Российские экспортеры в последние годы прошли огонь и воду. Чего только стоит отключение SWIFT и постоянно меняющиеся курсы валют. Наш бренд уже больше пяти лет производит растительные масла, продаем в Южной Корее, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане и Беларуси. Первая поставка масел была совершена в Казахстан, и уже на этом этапе компания столкнулась с рядом сложностей. Поделюсь своим походом к экспорту и расскажу о «подводных камнях», которые мы успешно преодолели.
1. Оформление документации
Первая задача экспортера – это оформление всех необходимых бумаг. Этот «камень» точно испугает молодую компанию, ведь нужно знать, какие требования предъявляются к производителям, и позаботиться о наличии всех документов. Например, собрать данные для оформления сертификатов СТ-1 о происхождении товара, который указывает страну изготовления, определяет таможенную пошлину и возможность получения льгот по торговым соглашениям.
Можно разобраться с этим самостоятельно, однако мы выбрали другой, более надежный путь – решили обратиться к экспертам, которые специализируются на работе с подобными документами и знают отрасль «от а до я». Сотрудничество с профессионалами значительно облегчило нам работу, однако задача по сбору требуемой информации (например, о месте производства сырья) оставалась на нас. Брокеры уведомили, какие документы нужны, а все данные для них мы запросили у поставщиков. Такой подход помог нам сократить временные издержки и избавил от лишнего стресса.
2. Доставка товара за рубеж
Для решения проблем с логистикой мы руководствовались тем же принципом, что и в прошлом пункте – искали перевозчика. Изучили варианты и обратились в логистическую компанию, которая доставляет товары в необходимую нам страну. Поделюсь некоторыми лайфхаками, на которые стоит обратить внимание для упрощения логистики:
- Часто компании, которым мы продаем товары на экспорт, закупаются у других поставщиков в России. Это значит, что мы не первые, у кого они берут товар в РФ. Поэтому уточните, где они забирают груз и можно ли загрузить машины вашим товаром.
- Найдите компанию, работающую с нужной вам страной. В нашем случае была найдена компания по логистике в Новосибирске, сотрудничающая с покупателями из Казахстана. Теперь компания самостоятельно оформляет заявку на отгрузку, а нашей задачей остается доставить товар с готовой заявкой до Новосибирска.
- Бывает, что покупатель решает вопрос логистики самостоятельно. Подобный случай у нас произошел с клиентом из Южной Кореи. Импортер без нашего участия нашел место доставки, транспортную компанию, а также решил вопросы по фрахту (плате владельцу транспортного средства за погрузку, перевозку и т.п.). Заранее уточните у второй стороны, как она планирует получать товар – возможно, логистика будет лежать на плечах опытного покупателя.
Помните, что нерешаемых проблем с логистикой нет, есть скорее страх в голове руководителя компании. Поэтому важно действовать и искать все возможные способы организации поставок.
3. Поиск клиентов
Главная проблема экспорта, на мой профессиональный взгляд, заключается в отсутствии покупателя. Вся экспортная логистическая цепочка начинается с клиента, и, если первого звена нет, то вся система лишается смысла. В первую очередь для налаживания экспорта важно найти компанию, заинтересованную в вашей продукции.
Как находить «экспортных» клиентов – проверенные решения
- Международные выставки. В России и за границей регулярно проходят масштабные выставки с участием иностранных гостей. Несмотря на геополитическую ситуацию, страны все еще заинтересованы в российских производителях. Вы можете изучить ближайшие выставки на специальных сайтах и принять в них участие.
- Бизнес-миссии. Это использование услуг Центра поддержки экспорта. Мы ездим в другие страны, где подрядчик готовит для нас встречи с компаниями, заинтересованными в покупке продукта. Нам остается лишь продуктивно провести с ними диалог. В рамках бизнес-миссий мы знакомимся со страной изнутри, благодаря чему понимаем, подойдет ли ей наш продукт и как сделать так, чтобы он там прижился. Если товар не подходит, мы ищем новые рынки.
- Переговоры на территории РФ. Случается и так, что представители зарубежных компаний самостоятельно приезжают в РФ. Например, в Центр поддержки экспорта, куда нас приглашают на встречи. Мы, конечно же, принимаем активное участие в таких мероприятиях и рекомендуем их каждому экспортеру.
4. Оформление внешнего вида товара
Есть два важных нюанса упаковки экспортного товара, которые могут стать проблемой в организации поставок:
- Язык перевода. Необходимо перевести надписи на упаковке на язык той страны, в которую будет отправлен товар. Например, на упаковках нашей продукции есть два перевода – на русский и английский языки. При международных поставках мы клеим сверху стик с переводом на язык целевой страны. Следует обязательно быть готовыми к тому, что придется оперативно запрашивать у специалистов перевод этикетки. Поэтому рекомендую заранее найти подрядчиков для этих целей. В противном случае ваш товар могут не пропустить на продажу.
- Знак сертификата. Иногда производители пишут информацию о продукте прямо на баллоне. Например, у нас есть сертификат на товар, в подтверждение чего на упаковку клеится определенный знак. Однако сложность заключается в том, что в других странах может быть запрещено использование подобных знаков. Производители должны быть готовы к тому, что нужно будет заклеить знак качества, неприемлемый в стране экспорта. Следует заранее узнать, в каких странах разрешается ваш знак, а в каких нет.
5. Свежесть товара
Иностранные покупатели вряд ли продолжат доверять бренду, если его товары имеют непрезентабельный вид или истекающие сроки годности. При отправке на экспорт важно позаботиться о том, чтобы товар был максимально хорошего качества с точки зрения даты производства. Другими словами, поставляемый продукт должен быть очень свежим.
Бывает такое, что производители отправляют за рубеж складские остатки и не имеют в виду длительность доставки товара, количество времени, что он простоит на таможне, возможный временной простой из-за перегруза. Обязательно стоит учитывать подобные потери времени, пока ваш товар не получит разрешение на продажу. Причем в каждой стране это займет разное время. Рекомендую подстраховаться и отправить максимально свежий товар, чтобы даже после длительного простоя на таможне он был отличного качества.
*****
Несмотря на сложную ситуацию и немалое количество «подводных камней», многие иностранные компании хотят сотрудничать с российскими производителями. Обязательно воспользуйтесь возможностями и попробуйте работу с другими странами, ведь отечественные товары заслуживают международного внимания.
Также читайте:
Про этикетки - отдельный геморрой. У моего знакомого был момент, когда они чуть не отправили в печать новое название продукта, которое в той стране считалось оскорбительным ))
Это смотря какой сегмент рынка. Например, в сегменте сельхозпродукции все наоборот: я сейчас представляю иностранного покупателя, и мы не можем собрать от российских поставщиков коммерческое предложение: кто отвечает, что не может набрать нужные объемы, кто набрать может, но не знает, как везти в Синцзян (а логистические компании тоже не знают), у кого продукт оказывается ГМО, и так далее.
Хорошая статья, особенно важный момент про упаковку:
Кругом свои трудности. Я в течение 15 лет работаю в Таиланде, один из сервисов - помогаем входу отечественных компаний на местный рынок.