинство — 28% — внутренних коучей занимают должность first-line manager, то есть линейного руководителя (в их подчинении находятся специалисты или это сотрудники без подчиненных). 23% опрошенных внутренних коучей — это middle manager, или руководители отдела или подразделения (в их подчинении — менеджеры сотрудников и специалистов). Еще 23% — эксперты и специалисты, 21% — top-manager, руководители функции/направления (в подчинении — менеджеры менеджеров). 4% — это СЕО и 1% — это CEO-1/VP.
36% внутренних коучей выбрали эту роль по своей инициативе и самостоятельно оплатили обучение. 27% стали коучами по инициативе компании (представители компании им предложили, компания оплатила обучение). 26% инициативу выразили сами, но при этом компания им оплатила обучение.
72% внутренних коучей прошли обучение по программам, сертифицированным международными ассоциациями, позволяющим работать коучем внутри или вовне компании. 36% закончили курс обучения, позволяющий применять навыки коучинга в компании. 9% прошли длительное обучение или программу МВА.
У 60% внутренних коучей пока нет сертификации в коучинге (например, АСС, РСС или МСС от ICF или других организаций).
Из тех 40%, у кого сертификация есть, 39% — это АСС, 23% — сертификаты Misc и 10% — ICC.
При этом почти половина — 49% — внутренних коучей на сегодняшний день не являются действующими членами коучинговой федерации или организации. Треть — 29% — это члены ICF (International Coach Federation), 6% — действующие члены ICC (International Coaching Community) и 5% — члены Национальной федерации менторов и коучей.