В августе 2021 года были подведены итоги исследования рынка подбора, предоставления персонала и аутсорсинга, ежегодно проводимого Ассоциацией частных агентств занятости (АЧАЗ). Исследование провело независимое исследовательское агентство маркетинговых и социологических исследований MAGRAM Market Research.
Участники исследования – крупнейшие игроки рынка, среди которых Adecco, АНКОР, Brunel, Gi Group, Hays, Kelly Services, ManpowerGroup Russia & CIS, СТС Групп, MPH-Vostok, Fircroft, OPEN, UNITY, Antal, подвели итоги и оценили основные показатели индустрии за 2020 год.
Исследование разделено на три сегмента:
- подбор постоянного персонала;
- предоставление труда работников в соответствии с ФЗ-116;
- аутсорсинг — передача отдельных функции и бизнес-процессов внешнему подрядчику.
По результатам исследования, общий объем российского рынка подбора, предоставления персонала и аутсорсинга в 2020 году показал умеренный рост на 8,8%, в основном за счет аутсорсинга. Общий объем рынка составил 288,3 млрд. руб. (около 2,6 млрд евро).
Ввиду сложной экономической ситуации 2020 год был непростым как для большинства работодателей, так и для российской кадровой индустрии. Рынок подбора постоянного персонала сократился на 20,6% и составил 15,2 млрд. руб. Ведущей тенденцией стал рост востребованности гибкого персонала и аутсорсинга. В связи с этим мало пострадал рынок предоставления труда работников в соответствии с ФЗ-116 – оборот рынка снизился на 10,2% и составил 23,1 млрд. руб., а рынок аутсорсинга показал рост на 13,7% (243 млрд. руб.). (рис.1).
Подбор персонала |
15,2 |
Предоставление труда работников |
23,1 |
Аутсорсинг |
243 |
Весь рынок |
281,3 |
Рис. 1. Оборот рынка подбора, предоставления персонала и аутсорсинга 2020 (млрд. руб.)
Рынок подбора персонала
Пандемия негативно повлияла на услугу подбора персонала – в 2020 снижение оборота по этой услуге по сравнению с 2019 годом составило 20,6%. Многие проекты были «заморожены», а вынужденные меры экономии в компаниях заставили пересмотреть организационную структуру и оптимизировать штат.
В подборе постоянного персонала по типам позиций произошло перераспределение. Руководители среднего звена стали менее востребованы − спрос на них снизился (21% по сравнению с 35% в 2019).
Компании чаще нанимали специалистов (41%) и работников начального уровня (28% по сравнению с 13% в 2019) − в связи с пандемией вырос спрос на курьеров, сборщиков, упаковщиков, мерчандайзеров, работников складов, разнорабочих. Незначительно снизился спрос на топ менеджеров (10% по сравнению с 11% в 2019). (рис.2).
Рис. 2. Распределение вакансий по типам позиций, 2020 (%)
Профессиональный подбор
Тенденция передавать сложные позиции профессионалам, повлияла на рост средней стоимости позиции — гонорары агентств в профессиональном подборе выросли (319 468 руб. в 2020 по сравнению с 273 754 руб. в 2019).
Люди боялись менять работу в нестабильное время, увеличилось количество контр-офферов (встречных предложений) от текущих работодателей, которые стали активнее удерживать сотрудников. При этом спрос на редких специалистов оставался высоким и за поиск и подбор таких специалистов компании были готовы платить.
Массовый подбор
2020 год стал переломным в сфере массового подбора персонала. Рост спроса на позиции начального уровня и рабочий персонал, дефицит кадров, вызванный оттоком мигрантов и нежеланием работников рисковать здоровьем в условиях пандемии, обеспечили дефицит кандидатов, рост предложений, и, соответственно, зарплат. Средняя стоимость подбора в массовом сегменте выросла и составила 47 386 руб. в 2020 (по сравнению с 35 978 руб. в 2019).
Юлия Звездкина, руководитель направления по массовому подбору OPEN Group: «Средний срок закрытия массовых вакансий увеличился в 1,7 раз (2019 vs 2021) и в 1,8 раз (2020 vs 2021), что напрямую связано с емкостью рынка.
Кадровые агентства не могут увеличить воронку релевантных соискателей за счет смежных сфер, так как все испытывают аналогичные сложности. В то же время, во время пандемии заказчики не изменили профиль соискателя, не снизили требования, ввиду чего мы прогнозируем отрицательную динамику на 2 полугодие 2021 по сроку закрытия вакансии.
С точки зрения закрытия вакансий по показателю Fill Rate (от входящего объёма вакансий), падение составило на 10% (2019 vs 2021). Конверсия (отношение направленных соискателей на 1 закрытую вакансию) упала на 1,8% (2019 vs 2021), что говорит о необходимости прилагать больше усилий для достижения прежнего результата.
Все эти вводные приводят к потребности увеличивать штат специалистов, ответственных за подбор, и соответственно к увеличению затрат на массовый подбор. Также наблюдается существенный рост заработной платы среди массовых вакансий».
Рынок подбора персонала по отраслям
Чаще всего компании обращались за подбором работников сфер Life Science (Медицина, Фармацевтика, Клинические исследования, Медоборудование) – 17%, Розничная торговля, рестораны, гостинцы – 16%, Товары народного потребления – 15%, Промышленное производство (кроме ТНП) – 12%, Hi-Tech (IT & Телеком, B2B) – 10%. Далее по востребованности идут вакансии в сферах Финансы, банки, инвестиции, Автомобилестроение – обе по 5%, Транспорт и логистика – 4%, Агропромышленный комплекс – 3%, Строительство и недвижимость, Консалтинг и сервис – обе по 1%.
Предоставление труда работников в соответствии с ФЗ-116
В 2016 году вступил в силу закон о предоставлении труда работников (ФЗ-116), позволяющий агентствам занятости оказывать услуги по предоставлению труда работников.
В условиях нестабильной ситуации 2020 года проектный персонал многим помог сохранить бизнес, гибко подходя к расширению штата в период временного увеличения объёмов производства или оказываемых услуг. За счет этого рынок предоставления труда работников мало пострадал в период пандемии. Общий объем рынка услуг по предоставлению труда работников в соответствии с ФЗ-116 в 2020 году снизился на 10,2% и составил 23,1 миллиарда рублей.
Рынок аутсорсинга
Наиболее востребованными в период кризиса были логистические (доставка, склады, закупки) и торговые (мерчандайзинг) процессы, услуги по аутсорсингу административных функций (колл-центры), IT (поддержка, разработка), а также аутсорсинг производственного персонала. Аутсорсинговые компании оказались наиболее гибкими и мобильными партнерами в пандемию. Они смогли оперативно отреагировать на меняющиеся потребности компаний, когда пришлось решать срочные задачи и быстро перестраивать свою работу (организация удаленной работы, изменение объемов услуг, обеспечение безопасных условий труда и др.) и поддержать бизнес. Эта гибкость позволила бизнесу получить необходимую поддержку, а рынок аутсорсинга в 2020 году показал рост показал рост на 13,7% и составил 243 миллиарда рублей.
Распределение проектного персонала по отраслям
Во время пандемии основной спрос на проектный персонал пришелся на три основные индустрии: товары народного потребления – 31%, Hi-Tech (IT & Телеком, B2B) – 28% и розничную торговлю – 20%.
Спрос на продукты и товары первой необходимости не снижался даже в кризис, и сфера товаров народного потребления нуждалась в рабочих руках. Операторы розничной торговли привлекали проектный персонал чтобы сохранить уровень сервиса в рознице и обеспечить растущий спрос на доставку товаров. Также, выросла потребность бизнеса в работниках IT сферы − компании решали технические вопросы при переходе на дистанционный формат работы.
Портрет проектного работника
Большая часть проектных работников занимала офисные позиции − 76% принадлежали к категории «белых» воротничков: офисные сотрудники, служащие, менеджеры, инженерно-технический персонал и другие. Еще 24% были из категории «синих» воротничков.
Процентное соотношение мужчин и женщин среди проектного персонала в 2020 году изменилось − количество женщин (54%) стало выше количества мужчин (46%), занятых на проектных позициях. Женщины легче мужчин адаптируются к изменениям, более гибко подходят к развитию карьеры и быстрее справляются с потрясениями, связанными с потерей работы. Поэтому в период кризиса они оказались более активными участниками рынка труда.
Большая часть проектных сотрудников – работники в возрасте от 31 до 45 лет (41%) и от 25 до 30 лет (32%). 16% - молодые люди в возрасте до 24 лет, 8% - работники от 46 до 55 лет, 3% работники от 56 лет и старше.
Почти половина проектных работников имеют диплом о средне специальном образовании (52%), другая половина получила высшее образование (48%).
Тенденции рынка подбора, представления персонала и аутсорсинга в 2021-2022 годах
Падение рынка в период ограничений, вызванных пандемией, обеспечило высокий «отложенный спрос» − с начала 2021 спрос на услуги кадровых агентств начал расти. Согласно результатам пульс-опроса, проведенного среди компаний членов АЧАЗ в августе 2021, рост выручки по услуге подбора постоянного персонала в 1 полугодии 2021 по сравнению с 1 полугодием 2020, составил от 11% до 40% в зависимости от размера компании, а рост выручки по предоставлению труда работников и аутсорсингу за аналогичный период вырос от 11 до 20%.
Михаэль Гермерсхаузен, генеральный директор Antal в регионе Евразия: «Стоит отметить, что рынок аутсорсинга в наименьшей степени испытал на себе удар пандемии. В компании Antal Russia прирост аутсорсинговых заказов в 2020 году составил около 100% к 2019 году.
В конце 2021 и в 2022 году мы ожидаем, что спрос на услуги аутсорсинга и заемного труда продолжит расти, так как этот инструмент очень удобен не только, когда компаниям необходимо быть гибкими и быстро реагировать на изменяющуюся конъектуру рынка, но и в стабильные времена.Безусловно 100% прироста в 2022 году будет сложно достичь, так как скоротечные потребности, связанные с реструктуризациями бизнеса на время пандемии, скорее всего, мы уже миновали, но в целом мы ожидаем стабильный рост спроса на данный сервис в России и странах СНГ».