Служба исследований hh.ru провела опрос 11 тысяч соискателей. Выяснилось, что длительный период поиска работы (свыше полугода) наиболее характерен для представителей определенных профобластей, а также для соискателей старше 45 лет.
Кто чаще всего ищет работу по полгода и более
Вот топ-6 профобластей, среди представителей которых оказалась наиболее заметной доля тех, кто ищет работу более полугода:
- Высший менеджмент — 33% находятся в поиске больше 6 месяцев;
- Юристы — 26% находятся в поиске больше 6 месяцев;
- Безопасность — 25% находятся в поиске больше 6 месяцев;
- Наука, образование — 25% находятся в поиске больше 6 месяцев;
- Госслужба — 25% находятся в поиске больше 6 месяцев;
- Производство, сельское хозяйство — 25% находятся в поиске больше 6 месяцев.
Среди представителей высшего менеджмента, юристов и сотрудников госсектора традиционно один из самых высоких уровней конкуренции за рабочее место: соискателей в этих сферах обычно раз в 8–10 больше, чем вакансий для них. А в настоящее время конкуренция стала еще выше: например, юристов стало в 9, а топ-менеджеров в 14 раз больше, чем вакансий для них.
При этом человек, претендующий на руководящую позицию, как правило, выбирает подходящее место очень тщательно и вряд ли согласится на первый попавшийся вариант. А решение о найме руководителей обсуждается и принимается в организации всегда дольше, чем решение о найме рядового специалиста.
Конкуренция, плюс ожидания соискателя выше среднего, тщательный отбор вариантов и долгий процесс принятия решения со стороны работодателя — всё это в сумме превращает поиск работы в длительный процесс. Поэтому для категории высшего менеджмента искать работу больше двух-трех месяцев и даже больше полугода — вполне нормально. В категории госсектора решение о найме тоже принимается, как правило, не быстро.
У юристов длительный поиск обусловлен тоже высокой конкуренцией, а также нередко — несоответствием ожиданий соискателей условиям работы, которые предлагают работодатели (прежде всего в части уровня зарплат).
Кто реже всего ищет работу по полгода и более
Ниже перечислены профобласти, среди представителей которых оказалось меньше всего тех, кто ищет работу более полугода:
- Туризм, гостиницы, рестораны — 8%;
- Спортклубы, фитнес, салоны красоты — 11%;
- Маркетинг, реклама, PR — 13%;
- Автомобильный бизнес — 13%.
В чем особенность этих профобластей? Они (кроме маркетинга и рекламы), отличаются «легким входом». Дело в том, что:
- Работа в сфере обслуживания есть почти всегда (но период неожиданной пандемии временно нарушил это правило, перевернув привычный жизненный уклад людей);
- Особых сложных навыков для работы в этих сферах обычно не требуется;
- Завышенных требований друг к другу работодатели и соискатели, как правило, не предъявляют;
- Процесс найма простой и быстрый.
Совокупность всех этих причин обеспечивает хорошие шансы найти работу быстро. Но, разумеется, лишь в нормальных реалиях рынка, а не когда вся сфера обслуживания закрыта из-за эпидемии.
Что касается сферы маркетинга, рекламы и PR, то она отличается относительно невысоким уровнем конкуренции за рабочие места при довольно высоком спросе на таких специалистов у работодателей, и нет большого разрыва между требованиями (ожиданиями) и реальностью.
Представителям каких профобластей сложнее всего искать работу
Участников опросили, насколько сложно, по их ощущениям, искать работу. Вот как распределились ответы:
- Очень сложно — 43%;
- Скорее сложно — 41%;
- Скорее несложно — 6%;
- Совершенно несложно — 2%.
- Затруднились с ответом 8%.
Топ-7 профобластей, среди представителей которых оказалось больше всего тех, кому искать работу очень сложно, выглядит так:
- Сервис — 59%;
- Высший менеджмент — 55%;
- Юристы — 52%;
- Банки, инвестиции, лизинг — 49%;
- Безопасность (это прежде всего сотрудники охраны) — 49%;
- Государственная служба — 48%;
- Искусство, развлечения, массмедиа — 48%.
Топ-4 профобластей, среди представителей которых оказались самые незначительные доли ответивших, что искать работу очень сложно:
- ИТ, интернет, телеком — 35%;
- Консультирование — 36%;
- Начало карьеры, студенты — 38%;
- Добыча сырья — 39%.
Во всех остальных профобластях доля выбравших ответ «очень трудно» составила от 40% и выше.
А вот как выглядит топ-9 профобластей, среди представителей которых оказалось больше всего тех, кому искать работу скорее несложно или даже совершенно несложно:
- Автомобильный бизнес — 14%;
- ИТ, интернет, телеком — 13%;
- Домашний персонал — 12%;
- Строительство, недвижимость — 10%.
В остальных профобластях доля считающих, что искать работу легко, оказалась меньше 10%.